СРАВНЕНИЕ ЕФЕСЯНАМ 2:4-9 И КОЛОССЯНАМ 2:12, 13 Многие религиозные группы приводят Еф. 2:8, 9 в качестве доказательства, что вера -единственное требование для спасения. Веря этому и считая крещение делом, они исключа-ют крещение из Божьих требований для спа-сения.
Рассуждения такого рода могли бы ис-ключить и веру из плана спасения, ибо в 1 Пет. 3:21 Петр писал: "Крещение спасает вас". Если каждый стих вырывать из контек-ста и иастчатъ все. что не входит в этот стих, то тогда вера и покаяние не являются необходимыми для спасения, потому что в 1 Пет. 3:21 о них не упоминается. Ни один стих в Библии нельзя толковать так, чтобы исключались Божьи требования, содержащие-ся в других стихах. Поступать так значило бы сделать Библию противоречивой. При пра-вильном обращении с Библией нельзя исклю-чать то. что упоминается в других стихах, а напротив, надо включать и все то, что включе-но в другие стихи. Если подходить к Библии таким образом, она окажется согласованной во всем.
Сравнивая Еф. 2:4-9 и Кол. 2:12, 13, мы можем показать, что Еф. 2:8 согласуется с 1 Пет. 3:21. Эта согласованность становится очевидной, если правильно понимать употреб-ление Павлом в этих стихах различных выра-жений. Он говорит: "Бог... нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, -благодатию вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф. 2:4-6). В Еф. 2:8 он повторяет выражение "благодатию вы спасены", которое перед этим мы встречаем в стихе 5.
Вопрос не в том. считал ли Павел, что кто-то спасается благодатью, но в том, когда, по мнению Павла, человек получает спасение по благодати. Обшина в Ефесе, наверное, по-няла это из личной проповеди Павла, но мы должны узнавать, что он имел в виду, путем исследования его утверждений в других писа-ниях.
Понич!аяие этого вопроса Павлом стано-вится ясным из его иясьма к общине в Колос-сах:
Бывши погребенъ;; Нгм в ^решении, в Нем вы и совоскресла верою в силу Бога, Кото-рый воскресил Ег: >'.:- иартвых. и вас. кото-рые были мертвы во грехах н в необрезании плоти вашей, оживал вместе с Ним. простив нам все грехи ГКол. 2:12. '. 3
Обратите внимание на связь между посла-ниями к эфесянам и к колоссянам. В обоих посланиях Павел говорит об одних и тех же понятиях: (1) "мертвых по преступлениям" -Еф. 2:5, "мертвы во грехах" - Кол. 2:13; (2) "воскресил с Ним" - Еф. 2:6, "в Нем... совос-кресли" - Кол. 2:12; (3) "оживотворил со Хри-стом" - Еф. 2:5, "оживил вместе с Ним" - Кол. 2:13; (4) "чрез веру" - Еф. 2:8, "верою" - Кол. 2:12; (5) нерукотворно, т.е. "не от дел" - Кол. 2:11, Еф. 2:9; и (6) "спасены", т.е. "простив... все грехи" - Еф. 2:8, Кол. 2:13.
Тот факт, что все эти утверждения иден-тичны, должен означать, что Павел говорил об одном и том же. Его читатели были спасе-ны от своих грехов благодатью через веру, когда крестились. Слово "спасены" в Еф. 2:8 есть причастие совершенного вида, что указы-вает на то, что Павел рассматривал существу-ющее состояние, возникшее в силу некоего действия в прошлом. "Простив" (Кол. 2:13) яв-ляется в греческом оригинале причастием прошедшего времени, указывающим, что дей-ствие в прошлом было завершено.
Когда же, как говорит Павел, это проис-ходит? Когда человек, бывши погребен с Ии-сусом в крещении, в Нем и совоскрес верою в силу Бога (Кол. 2:12).
Согласно Павлу, спасение происходит по благодати через веру. Однако, это спасение по благодати не произойдет до тех пор, пока че-ловек не будет оживлен вместе со Христом и не воскреснет вместе с Ним (Еф. 2:5). Павел ясно учит, что это происходит, когда человек погребается и воскресает вместе со Христом в крещении благодаря вере в деяния Божьи (Кол. 2:12, 13). Мы можем быть уверены, что Павел учил тому, что благодать Божья, даю-щая спасение и прощение, снисходит через ве-ру, когда человек погребается и воскресает со Христом в крещении. Всякий, кто учит, что вера исключает крещение, нарушает соответ-ствие между учениями Павла, содержащимися в его посланиях к эфесянам и к колоссянам.
Когда сопоставляются Еф. 2:4-9 и Кол. 2:12, 13, то учение Павла становится ясным:
Бог нас, мертвых по преступлениям, но быв-ших погребенными с Ним в крещении и сово-скресших в Нем верою в силу Бога [что вве-ло нас во Христа - Рим. 6:3], оживотворил со Христом, простив нам все грехи (благодатию вы спасены), и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизо-бильное богатство благодати Своей в благо-сти к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий
дар: не от дел [нерукотворно], чтобы никто не хвалился.
Поскольку крещение не обладает внутрен-ней способностью прощать грехи, спасение, получаемое при крещении, должно приходить по благодати Божьей, которую дает очищение кровью Иисуса, смывающее грехи и принося-щее спасение тому, кто покоряется Богу кре-щением благодаря своей вере в силу Божью. Спасение благодатью чрез веру не исключает крещения, а напротив, включает его, ибо именно этому учил Павел (как явствует из сравнения Еф. 2:4-9 с Кол. 2:12, 13, что на-ходится в соответствии с Еф. 2:8 и 1 Пет. 3:21).
