Обоснование Три-Единства

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Кадош
    ...по водам

    • 08 April 2002
    • 59076

    #1

    Обоснование Три-Единства

    Не претендую на глубочайшее исследование сего вопроса. Я лишь хочу привести тезисы, которые, на мой взгляд, выглядят достаточно обоснованными и убедительными.
    Итак, концепция триединства подвергается нападкам со многих сторон!
    Образно говоря, спектр подобных нападок – от условно-иудейских, вплоть до условно-атеистических, а иногда и условно-языческих.
    Условно-иудейские нападки – понятны и обоснованы богословием, насчитывающим – более 3500 лет! К условно-иудейским я отношу не только Иудаизм, но и Ислам. Обе религии, мягко говоря, не приветствуют подобных концепций.
    Нападки-же с других сторон, мне лично видятся странными, безосновательными. Мотивация их не лежит в области глубокого богословия, а лежит скорее в области – стереотипизации и упрощения, свойственных современному, эклектичному миропониманию. Тем более странно слышать обоснования от представителей этой стороны спектра, из богословия иудаизма, или ислама. Мне понятно стремление людей с этой стороны спектра, обосновывать свои антитринитарные утверждения мнением иудаизма. Ведь своих собственных обоснований у них нет. Однако странно слышать эти обоснования от людей – далеких, от иудаизма в частности, и веры в Библейского Бога вообще… Такие люди сами не понимают, что их позиция – выглядит безосновательной и эклектичной. Однако, не получая отпора, со стороны верующих людей, им кажется, что имеющиеся у них утверждения – оправдывают их позицию.
    Однако это далеко не так. И я полагаю, что мы-тринитарии должны иметь инструменты для ментального противостояния этим концепциям.
    Собственно эти инструменты я и предлагаю тут.

    Первый вопрос, на котором, хотелось бы заострить наше внимание – это вопрос терминологического плана.
    Я не употребляю термин Троица!
    Вместо этого я стараюсь всегда использовать термин Три-Единство!
    Несмотря на то, что фактически, оба этих термина – синонимы, все-же предпочитаю опираться на термин Три-Единство, потому что в сегодняшнем мире, термин Троица – подразумевает трёх, что прямо противоречит Афанасьевскому символу веры, в котором рефреном, несколько раз повторяется: «НЕ ТРИ …, А ОДИН!».

    Второй вопрос, возможно самый главный. Почему в иудаизме нет Три-Единства, а в христианстве, в его ортодоксальной форме, оно появилось?
    Не следует ли признать, что сам термин искусственен и не имеет оснований в Писании?
    Кстати, это основной упрек к тринитариям, со всех сторон спектра вышеупомянутых нападок.
    С точки зрения последователей такого подхода, исторически, всё выглядит примерно так:
    1) Моисей дал Тору.
    2) Тора, в своей наибольшей заповеди, в знаменитой «ШМА…» подразумевает одного Бога.
    3) Пророки позже исповедовали только и исключительно такое понимание Творца.
    4) иудаизм выработал на протяжении тысячелетий формулу простого единства Творца. И в Писании нет и не может быть места тринитарным идеям.
    5) потом появился Христос, с Его какими-то совсем революционными теориями.
    6) на базе Его учения, появляется некто апостол Павел, который увел всех последующих христиан в многобожие. И это именно он придумал и увел всех последующих христиан от истинного МОНОТЕИЗМА – в многобожие.
    7) Но после него пришел пророк Мухаммад, который вернул отклонившихся, на путь истинного МОНОТЕИЗМА!

    Ну, так или примерно так, выглядит взгляд практически всех противников тринитаризма.
    Упрощенно говоря, эти семь пунктов выглядят так:
    1) в Торе нет тринитаризма.
    2) в книгах Пророков и в Писаниях нет тринитаризма.
    3) тринитаризм выдумал отступник от Торы(Закона Моисея) – Павел.

