Экзегеза 2Пет3:10
Свернуть
X
-
Комментарий
-
Итак, друзья,
Как правильно истолковать слова апостола Петра?
"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10).Комментарий
-
Комментарий
-
Это аллегории. Не будет такого что земля сгорит или стихии разрушатся. В каждом стихе Библии скрыто изначально иносказание или аллегория. Суть проста: внутри скрыто иносказание, снаружи как слой земли неверное понимание Библии прямо по тексту. Если человек читает Библию вдумчиво, то поначалу он как бы видит верхний слой - землю или неверное понимание Библии прямо по тексту, но внезапно до него доходит мысль, скрытая мысль, скрытое иносказание, и вот она как из под земли восстает на передний план. Также зерно прорастает из земли - отсюда притча Христа о сеятеле. Также молния внезапно блеснет из туч от края и до края неба - как иносказание мелькнет в тексте Библии и вот его снова не видно. Потому и сказано что Христос сверкнет как молния в день Свой. Придет как тать ночью - то есть придет внезапно, когда ничего не видно. Ночь черна как земля и ничего не видно, но внезапно из под земли прорастает зерно что скрыто в ней, и внезапно среди ночи что-то видно становится, что-то приходит на ум. А если человек вдруг стал видеть скрытое в тексте иносказание, или истину, или Христа - тогда он не видит неверное понимание Библии прямо по тексту, не видит верхний слой земли, вот вам и сгорела земля и все на ней, она уже не имеет значения для человека и превратилась в прах. В его сознании. Также и в реальном мире все кто сверху будут уничтожены народом как ложные кумиры - это власть, богатые, сильные. Тогда и придет Царство Божие, царство справедливости. Все будут равные и все дела ложные сгорят - демократия (что есть обман), богатые (которые всегда мучают людей, прикрываясь тем что налоги платят), власть (всегда унижающая народ, как бы избранная, хоть переизбрать ее и невозможно) и т.д. Все это ложные, сатанинские дела.Комментарий
-
Но не только Пётр утверждает,
"тогдашний мир погиб быв потоплен водою (явно не иносказание), а нынешние небо и земля ... сберегаются ОГНЮ ...",
т.е. будут уничтожены огнём, как первый мир водой.
Какое же это иносказание?Комментарий
-
Тот мир погиб. А этот сберегается чтоб быть сожженным, то есть тоже уже погиб но пока казнь отложена. Содом и Гоморра - неверное понимание Библии прямо по тексту. Через неверное понимание рождается грех, то есть ошибка, огреха. Люди неверно строят общество.терпят богатых а сами голодают. Вот это и есть ад на земле. Вот мы и горим в нем как спички. Второе пришествие - это пришествие иносказания или истины, или Христа. Люди зная правду сметут этот мир и сделают новый. Также на месте старых слов Библии в неверном понимании прямо по тексту появится Новый Иерусалим - иносказание. На том же самом месте, как бы в одних и тех же словах. Одно и то же в каждом стихе...
Но вы в любом случае не хотите видеть что в каждом стихе одно и то же иносказание. Вы хотите понимать Библию прямо по тексту. Значит нет вам смысла искать толкования.Комментарий
-
Комментарий
-
Я так не считаю. Я вижу по-другому. Просто предложил свой вариант. Никому не навязываю. Это примерно то же самое как Христос сказал Никодиму: "вам надо заново родиться". А Никодим спросил: "как это возможно?". Так что кто примет мои слова, тот и примет. А кто нет - нетКомментарий
-
только в Библии множество стихов, которые носят буквальный характер.Комментарий
-
2. Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)
"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса
с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10)
1. Вступление
Пётр, в греч. пер. с арамейского Кифа [Л.1], точнее Кефа [Л.2], что означает "камень" или "скала", один из 12 первых учеников Иисуса Христа. Настоящее имя апостола Симон, евр. "Симеон", а прозвище Пётр он получил от Учителя при первой их встрече [Л.2].
Родом из Вефсаиды, Пётр жил в Капернауме, занимался ловлей рыбы вместе со своим братом Андреем, учеником Иоанна Крестителя [Л.1]. После призвания на служение у Геннисаретского озера Пётр, благодаря своим качествам, стал лидером учеников Иисуса; особенно близким к Нему, наряду с Иоанном и Иаковом.
В апостольский период самый выдающийся из учеников Господа являлся руководителем церкви, проповедником, миссионером на протяжении более 30 лет. О времени и обстоятельствах смерти Петра, месте его захоронения почти ничего не известно [Л.2].