Рассуждения такого рода могли бы ис-ключить и веру из плана спасения, ибо в 1 Пет. 3:21 Петр писал: "Крещение спасает вас". Если каждый стих вырывать из контек-ста и иастчатъ все. что не входит в этот стих, то тогда вера и покаяние не являются необходимыми для спасения, потому что в 1 Пет. 3:21 о них не упоминается. Ни один стих в Библии нельзя толковать так, чтобы исключались Божьи требования, содержащие-ся в других стихах. Поступать так значило бы сделать Библию противоречивой. При пра-вильном обращении с Библией нельзя исклю-чать то. что упоминается в других стихах, а напротив, надо включать и все то, что включе-но в другие стихи. Если подходить к Библии таким образом, она окажется согласованной во всем.
Сравнивая Еф. 2:4-9 и Кол. 2:12, 13, мы можем показать, что Еф. 2:8 согласуется с 1 Пет. 3:21. Эта согласованность становится очевидной, если правильно понимать употреб-ление Павлом в этих стихах различных выра-жений. Он говорит: "Бог... нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, -благодатию вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф. 2:4-6). В Еф. 2:8 он повторяет выражение "благодатию вы спасены", которое перед этим мы встречаем в стихе 5.
Вопрос не в том. считал ли Павел, что кто-то спасается благодатью, но в том, когда, по мнению Павла, человек получает спасение по благодати. Обшина в Ефесе, наверное, по-няла это из личной проповеди Павла, но мы должны узнавать, что он имел в виду, путем исследования его утверждений в других писа-ниях.
Понич!аяие этого вопроса Павлом стано-вится ясным из его иясьма к общине в Колос-сах:
Бывши погребенъ;; Нгм в ^решении, в Нем вы и совоскресла верою в силу Бога, Кото-рый воскресил Ег: >'.:- иартвых. и вас. кото-рые были мертвы во грехах н в необрезании плоти вашей, оживал вместе с Ним. простив нам все грехи ГКол. 2:12. '. 3
Обратите внимание на связь между посла-ниями к эфесянам и к колоссянам. В обоих посланиях Павел говорит об одних и тех же понятиях: (1) "мертвых по преступлениям" -Еф. 2:5, "мертвы во грехах" - Кол. 2:13; (2) "воскресил с Ним" - Еф. 2:6, "в Нем... совос-кресли" - Кол. 2:12; (3) "оживотворил со Хри-стом" - Еф. 2:5, "оживил вместе с Ним" - Кол. 2:13; (4) "чрез веру" - Еф. 2:8, "верою" - Кол. 2:12; (5) нерукотворно, т.е. "не от дел" - Кол. 2:11, Еф. 2:9; и (6) "спасены", т.е. "простив... все грехи" - Еф. 2:8, Кол. 2:13.
Тот факт, что все эти утверждения иден-тичны, должен означать, что Павел говорил об одном и том же. Его читатели были спасе-ны от своих грехов благодатью через веру, когда крестились. Слово "спасены" в Еф. 2:8 есть причастие совершенного вида, что указы-вает на то, что Павел рассматривал существу-ющее состояние, возникшее в силу некоего действия в прошлом. "Простив" (Кол. 2:13) яв-ляется в греческом оригинале причастием прошедшего времени, указывающим, что дей-ствие в прошлом было завершено.
Когда же, как говорит Павел, это проис-ходит? Когда человек, бывши погребен с Ии-сусом в крещении, в Нем и совоскрес верою в силу Бога (Кол. 2:12).
Согласно Павлу, спасение происходит по благодати через веру. Однако, это спасение по благодати не произойдет до тех пор, пока че-ловек не будет оживлен вместе со Христом и не воскреснет вместе с Ним (Еф. 2:5). Павел ясно учит, что это происходит, когда человек погребается и воскресает вместе со Христом в крещении благодаря вере в деяния Божьи (Кол. 2:12, 13). Мы можем быть уверены, что Павел учил тому, что благодать Божья, даю-щая спасение и прощение, снисходит через ве-ру, когда человек погребается и воскресает со Христом в крещении. Всякий, кто учит, что вера исключает крещение, нарушает соответ-ствие между учениями Павла, содержащимися в его посланиях к эфесянам и к колоссянам.
Когда сопоставляются Еф. 2:4-9 и Кол. 2:12, 13, то учение Павла становится ясным:
Бог нас, мертвых по преступлениям, но быв-ших погребенными с Ним в крещении и сово-скресших в Нем верою в силу Бога [что вве-ло нас во Христа - Рим. 6:3], оживотворил со Христом, простив нам все грехи (благодатию вы спасены), и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизо-бильное богатство благодати Своей в благо-сти к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий
дар: не от дел [нерукотворно], чтобы никто не хвалился.
Поскольку крещение не обладает внутрен-ней способностью прощать грехи, спасение, получаемое при крещении, должно приходить по благодати Божьей, которую дает очищение кровью Иисуса, смывающее грехи и принося-щее спасение тому, кто покоряется Богу кре-щением благодаря своей вере в силу Божью. Спасение благодатью чрез веру не исключает крещения, а напротив, включает его, ибо именно этому учил Павел (как явствует из сравнения Еф. 2:4-9 с Кол. 2:12, 13, что на-ходится в соответствии с Еф. 2:8 и 1 Пет. 3:21).
Комментарий