    И если понимать концепцию тринитаризма, как проповедь о Трёх Богах, то с первыми двумя пунктами трудно не согласиться.
    В Торе в частности, и в ТаНаХе вообще нет идеи трёх Богов. Иудаизм, со времен Моисея, проповедует именно МОНО-Теизм.
    Возвращаясь к Афанасьевскому символу веры, видно, что христианский тринитаризм не проповедует трёх разных богов…
    Христианский тринитаризм говорит о: СЛОЖНОМ ВНУТРЕННЕМ ЕДИНСТВЕ ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО ТВОРЦА МИРОВ!
    Сложное, а не простое единство Творца!!!
    Вот о чем тринитаризм.
    Это, с одной стороны.
    Однако мы наблюдаем несколько ответвлений христианства, которые не исповедуют тринитарной идеи. Это и Коптская Церковь, и Ариане, и Армянская апостольская Церковь…, в которых догматы Три-Единства не такие уж и ДОГМАТЫ.
    Почему так сложилось?
    Полагаю, что триггером, повлиявшим на возникновение тринитарной концепции, послужило появление гностицизма.
    Интересно, что первые христианские общины, как-то не особо задумывались о доктринальном, систематическом изложении учения Христа.
    Удивительно, но первым кто решил подойти систематически к осознанию учения Христа, наверное был ересиарх Маркион! Ведь это именно он стал создателем первого канона Нового Завета.
    Да, он не включал в него те произведения, которые не подтверждали его идеи. В связи с чем тот его первый канон, оказался сильно урезанным. В него не вошли три евангелия, послание Иакова, некоторые из посланий Павла… да и евангелие от Луки вошло сильно искаженным, по сравнению с тем текстом, Луки, к которому мы все сегодня привыкли.
    С чем это связано?
    Если совсем коротко, то гностическая идея Маркиона состояла в том, что: Бог Нового Завета – Иисус Христос, пришел в мир, чтобы поразить диавола, т.е. Бога Ветхого Завета, некоего демиурга иудейского – ЙХВХ.
    Да простит меня Господь, за упоминание этой концепции. Итак, Маркион считал Бога иудеев – диаволом, который узурпировал власть в мире, через иудеев! Но Иисус Христос сразился с ним, поразил его и таким образом спас нас от рабства богу ветхого завета.
    В противоположность этой концепции, ортодоксальная концепция христианства говорит так:
    Иудейский Бог – ЙХВХ, который прежде говорил через пророков, в те дни стал говорить нам через Сына Своего Иисуса Христа, который пришел в Духе Святом.

    Фил.2:11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

    Евр.1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
    Евр.1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

    Рим.3:29 Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

    и множество других стихов, говорящих об этом-же.
    И вот, чтобы отстоять ортодоксальную концепцию, перед гностической, и была разработана концепция ортодоксальных догматов:
    1) Триединство.
    2) сосуществование двух природ во Христе.

    Там, где в общинах, необходимости противостоять гностической ереси Маркиона, не было – там сии догматы и отсутствуют.
    А вот в тех общинах, где противостояние с гностиками вышло фактически на первый план борьбы за чистоту веры, там эти принципы стали неотъемлемыми догматами.
    Как видим, ни в Египте, ни в Армении гностики не проявляли себя активно, поэтому там и не устоялись эти догматы, и наоборот – в общинах Рима, Греции, Малой Азии и Сирии – эти догматы стали основой борьбы с ересью Макрионитов.
    Кстати, это-же объясняет и то, почему в иудаизме нет этих догматов.
    Потому что в среде иудеев не было необходимости доказывать что Машиах – это посланник ЙХВХ, а не какой-то новый бог, который борется со старым…
    Поэтому, в принципе, силовое навязывание тринитаризма там, где это не нужно, стало вызывать отторжение.
    И это стало одной из причин, окончательного разрыва иудаизма с христианством.
    И далее оба течения стали развивать свои богословские концепции, чтобы оградить свои паствы от «вредного» влияния другой богословской системы.
    И мы сегодня исторически переняли эту богословскую проблему, от наших духовных предков.
    Что с ней делать??? Это второй вопрос.
    А в контексте данного размышления, полагаю важным отметить, что даже сам апостол Павел полагал, что пути спасения у иудеев и христиан немного различаются, о чем он прямо пишет в послании к Римлянам в 11 главе:

    Рим.11:26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
    Рим.11:27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
    Рим.11:28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.
    Рим.11:29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
    Рим.11:30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
    Рим.11:31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

