В Список объектов Всемирного наследия входят 17 памятников эпохи раннего средневековья, которые расположены в 12 странах.
Что касается Европейского Средневековья: период после падения Римской империи и до X в. иногда называют Тёмными веками Тем самым подчёркивают и скудость письменных свидетельств о той эпохе, и определённый регресс в культуре.
Но именно тогда были изобретены либо существенным образом усовершенствованы и прочно вошли в обиход привычные нам мышеловка, очки, бумага, порох, сталь, конская подкова, сбруя и стремена, шёлк, мыло, ветряная и водяная мельницы, тяжёлый плуг, винный пресс, колёсное веретено и др.
История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времён. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то, в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.
КОМПАС
Ни одно другое устройство не оказало столь большого влияния на последующее развитие мореплавания, как магнитный компас (от лат. compasso «измеряю»).
Принцип его действия прост: не стесненный в движении кусочек магнита всегда разворачивается так, что указывает одним кониом на магнитный полюс Земли. А поскольку магнитный полюс расположен недалеко от географического северного полюса, компас начали использовать для определения направления на север. Первый компас сделали в Китае за 1000 лет до н. э. Магнитную стрелку закрепляли на куске пробки, который свободно плавал в воде. Этот несложный прибор помогал ориентироваться в пустынной местности.
В Европу компас попал с Востока только в Средние века; самые ранние упоминания о нем относятся к XIIXIII вв. Очень скоро компас стал главным навигационным прибором. Его конструкция постоянно совершенствовалась. Применяемый в наши дни морской компас уже достаточно сложное устройство, а точность его показаний достигает нескольких десятых долей градуса.
КОЛЁСНЫЙ ПЛУГ
Самые ранние упоминания о колёсном плуге, который использовался в Малой Азии, относятся к I в. Оставил их римский писатель и учёный Плиний Старший (23 или 2479). В Европе плуг появился в долине Рейна не позднее VIII в. Есть, впрочем, указания на то, что это устройство славяне применяли уже в V в. От них оно могло попасть через Северную Италию и на Рейн.
С колёсным плугом в сельское хозяйство Северной Европы пришли серьёзные перемены. Вместо двухпольной системы землепользования утвердилась трёхпольная: одна треть участка засевалась яровыми, другая озимыми зерновыми культурами, а последняя оставалась под паром, благодаря чему восстанавливалась структура почвы. Каждый год участки менялись. Так поддерживалось высокое плодородие почвы при глубокой вспашке. Затем в плуг стали впрягать лошадь, а не вола когда изобрели упряжь с жёстким хомутом и боковыми ремнями.
Всё это привело к образованию излишков продовольствия, что, в свою очередь, способствовало появлению новых и росту старых городов, постепенно сливавшихся с пригородами. В результате оживилась торговля продукцией сельского хозяйства и быстро развивавшегося ремесленного производства. Нараставший экономический подъём вызвал в конечном счёте тот расцвет культуры, который Европа пережила в начале XI в.
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ
Водяные мельницы, унаследованные от Античной эпохи, в Средние века применялись сначала только для помола зерна. В Британии они появились в 340 г., в Богемии (Чехия) в 718 г, а во Франции в IX в. До наших дней сохранились материалы земельной переписи, проведенной в 1086 г. в Англии. В них упомянуто уже 5624 водяные мельницы и указаны места их расположения.
Мельницы другого типа ветряные известны с середины VII в., когда их впервые стали строить на территории Персии. В Нидерландах, где издревле боролись с морем за каждый клочок земли, пригодной для сельского хозяйства, именно с помошью ветряных мельнии с XXI вв. осушали большие территории. Сначала возводили земляные дамбы, отгораживающие мелководный участок морского залива, а затем сооружали мельницы с водоотливными колесами. Они неустанно, день и ночь был бы только ветер! откачивали воду.
Примерно в то же время люди поняли, что мельничный двигатель можно использовать для выполнения любой работы, требующей больших затрат мускульной энергии. Нужны были только специальные механизмы, обеспечивающие передачу усилий с вала, вращаемого лопастями ветряка или водяным колесом, на другой вал. Этот вал следовало расположить под углом и соединить с техническими устройствами, преобразующими вращательное движение в прямолинейное и возвратно-поступательное движение рабочей машины. И такие механизмы изобрели. Водяные двигатели начали применять в самых разных областях промышленности в производстве сукна и пороха, для дробления руды, откачки воды из шахт и приведения в действие кузнечных мехов. Появились сложные передаточные механизмы, с помощью которых от одного двигателя работали две машины и более. Мельнииы стали основным типом двигателя в ремесленном и мануфактурном производстве, и так было до тех пор, пока не создали универсальный паровой двигатель.
