Нужно ненавидеть возношение фарисея и падения мытаря. Мытарь вышел из храма более оправданным, но это еще не значит, что он уже в Царствии Небесном. Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, автор великопостной молитвы «Господи и Владыка живота моего», заповедует нам в этой молитве зреть (видеть) наши прегрешения и не осуждать брата.
Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Тщеславие в своей основе есть, по единодушному определению Отцов Церкви, «упование на своё тщание», «отвержение Бога», «отгнание Его помощи». Ибо, делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант - это Твоё, но для того, чтобы люди меня хвалили. Этим я только утверждаю своё «я», ибо люди мне нужны здесь только для того, чтобы они мне воздали хвалу. Это «видимый» идол, по определению Святых Отцов. Я служу здесь не Богу, а людям, но и им-то служу не для них, а для себя. Фарисей уже отвергает Бога. Он приходит в храм и говорит: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Стало быть, я хорош. Ты меня создал, я ещё Тебя благодарю, Твоя помощь может быть нужна тому мытарю, но не мне, я ещё кланяюсь Тебе, но Ты мне уже не нужен». Это отношение человека, который во главу своей жизни ставит своё «я», свою добродетель.
Фарисей исполняет закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям закона, хотя бы и Ветхого, но тщетно это, ибо у него нет смирения.
Одному Святому Отцу встретился диавол и сказал ему: «Во всём я подобен тебе, кроме одного: ты не спишь, и я бодрствую, ты постишься, и я ничего не ем, но ты побеждаешь меня смирением». Верные последователи Христа познаются не делами, а смирением. Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе - и буду иметь в этом случае истинное христианское делание. А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-либо других целей - каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым...
Притча о мытаре и фарисе - это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Церковь спешит на помощь. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
Крепко запомним слова Христа: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18: 14).
Преподобный Нил Синайский о гордости
Гордость есть опухоль в душе, наполненная испорченной кровью. Если она назреет, то прорвется и причинит большую неприятность. Блистание молний предуказывает громовой удар, а о гордости возвещает появление тщеславия. На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергает его в бездну.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей. Согнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого непотребна Богу. Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, и страх Божийдобродетельную душу. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу. Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами.
Гордость архангела низвергла с Неба, и сделала, что он, как молния, пал на землю. А смиренномудрие человека возводит на Небо и уготовляет к ликостоянию с Ангелами.
Что несешься, человек, выспрь, и подъемлешься выше облаков, когда ты по естеству брение и гниль? Посмотри на естество свое, ты земля и пепел, вскоре разрешишься в прах, теперь величав, а вскоре будешь червь! Что подъемлешь выю, которая вскоре сгниет? Велик человек, когда помогает ему Бог, а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества. Нет у тебя ничего доброго, чего не приял бы ты от Бога. Поэтому, для чего величаешься чужим, как своим? Для чего хвалишься благодатию Божиею, как собственным своим достоянием?
Признай Даровавшего и не превозносись много: ты тварь Божия, не презирай Сотворшего. Бог помогает тебе, не отрицай Благодателя. Взошел ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог. Преуспел ты в добродетели, но действовал в тебе Бог. Исповедуй Возвысившего, чтобы твердым пребыть тебе на высоте. Признавай своего единоплеменника, он одной и той же с тобою сущности. Не отрицай родства по надменности.
Он смирен, а ты превыспрен; но один Зиждитель сотворил обоих. Не пренебрегай смиренного, он стоит тверже тебя; по земле ходит и не скоро падет; а ставший высоко, если падет, то сокрушится.
Гордый монах дерево, у которого нет корня и которое не может выдержать приражения ветра. А не кичливый образ мыслей стенами огражденный город; обитающему в нем нечего будет бояться. Былинка подъемлется высоко дуновением ветра, а гордого возносит приражение высокоумия. Лопнувший пузырь обращается в ничто, и память гордого погибнет.
Слово смиренного мягчительная мазь душе, а слово гордого исполнено кичения. Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Бога. Смиренномудрие венец дому, и вошедшего блюдет в безопасности.
Когда восходишь на высоту добродетелей, тогда великая тебе потребность в ограждении. Ибо стоящий на полу, и упав, скоро восстанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть. Драгоценному камню прилична золотая оправа, и смирение мужа блистает многими добродетелями.
Гордость привела монаха к осуждению других, затем к самообольщению, в котором он принял демона в образе ангела, и к гибели
Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и... вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался.
Священное Писание о гордости
Опасность гордыни
Сирах (6,1-4)
1. Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол:
3. листья твои ты истребишь, и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево.
4. Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов.
Предостережение от гордости
Сирах (10,6-21)
6. Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом.
7. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.
8. Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания.
9. Что гордится земля и пепел?
10 и при жизни извергаются внутренности его.
11. Продолжительною болезнью врач пренебрегает;
12. и вот, ныне царь, а завтра умирает.
13. Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви.
14. Начало гордости удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
15. ибо начало греха гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость.
16. И за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
17. Господь низвергает престолы властителей, и посаждает кротких на место их.
18. Господь вырывает с корнем народы, и насаждает, вместо них, смиренных.
19. Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.
20. Он иссушает их, и погубляет людей, и истребляет от земли память их.
21. Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева для рождающихся от жен.
Против поспешного осуждения
Сирах (19,13-17)
13. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.
14. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того.
15. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.