    Павел тут высказывает идею о всеобщем спасении иудеев, которая фактически основа современного иудаизма. Да, согласно этой идеи, иудей спасается либо через путь смирения, либо через путь наказаний. Но тем не менее, мы, от Христа имеем другой путь, и это очевидно.
    Иудеи могут присоединиться к этому пути, который мы считаем превосходнейшим, как пишет автор послания:

    Евр.8:6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее,
    чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

    Но заставлять их насильно принимать этот путь – пагубно повлияет и на тех кого заставляют, и на тех кто именно их заставляет.
    По той причине, что Богу в первую очередь важно изменение сердца, а не совершение чего-то «из под палки», что называется.
    Итак, исторически тринитаризм, как догмат прижился в тех общинах, в которых борьба против языческого гностицизма, и идей Маркиона была очень выраженной.
    Там-же, где подобного противостояния не было, в догматах тринитаризма не было особой необходимости, поэтому в тех общинах он и не утвердился.
    В иудейских же общинах, он вообще воспринимается враждебно именно в связи с историческими особенностями взаимоотношений иудейских и христианских общин.
    Но вот глубокого богословского разделения, кардинального противоречия между соответствующими богословскими концепциями, я просто не нахожу. Тем более что ТаНаХ позволяет существовать тринитарной концепции и не отвергает ее.
    Даже самая первая заповедь: «Шма Исраэль, ЙХВХ Элоhейну ЙХВХ – ЭХАД!»
    Т.е. буквально: Господь Бог наш Господь – ОДИН!!!
    Важно подчеркнуть, что слово ЭХАД – это числительное ОДИН!
    Но даже эта заповедь не отменяет тринитарной концепции.
    Опять-же, если мы не превращаем тринитарную концепцию – в языческую концепцию многобожников.
    Потому что тринитарная концепция говорит о ВНУТРЕННЕМ СЛОЖНОМ ЕДИНСТВЕ ТВОРЦА!
    А не о множестве разных божков.
    Почему-же «ШМА» - не против концепции сложного единства?
    Числительное ОДИН – ЭХАД, мы встречаем на страницах Библии неоднократно, и не всегда оно подразумевает простого единства, иногда это действительно совокупность сложного внутреннего единства, мыслей и действий!
    Впервые эта идея сложного внутреннего единства встречается в Торе еще во второй главе Бытия:

    Быт.2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою
    и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

    леБасар ЭХАД! – видите?
    Это-же самое слово – числительное один.
    Но оно не означает, что после свадьбы, муж и жена, слипаются в одно тело(буквально басар эхад означает одно мясо). Нет, они, как были разными людьми, каждый со своим телом, так и остались ими. Однако теперь, если это настоящая семья, то у них мысли и действия однонаправлены! И в этом смысле, они действуют как одно целое.
    Или вот еще одно место, где применено это слово:

    Суд.20:1 И вышли все сыны Израилевы, и собралось [все] общество, как один человек, от Дана
    до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу.

    Опять-же видим эту же мысль, ЭХАД тут означает не слипшихся в однородную массу, людей, но разных людей, которые действуют в одном едином порыве.
    Т.е. само слово «ЭХАД» в «ШМА» - доктринально никак не запрещает что Творец внутри Себя не такой простой, как нам того бы хотелось…

    Третий вопрос, теперь к сути… Ну хорошо, допустим Библия не запрещает сложного Единства. Но говорит ли она нам об этом?
    Понимаете?
    Одно дело – не запрещать!
    И уж совсем другое дело – подтверждать!
    Как с этим в Библии обстоят дела?
    Начать хотелось бы с доктрины одновременной трансцендентности и имманентности Творца.
    О трансцендентности, т.е. об абсолютной удалённости Творца от нашего тварного мира Библия заявляет нам еще с самого первого стиха: Вначале сотворил Бог небо и землю
    Что подразумевает Его трансцендентность в принципе. Он не может пребывать в мире, который Сам же и сотворил. Иначе – а где бы Он пребывал бы, до того, как его сотворил?
    Соломон, приступая к строительству Храма, указывает на эту Его удалённость от нас:

