Этот отрывок - противоположность старого и нового, противопоставление закона, данного на горе Синай, и нового завета, который принес Иисус. Объявление Господом завета Своего описано во Втор. 4,11-12 так: "Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня". В Исх. 19,12-13 говорится о том, что народ не мог подойти и притронуться к этой страшной горе: "И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;
Из истории получения Моисеем закона на горе Синай автор подчеркивает три пункта:
1. Абсолютное величие Бога. Библия подчеркивает потрясающую мощь Бога и в ней вообще нет речи о любви.
2. Абсолютная недостижимость Бога. Путь к Богу просто закрыт: всякий, кто попытается приблизиться к Нему, должен умереть.
3. Абсолютный ужас перед Богом. Люди не испытывают ничего, кроме благоговейного страха перед Ним, боясь взглянуть на Него и даже услышать Его.
Здесь приступили, но не есть взошли туда.
...Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;[Флп.1:23]
Оно и понятно. На сегодня мы живые:... знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -ибо мы ходим верою, а не видением, -то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.[2Кор.5]
Автор Послания к Евреям приводит своего рода перечень нового великолепия и славы, ожидающих христиан.
1. Во-первых, нас ждет новый небесный Иерусалим. Этот мир с его страхами, тайнами и разделением проходит, и жизнь христиан строится по-новому.
2. Далее, тьмы ангелов ждут нас в торжествующем соборе. Автор употребил слово панегирус (переведенное в Библии как торжествующий собор), означавшее радостный народный праздник в честь богов. Для греков это был радостный священный день, когда праздновали и радовались все. Христиан ждут такие небесные радости, что возрадовались даже ангелы.
3. Нас ждут избранники Божий. Для их характеристики автор послания употребляет два различных слова. Во-первых, он называет их первенцами. Ну, а сын-первенец наследует имение и честь. И, кроме того, автор говорит, что их имена написаны на небесах. В древности цари вели списки верных им граждан. Таким образом, христиан ждут все те, кого почтил Господь и кого Он выделил среди Своих граждан.
4. Там ждет нас слава, но благоговейный страх пред Богом остается. Новому Завету никогда не грозит опасность сколько-нибудь исказить идею Бога, сделать Его более сентиментальным.
5. Там ждут нас, наконец, духи праведников, достигших совершенства, достигших свои цели. И мы сами окажемся в числе тех, кто занесен в почетный список на небесах.
6. И, наконец, автор послания говорит, что Иисус был инициатором этого нового завета, сделавшем возможным эти новые отношения с Богом. Это Он, совершенный Первосвященник и совершенная жертва, сделал недоступное доступным, а сделал Он это ценой Своей крови.
...Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.(1Ин.3:2-3)
Из истории получения Моисеем закона на горе Синай автор подчеркивает три пункта:
1. Абсолютное величие Бога. Библия подчеркивает потрясающую мощь Бога и в ней вообще нет речи о любви.
2. Абсолютная недостижимость Бога. Путь к Богу просто закрыт: всякий, кто попытается приблизиться к Нему, должен умереть.
3. Абсолютный ужас перед Богом. Люди не испытывают ничего, кроме благоговейного страха перед Ним, боясь взглянуть на Него и даже услышать Его.
Здесь приступили, но не есть взошли туда.
...Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;[Флп.1:23]
Оно и понятно. На сегодня мы живые:... знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -ибо мы ходим верою, а не видением, -то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.[2Кор.5]
Автор Послания к Евреям приводит своего рода перечень нового великолепия и славы, ожидающих христиан.
1. Во-первых, нас ждет новый небесный Иерусалим. Этот мир с его страхами, тайнами и разделением проходит, и жизнь христиан строится по-новому.
2. Далее, тьмы ангелов ждут нас в торжествующем соборе. Автор употребил слово панегирус (переведенное в Библии как торжествующий собор), означавшее радостный народный праздник в честь богов. Для греков это был радостный священный день, когда праздновали и радовались все. Христиан ждут такие небесные радости, что возрадовались даже ангелы.
3. Нас ждут избранники Божий. Для их характеристики автор послания употребляет два различных слова. Во-первых, он называет их первенцами. Ну, а сын-первенец наследует имение и честь. И, кроме того, автор говорит, что их имена написаны на небесах. В древности цари вели списки верных им граждан. Таким образом, христиан ждут все те, кого почтил Господь и кого Он выделил среди Своих граждан.
4. Там ждет нас слава, но благоговейный страх пред Богом остается. Новому Завету никогда не грозит опасность сколько-нибудь исказить идею Бога, сделать Его более сентиментальным.
5. Там ждут нас, наконец, духи праведников, достигших совершенства, достигших свои цели. И мы сами окажемся в числе тех, кто занесен в почетный список на небесах.
6. И, наконец, автор послания говорит, что Иисус был инициатором этого нового завета, сделавшем возможным эти новые отношения с Богом. Это Он, совершенный Первосвященник и совершенная жертва, сделал недоступное доступным, а сделал Он это ценой Своей крови.
...Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.(1Ин.3:2-3)
Комментарий