Что касается Европейского Средневековья: период после падения Римской империи и до X в. иногда называют Тёмными веками Тем самым подчёркивают и скудость письменных свидетельств о той эпохе, и определённый регресс в культуре.
Но именно тогда были изобретены либо существенным образом усовершенствованы и прочно вошли в обиход привычные нам мышеловка, очки, бумага, порох, сталь, конская подкова, сбруя и стремена, шёлк, мыло, ветряная и водяная мельницы, тяжёлый плуг, винный пресс, колёсное веретено и др.
История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времён. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то, в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.
КОМПАС
Ни одно другое устройство не оказало столь большого влияния на последующее развитие мореплавания, как магнитный компас (от лат. compasso «измеряю»).
Принцип его действия прост: не стесненный в движении кусочек магнита всегда разворачивается так, что указывает одним кониом на магнитный полюс Земли. А поскольку магнитный полюс расположен недалеко от географического северного полюса, компас начали использовать для определения направления на север. Первый компас сделали в Китае за 1000 лет до н. э. Магнитную стрелку закрепляли на куске пробки, который свободно плавал в воде. Этот несложный прибор помогал ориентироваться в пустынной местности.
В Европу компас попал с Востока только в Средние века; самые ранние упоминания о нем относятся к XIIXIII вв. Очень скоро компас стал главным навигационным прибором. Его конструкция постоянно совершенствовалась. Применяемый в наши дни морской компас уже достаточно сложное устройство, а точность его показаний достигает нескольких десятых долей градуса.
КОЛЁСНЫЙ ПЛУГ
Самые ранние упоминания о колёсном плуге, который использовался в Малой Азии, относятся к I в. Оставил их римский писатель и учёный Плиний Старший (23 или 2479). В Европе плуг появился в долине Рейна не позднее VIII в. Есть, впрочем, указания на то, что это устройство славяне применяли уже в V в. От них оно могло попасть через Северную Италию и на Рейн.
С колёсным плугом в сельское хозяйство Северной Европы пришли серьёзные перемены. Вместо двухпольной системы землепользования утвердилась трёхпольная: одна треть участка засевалась яровыми, другая озимыми зерновыми культурами, а последняя оставалась под паром, благодаря чему восстанавливалась структура почвы. Каждый год участки менялись. Так поддерживалось высокое плодородие почвы при глубокой вспашке. Затем в плуг стали впрягать лошадь, а не вола когда изобрели упряжь с жёстким хомутом и боковыми ремнями.
Всё это привело к образованию излишков продовольствия, что, в свою очередь, способствовало появлению новых и росту старых городов, постепенно сливавшихся с пригородами. В результате оживилась торговля продукцией сельского хозяйства и быстро развивавшегося ремесленного производства. Нараставший экономический подъём вызвал в конечном счёте тот расцвет культуры, который Европа пережила в начале XI в.
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ
Водяные мельницы, унаследованные от Античной эпохи, в Средние века применялись сначала только для помола зерна. В Британии они появились в 340 г., в Богемии (Чехия) в 718 г, а во Франции в IX в. До наших дней сохранились материалы земельной переписи, проведенной в 1086 г. в Англии. В них упомянуто уже 5624 водяные мельницы и указаны места их расположения.
Мельницы другого типа ветряные известны с середины VII в., когда их впервые стали строить на территории Персии. В Нидерландах, где издревле боролись с морем за каждый клочок земли, пригодной для сельского хозяйства, именно с помошью ветряных мельнии с XXI вв. осушали большие территории. Сначала возводили земляные дамбы, отгораживающие мелководный участок морского залива, а затем сооружали мельницы с водоотливными колесами. Они неустанно, день и ночь был бы только ветер! откачивали воду.
Примерно в то же время люди поняли, что мельничный двигатель можно использовать для выполнения любой работы, требующей больших затрат мускульной энергии. Нужны были только специальные механизмы, обеспечивающие передачу усилий с вала, вращаемого лопастями ветряка или водяным колесом, на другой вал. Этот вал следовало расположить под углом и соединить с техническими устройствами, преобразующими вращательное движение в прямолинейное и возвратно-поступательное движение рабочей машины. И такие механизмы изобрели. Водяные двигатели начали применять в самых разных областях промышленности в производстве сукна и пороха, для дробления руды, откачки воды из шахт и приведения в действие кузнечных мехов. Появились сложные передаточные механизмы, с помощью которых от одного двигателя работали две машины и более. Мельнииы стали основным типом двигателя в ремесленном и мануфактурном производстве, и так было до тех пор, пока не создали универсальный паровой двигатель.
Комментарий