    2Пар.2:6 И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и
    небеса небес не вмещают Его
    ? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве
    [только] для курения пред лицем Его.
    Но, несмотря на Его абсолютную удаленность от нашего тварного мира, Бог, в Своих откровениях часто подчеркивает, что Он близок к нам, Он открыт к тем, кто Его ищет искренне. Он контролирует все процессы, происходящие в нашем мире, даже если мы не видим и не ощущаем Его присутствия. Это Его близость, контрастирующая с Его удаленностью, тем не менее так-же постулируется Писанием, например вот в этих стихах:

    Пс.33:19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
    Пс.118:151 Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои - истина.
    Пс.144:18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
    Ис.50:8 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною?
    И тд…

    На Его техническое присутствие в каждой точке нашего мира, указывает и пророк Иезекииль:

    Иез.1:18 А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

    Я представляю это как некий охранник, сидит в охранной комнате, но через видео-камеры(глаза), видит весь охраняемый периметр. Возможно, я не прав, но это моё вИдение.
    «Это всё хорошо» – скажете Вы, - «но где-же обоснования Триединства в ТаНаХе?»
    Я не зря начал с доктрины одновременной трансцендентности и имманентности!
    Один стих, мне не давал покоя, пока я не увидел в нем описание этой доктрины, читаем:

    продолжение следует...
    Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
    Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
  • Кадош
    ...по водам

    • 08 April 2002
    • 59076

    #2
    Сообщение от Кадош
    продолжение следует...[/FONT]
    продолжаю:

    ...

    Быт.19:24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
    «Ну и что тут такого?» —спросите Вы.
    Но обратите внимание этот дождь пролил Господь (ЙХВХ)… ОТ ГОСПОДА (ЙХВХ) С НЕБА.
    Неужели Библия сообщает нам о двух ЙХВХ?
    Нет! Естественно нет.
    Но мы видим, что есть имманентный ЙХВХ, и есть трансцендентный – ЙХВХ с неба.
    Это один и Тот-же ЙХВХ. Просто в различных Своих ипостасях. Одна – имманентная, а другая трансцендентная.
    «Если-бы это было так…» - скажете Вы, - «, то апостолы бы подтвердили эту доктрину!»
    И я согласен с Вами, ведь они реально ее подтвердили, читаем у апостола Иоанна:

    Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

    Итак – трансцендентного Творца в нашем мире – имманентно являет нам Его Сын! Это одна из основополагающих доктрин Христианства!
    И тогда в Быт.19:24 определенно говорится именно об этом.
    Но разве это единственное место ТаНаХа, которое показывает нам это?
    Оказывается – нет. Оказывается, есть много других таких мест, которые открываются нам, по мере того как близко и внимательно мы подходим к прочтению Писания!
    Мне Бог однажды открыл вот такие стихи:

    Исх.24:9 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
    Исх.24:10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
    Исх.24:11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили.

    Очень странные слова, особенно в контексте того что Бога не видел никто и никогда. А также в контексте того, что Бог лично Моисею ответил на его просьбу показать ему Своё Лицо:

    Исх.33:20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть,
    потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

    А как-же тогда – «И ВИДЕЛИ»???
    Объяснение апостола Иоанна, мне видится тут единственно возможным. Начальники и Старейшины взойдя на гору – видели Машиаха, Христа, т.е. Того Самого Сына Божьего – имманентное проявление ЙХВХ на земле.
    Так что еще в ТаНаХе, мы сталкиваемся со странностями и неоднозначностями проявлений Бога в нашем мире.
    Значит ли это что в ТаНаХе говорится о нескольких творцах неба и земли?
    Нет!
    Тора в частности, и ТаНаХ вообще – говорят об одном Творце, о Его различных сторонах и проявлениях.
    В моем понимании – это, как раз, и является разговором о некоем сложном внутреннем единстве Творца неба и земли.
    И да, даже иудаизм полагает Машиаха – частью Творца, его 10-ю речениями, которыми Он сотворил небо и землю:


    3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
    4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
    5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
    6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
    7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
    8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
    9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
    10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
    11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
    12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
    13 И был вечер, и было утро: день третий.
    14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
    15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
    16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
    17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
    18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
    19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
    20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
    21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
    22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
    23 И был вечер, и было утро: день пятый.
    24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
    25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
    26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
    27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
    28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
    29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу


    И в этом смысле, мы видим тут два лица Творца: – Бога Отца и Бога Сына.
    Но есть здесь и упоминание о третьем лице – О Духе Господа!

    Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

    В принципе Три-Единство впервые открывается нам в самом начале Библии, в первых трёх его стихах:

    Быт.1:1 В начале сотворил Бог небо и землю.
    Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
    Быт.1:3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

    Бог-Отец, Его Дух, и Его Слово!

    Вопрос четвертый, говорится ли где-то еще о триединстве в ТаНаХе?
    «Ну, хорошо…» - скажете Вы, - «это хорошая, красивая натяжка на Три-единство! Однако, этого мало! Есть ли еще какие-нибудь более прямые свидетельства об этом в ТаНаХе?»
    На сегодняшний момент, мне известно еще одно интересное место, свидетельствующее о сложном внутреннем единстве библейского Творца. Наверняка есть и другие! Но я пока обнаружил лишь его:

    Ис.48:12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.
    Ис.48:13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.
    Ис.48:14 Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями.
    Ис.48:15 Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
    Ис.48:16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
    Ис.48:17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
    Ис.48:18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские.

    От чьего лица ведется тут речь у Исайи?
    Явно – от лица Творца, что следует из Его утверждений тут: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.»
    Кто еще мог о Себе такое сказать?
    Никто!!!!
    И это важно…
    Ключевой стих тут – 16-ый, читаем:

    Ис.48:16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит,
    Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.

    Я был там, говорит Тот Кто сотворил небо и землю, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
    Вчитайтесь!!!!
    Есть немного иной вариант понимания этого стиха, предложенный Давидом Йосифсоном:

    Ис.48:16 Приблизьтесь ко мне, выслушайте это: от начала тайно не говорил я, со времени, как было это (определение), там я, и ныне Господь Бог послал меня и дух Свой.

    Но разница, как видите – не велика.
    В синодальном варианте Сына послал Господь Бог и Дух Его.
    В варианте Йосифсона Господь послал на служение и Дух Свой и Сына Своего.

    Пятый вопрос, но разве Писание говорит о Сыне Творца небес?
    Оказывается да, говорит!
    Вот здесь:

    Прит.30:4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в
    пригоршни свои? кто завязал воду в одежду?
    кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?

    И апостол Иоанн, свое евангелие как раз и начинает с констатации факта, закрепленного в иудаизме, что Машиах – это Его Сын, Его Слово, через Которого Творец, творил наш мир:

    Иоан.1:3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

    Итак, как видим, Три-Единство не только не отвергается ТаНаХом, но наоборот, подтверждает христианскую концепцию Триединства.
    И согласно нее – Мы видим сложное внутреннее единство Творца неба и земли.
    Выраженное в Три-Единстве!
    А так-же выраженное в единосущности Отца и Сына.
    На основании слов из послания Евреям:

    Евр.1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
    Евр.1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

    Однозначно можно увидеть коренное различие между Новым Заветом и всем тем что Бог говорил людям до рождения Христа от девы Марии.
    И различие вовсе не доктринальное.
    Различие только в уровне приближения нас к Богу.
    Если до того, Бог говорил в пророках, а действия Его Сына – люди наблюдали, как бы со стороны… И только в некоторых случаях, как например в книге Исайи – Его Сын приближается к пророку настолько, что Исайя записывает, как-бы Его прямую речь нам…
    То в Новом Завете, Творец небес приближается к нам ко всем так-же близко, как Он приближался только к некоторым пророкам, до Его рождения нам, в лице Иисуса!

    Другое дело, применяемость этой доктрины. Я полагаю, что неоспорим ее апологетический смысл в контексте борьбы с язычеством, многобожием и гностицизмом.
    Однако – ее необходимость в диалоге между христианством и иудаизмом, а также между сложившимися ветвями христианских конфессий, для меня лично под большим вопросом.
    Впрочем, это не являлось предметом моих рассуждений в данной статье! Да благословит нас всех Господь! Ему Слава! Аминь!
    Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
    Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

    Комментарий

    • мигрант
      .............

      • 13 May 2017
      • 6846

      #3
      Невозможно доказать То, что невозможно увидеть:

      Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

      Что явил Сын? Явил учение о Боге.

      Бог есть Cвет и нет в Нём никакой тьмы.

      Бог есть сам Свет, у этого Света есть источник? Свет Бога - всепроникающий Дух, для нас Его Свет и Его Дух одно и то же.