16. Не всякому слову верь.
17. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?
Благословение Храма Покрова Пресвятой Богородицы
г. Никольск-Уссурийский
2002 год
Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Тщеславие в своей основе есть, по единодушному определению Отцов Церкви, «упование на своё тщание», «отвержение Бога», «отгнание Его помощи». Ибо, делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант - это Твоё, но для того, чтобы люди меня хвалили. Этим я только утверждаю своё «я», ибо люди мне нужны здесь только для того, чтобы они мне воздали хвалу. Это «видимый» идол, по определению Святых Отцов. Я служу здесь не Богу, а людям, но и им-то служу не для них, а для себя. Фарисей уже отвергает Бога. Он приходит в храм и говорит: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Стало быть, я хорош. Ты меня создал, я ещё Тебя благодарю, Твоя помощь может быть нужна тому мытарю, но не мне, я ещё кланяюсь Тебе, но Ты мне уже не нужен». Это отношение человека, который во главу своей жизни ставит своё «я», свою добродетель.
Фарисей исполняет закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям закона, хотя бы и Ветхого, но тщетно это, ибо у него нет смирения.
Одному Святому Отцу встретился диавол и сказал ему: «Во всём я подобен тебе, кроме одного: ты не спишь, и я бодрствую, ты постишься, и я ничего не ем, но ты побеждаешь меня смирением». Верные последователи Христа познаются не делами, а смирением. Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе - и буду иметь в этом случае истинное христианское делание. А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-либо других целей - каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым...
Притча о мытаре и фарисе - это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Церковь спешит на помощь. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
Крепко запомним слова Христа: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18: 14).
Преподобный Нил Синайский о гордости
Гордость есть опухоль в душе, наполненная испорченной кровью. Если она назреет, то прорвется и причинит большую неприятность. Блистание молний предуказывает громовой удар, а о гордости возвещает появление тщеславия. На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергает его в бездну.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей. Согнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого непотребна Богу. Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, и страх Божийдобродетельную душу. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу. Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами.
Гордость архангела низвергла с Неба, и сделала, что он, как молния, пал на землю. А смиренномудрие человека возводит на Небо и уготовляет к ликостоянию с Ангелами.
Что несешься, человек, выспрь, и подъемлешься выше облаков, когда ты по естеству брение и гниль? Посмотри на естество свое, ты земля и пепел, вскоре разрешишься в прах, теперь величав, а вскоре будешь червь! Что подъемлешь выю, которая вскоре сгниет? Велик человек, когда помогает ему Бог, а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества. Нет у тебя ничего доброго, чего не приял бы ты от Бога. Поэтому, для чего величаешься чужим, как своим? Для чего хвалишься благодатию Божиею, как собственным своим достоянием?
Признай Даровавшего и не превозносись много: ты тварь Божия, не презирай Сотворшего. Бог помогает тебе, не отрицай Благодателя. Взошел ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог. Преуспел ты в добродетели, но действовал в тебе Бог. Исповедуй Возвысившего, чтобы твердым пребыть тебе на высоте. Признавай своего единоплеменника, он одной и той же с тобою сущности. Не отрицай родства по надменности.
Он смирен, а ты превыспрен; но один Зиждитель сотворил обоих. Не пренебрегай смиренного, он стоит тверже тебя; по земле ходит и не скоро падет; а ставший высоко, если падет, то сокрушится.
Гордый монах дерево, у которого нет корня и которое не может выдержать приражения ветра. А не кичливый образ мыслей стенами огражденный город; обитающему в нем нечего будет бояться. Былинка подъемлется высоко дуновением ветра, а гордого возносит приражение высокоумия. Лопнувший пузырь обращается в ничто, и память гордого погибнет.
Слово смиренного мягчительная мазь душе, а слово гордого исполнено кичения. Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Бога. Смиренномудрие венец дому, и вошедшего блюдет в безопасности.
Когда восходишь на высоту добродетелей, тогда великая тебе потребность в ограждении. Ибо стоящий на полу, и упав, скоро восстанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть. Драгоценному камню прилична золотая оправа, и смирение мужа блистает многими добродетелями.
Гордость привела монаха к осуждению других, затем к самообольщению, в котором он принял демона в образе ангела, и к гибели
Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и... вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался.
Священное Писание о гордости
Опасность гордыни
Сирах (6,1-4)
1. Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол:
3. листья твои ты истребишь, и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево.
4. Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов.
Предостережение от гордости
Сирах (10,6-21)
6. Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом.
7. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.
8. Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания.
9. Что гордится земля и пепел?
10 и при жизни извергаются внутренности его.
11. Продолжительною болезнью врач пренебрегает;
12. и вот, ныне царь, а завтра умирает.
13. Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви.
14. Начало гордости удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
15. ибо начало греха гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость.
16. И за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
17. Господь низвергает престолы властителей, и посаждает кротких на место их.
18. Господь вырывает с корнем народы, и насаждает, вместо них, смиренных.
19. Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.
20. Он иссушает их, и погубляет людей, и истребляет от земли память их.
21. Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева для рождающихся от жен.
Против поспешного осуждения
Сирах (19,13-17)
13. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.
14. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того.
15. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.
16. Не всякому слову верь.
17. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?
Благословение Храма Покрова Пресвятой Богородицы
г. Никольск-Уссурийский
2002 год
Комментарий