      Бог есть Дух ....

      Тогда будет правильнее говорить - не три един, а Все Един, вмещает в Себя всё.

      Ибо всё из Него, Им и к Нему.

      Наш ум не может представить всё сразу, всю Вселенную видимую и не видимую одновременно, отсюда деление на фрагменты, три .... много божие.
      Увидеть Бога со стороны, чтобы судить о Нём, невозможно, так как невозможно выйти из Него, чтобы посмотреть на Него издалека. Поэтому все подобного рода рассуждения не имеют смысла. Райдутесь, что вы есть в Нём, и Он в вас.
      Истина превыше всего.

      Комментарий

      • Кадош
        ...по водам

        • 08 April 2002
        • 59076

        #4
        Сообщение от мигрант
        Невозможно доказать То, что невозможно увидеть:

        Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

        Что явил Сын? Явил учение о Боге.
        Что-же(Кого-же) видели старейшины, там на горе Хорив?
        Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
        Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

        Комментарий

        • мигрант
          .............

          • 13 May 2017
          • 6846

          #5
          Сообщение от Кадош
          Что-же(Кого-же) видели старейшины, там на горе Хорив?
          Ум человека всё видимое приспосабливает под своё понимание, когда он видит неописуемое, то атоматически пытается найти в памяти нечто знакомое ему ранее, отсюда возникают образы в уме, похоже на это, похоже на то ... это можно видеть у всех пророков.
          Моисей видел Ангела даже в горящем кусте .... а это был всего лишь Ангел. Посмотрите что видел Иезеекиль, как он многословно описывает своё видение. Мы живём в своём уме, в своих мыслях, а способности нашего ума весьма ограничены.
          Истина превыше всего.

          Комментарий

          • Кадош
            ...по водам

            • 08 April 2002
            • 59076

            #6
            Сообщение от мигрант

            Ум человека всё видимое приспосабливает под своё понимание
            Причем тут ум человека и ПРЯМОЙ ТЕКСТ ПИСАНИЯ?
            Дважды написано - И ВИДЕЛИ БОГА ИЗРАИЛЕВА!
            Вы пытаетесь это вычеркнуть из Писания что-ли?
            Я не пойму Вас...
            Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
            Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

            Комментарий

            • мигрант
              .............

              • 13 May 2017
              • 6846

              #7
              Сообщение от Кадош
              Я не пойму Вас...
              Своими словами будет проще.
              Раньше я не понимал этого, не было мысли о Нём, как о пребывающем во всём, во всех Своих творениях. Эта мысль укрепляет сознание, образует связь с Первоисточником, с Его духом пребывающим в нас постоянно, не покидая нас ни на мгновение. Со своей стороны, если можно так сказать, Он видит нас всегда, ежесекундно. С нашей же стороны, мы имеем с Ним связь тогда, когда думаем о Нём, и ни о чём другом. Это невозможно выразить словами, потому что наш ум сразу начинает воображать, как Он должен выглядеть, на что быть похожим ... в этом проблема. Это более похоже на ощущение всепроникновения чего-то, что невозможно вообразить, макисмум на что способен наш ум, чтобы сравнить, это Энергия не имеющая начала и конца. Мы живём во всеобъемлющем поле Энергии Творца. Как гравитация воздействует на нас постоянно, но мы её не ощущаем, пока не думаем об этом. А гравитаций всё связанно во Вселенной, всё без исключения. Сама гравитация не имеет пределов на расстоянии. Это сравнение, которое лишь отдалённо может описать то, как Он взаимодействует со всеми своими творениями. Опять же, это всего лишь моё понимание, ограниченное свойствами моего ума.
              Истина превыше всего.

              Комментарий

              • Кадош
                ...по водам

                • 08 April 2002
                • 59076

                #8
                Сообщение от мигрант
                Своими словами будет проще.
                ....
                Опять же, это всего лишь моё понимание, ограниченное свойствами моего ума.
                Мигрант! Вы пишите о своих чувствах, о своих ощущениях.
                Но причем тут они и текст Писания?
                Я написал объективные вещи, которые никак не зависят, ни от моего хотения, ни от Ваших ощущений.
                Понимаете?
                Я не опровергаю Ваших ощущений. Но они никак не соотносятся со статьей!
                Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
                Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

                Комментарий

                • Искупленный
                  раб ничего не стоящий.

                  • 15 May 2010
                  • 7912

                  #9
                  Сообщение от Кадош
                  Христианский тринитаризм говорит о: СЛОЖНОМ ВНУТРЕННЕМ ЕДИНСТВЕ ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО ТВОРЦА МИРОВ!
                  мир.

                  хороший труд. спасибо.

                  повод попытаться разобраться с Отчей помощью. если в срач не превратится.

                  как по мне, Творец "рассыпался" в нашем восприятии и теперь "собирается" во Христе.
                  Творец прост и однороден. в нашем восприятии статичная динамика.
                  в принципе, давать определения Ацмуто мы не можем. разве что нам скажут.

                  только о проявлениях Творца или воздействии Его на нас мы и можем говорить.

                  да, Христос перевернул все.

                  думаю следует понять насколько высок Он, Христос.

                  Сей, будучи сияние славы(Евр.1:3)

                  смотрите что получается, у Бога есть Слава, у Славы есть сияние и это Христос.

                  думаю другие тексты про иконы и морфи вы знаете.


                  согласитесь ли вы, что между Творцом и Христом, Отцом и Сыном, сложно поставить знак равенства?

                  думаю не стоит приводить я и отец одно. одно как, в чем?

                  ведь есть и восхожу к Богу моему, Богу вашему, да и Отец более меня.

                  если что, не поспорить, для себя разобраться.
                  Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. (Пс.17:3)
                  "Знай, что над тобой, - глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются".©
                  христиане - это ученики, а не учителя.©

                  Комментарий

                  • ВикторКоваленко
                    Ветеран

                    • 24 August 2007
                    • 5041

                    #10
                    Сообщение от мигрант
                    Невозможно доказать То, что невозможно увидеть:

                    Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
                    Явил где, в недре? - нет.
                    Явил на земле, которая прежде была водой под небесами, и на небесах, над которыми воды, которые превыше небес.
                    За водами, которые превыше небес Тот, Кто больше небес.
                    Кто же может выйти за пределы пространства, чтобы увидеть невидимое - Дух? - никто.
                    Вот поэтому, Тот, Кто больше пространства и явил Себя в пространстве Духом Своим.
                    Вот Он-то - Дух Божий, и явил.

                    Комментарий

                    • Дмитрий Резник
                      Ветеран

                      • 14 February 2001
                      • 15154

                      #11
                      Все те же безграмотные утверждения о вымышленном значении слова ЭХАД, которые может написать только человек, не знающий иврита и незнакомый с библейскими текстами на иврите. На этом самом форуме было уже тысячу раз опровергнуто, хотя этот вздор не стоит даже времени на опровержение. Просто взять ивритскую симфонию и посмотреть, как используется слово ЭХАД в сотнях мест, и ко скольким из этих мест можно притянуть за уши множественность.
                      Но чтобы посмотреть в Симфонию, это ж надо буквы знать...
                      С уважением,
                      Дмитрий

                      Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                      Комментарий

                      • Степан
                        Ждущий

                        • 05 February 2005
                        • 8703

                        #12
                        Сообщение от Кадош
                        Даже самая первая заповедь: «Шма Исраэль, ЙХВХ Элоhейну ЙХВХ – ЭХАД!»
                        Т.е. буквально: Господь Бог наш Господь – ОДИН!!!
                        Важно подчеркнуть, что слово ЭХАД – это числительное ОДИН!
                        Но даже эта заповедь не отменяет тринитарной концепции.
                        Опять-же, если мы не превращаем тринитарную концепцию – в языческую концепцию многобожников.
                        Потому что тринитарная концепция говорит о ВНУТРЕННЕМ СЛОЖНОМ ЕДИНСТВЕ ТВОРЦА!
                        А не о множестве разных божков.
                        Почему-же «ШМА» - не против концепции сложного единства?
                        Числительное ОДИН – ЭХАД, мы встречаем на страницах Библии неоднократно, и не всегда оно подразумевает простого единства, иногда это действительно совокупность сложного внутреннего единства, мыслей и действий!
                        Кто говорил с Израилем, Отец или Сын? Насколько я понимаю, это был Сын Божий, ЙХВХ и есть Сын Божий. Господь Бог, общающийся с Израилем, Он есть ОДИН, но это не обозначает, что не может быть ещё ОДНОГО. Этого как раз и не поняли учителя Израиля.

                        И что обозначает числительное? ― количество, но в данном случае с ЙХВХ, что это обозначет? "Количество" в русском языке имеет значение числа, меры или величины чего-либо. Это может быть количество предметов, людей, вещества, энергии и т.д. В зависимости от контекста, "количество" может обозначать конкретное число, степень или меру чего-либо. Другими словами, количество может обозначать число людей или сколько индивидуальных особей или личностей имеется в человеческой популяции. Для нас людей определителем одного индивидуального человека является слово ”я” и другие аспекты, такие как, название, имя и тому подобное. Особенно ценным является ”я” при написании, когда мы не можем видеть того, кто говорит или пишет. Например, я есть отец моего сына и сын имеет своё я. По наличию я можно посчитать число людей. Как мне думается, что мы созданы по подобию и образу Божию, то между нашим я и Их Я нет большой разницы, когда речь идёт за количество и внутреннее единство. Даже и спору нет, что Бог Отец имеет Своё Я и Бог Сын имеет Своё Я. Здесь мы видим определитель ”Я” указывающий на индивидуальную принадлежность как к Отцу так и к Сыну. Как в отношении человека, так и в отношении Бога, наличие ”Я” указывает на число Особей.

                        Есть написано: Я и Отец - одно. (Иоан.10:30) во внутреннем единстве понимания, намерения, стремления, предназначения, замысла и тому подобное.​

                        Была ситуация Христа с фарисеями, где был разговор о Нём Самом. Он им говорил, что Я Сын Божий, а они говорили, мол, всё, что Ты говоришь, без свидетеля не может быть подтверждено. Кто может засвидельством об этом? Он им отвечает:

                        Иоан.8:16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
                        17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
                        18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня
                        .

                        Здесь Он заявил, что свидетельство двох есть истинно: Я и Отец Мой. Бог Отец имеет Своё Я и Я Его Сын имею Своё Я, двое Нас, свидетельствуем. Это очень серьёзное заявление, когда привлекается свидетельство. Если Он лжёт, Он есть лжец. Сказав так: Я не один, Он не лгал, и этим всякие учения о Троице и о Единице разлетаются в пух и в прах. До сих пор никто не может изменить то, что сказал Христос: Я не один, или Вы понимаете это по-другому, что «не один» означает «один»? Бог не есть один, Их есть трое. Не может быть чтобы эти два заявления противоречили один одному. Они должны пониматься корректно. ПОЭТОМУ, будет правильно: Я и Отец ― одно, не по количеству, но по сути. Ибо Я не один, а, значит, Я и Отец или Нас есть двое по количеству. Естественно, третий есть Дух Святой.​​ Этого как раз и не поняли учителя Израиля, ибо они зациклились на том, что ОДИН и не может быть ДРУГОГО. А другой был, Христос им сообщил об этом, но они Ему не поверили. Раз не может быть другого, то Ты достойныйм смерти: и распяли Его. Непонимания количества и внутреннего единства приводит к таким последствиям, принимая одного, мы отвергаем другого.
                        С уважением

                        Степан
                        ―――――――――――――――――――――――
                        Ин. 3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

                        Комментарий

                        • janzen
                          Ветеран

                          • 30 January 2013
                          • 5523

                          #13
                          СЛОВО СПАСЕНИЯ говорит человеку только Сам Христос

                          Комментарий

                          • Werty1383
                            во Христе
                            • 12 June 2023
                            • 9847

                            #14
                            Сообщение от janzen
                            СЛОВО СПАСЕНИЯ говорит человеку только Сам Христос
                            СЛОВО СПАСЕНИЯ, от чего?

                            Комментарий

                            • janzen
                              Ветеран

                              • 30 January 2013
                              • 5523

                              #15
                              Сообщение от Werty1383

                              СЛОВО СПАСЕНИЯ, от чего?
                              От себя . СЛОВО спасения ,искупления ,возрождения и избрания во Христе говоритть человеку толко Сам Христос и никто другои поэтому ОН и Христос . ДЛЯ вас это страшная таина .

                              Комментарий

                              Обработка...