По преданию последние годы служения апостола прошли в Риме. Там во время гонений на христиан при императоре Нероне, ученик Христа принял мученическую смерть через распятие вниз головой [Л.1, 3]. Предполагается, его казнили в конце 67 г. от Р.Х., или в начале 68 г. [Л.3-5], или в 64 году [Л.1].
Пётр считается автором 2-х посланий, отличающихся по стилю, содержанию, времени написания. Некоторыми богословами его авторство при написании Второго послания подвергается сомнению, однако их аргументам не хватает убедительности.
Время написания книги. В точности неизвестно, от первой половины I века до второй половины II века. Большинство специалистов называют раннюю дату написания: между 64 и 68 г.г. [Л.5], в 67 или 68 годах [Л.6], между 65 и 67 г.г. [Л.4, 7], около 67 года [Л.8, 9] или 66 г. [Л.10], ранее 64 г. [Л.2], с 60 по 70 годы [Л.1].
Композиция ст. 3:6-13. 1. Вступление (3:6) как напоминание о судьбе предыдущего мира, погубленного водой.
2. Изложение главной темы - обстоятельства суда над нынешним миром:
а) гибель от огня в назначенное время (3:7-9);
б) разрушение стихий (3:10);
в) обращение к святым (3:11, 12).
3. Заключение (3:13), призывающее христиан ожидать новое небо и новую землю.
Главная тема. День Господень, т.е. эсхатологическое время, когда Бог активно вмешается в историю человечества для суда над землёй, наказания жителей её, спасения.
Цель написания. Предупредить христиан о грядущем суде Божьем над миром, призвать их к святой жизни, к ожиданию дня Господа.
Содержание. Напомнив насмешникам о судьбе предыдущего мира (3:6), апостол предсказывает подобную участь нечестивому роду сему (ст.7). Как скоро это произойдёт знает только Бог (ст.8), Он не спешит с наказанием, ожидая покаяния (ст.9).
Суд над миром начнётся в день Господень, тогда исчезнет небо, разгоревшиеся стихии разрушатся, на поверхности земли всё сгорит (3:10). Оттого Пётр призывает к святой жизни (ст.11) всех, кто ожидает и желает наступления дня Господа (ст.12), появления новых неба да земли (ст.13).
Проблемы толкования. Ныне существующий мир будет полностью уничтожен или только очищен огнём. Почему день Господень сравнивается с вором. По какой причине исчезнет небо, что подразумевается под стихиями, новыми небом и землёй.
Комментарий
-
2. Очищение мира огнём (3:6, 7)Ещё при жизни апостолов появились люди, отвергавшие веру в Господа Иисуса Христа, не верившие в Его второе пришествие (3:1-4). Таким наглым ругателям-насмешникам, утверждавшим, что всё остаётся неизменным от начала творения, Пётр напоминает.
"Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою" (3:6; "посредством воды был разрушен прежний мир, будучи затоплен" [Л.10]).
Во времена Ноя "земля наполнилась от них (людей) злодеяниями" (Быт.6:5, 13), поэтому Творец вселенной навёл на неё великий потоп (ст.17). Все обитатели суши погибли, от человека до тварей, наполнявших землю (7:21-23).
Бог сдержал Своё слово в прошлом, следовательно в будущем также исполнится Его обещание истребить лукавый род сей за все злодеяния его [Л.11]. Это произойдёт во дни возвращения Сына Человеческого (Лк.17:26-30), но погубит сынов лукавого не вода, а огонь (Мт.13:38-42). Как предсказано.
"А нынешние небо и земля тем же словом Бога сберегаются для огня ("огню предназначены" [Л.30]); они сохраняются до дня суда и гибели безбожных людей ("погибели нечестивых человеков" Синод. пер.)" (2Пет.3:7, пер. [Л.9]).
"Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнём" [Л.5; Л.7].
Нет. Об этом говорили: Иисус Христос (Мт.13:40-42), Иоанн Креститель (3:11, 12), апостол Павел (2 Фес.1:7, 8). Будущую гибель мира в огне видел Иоанн (Отк.8:5-7, 9:18, 17:16).
Аналогию предстоящей глобальной катастрофе Пётр находит в далёком прошлом,- превращение в пепел городов Содомских и Гоморрских (2Пет.2:6, [Л.12], рис.1).
Сам же эсхатологический Божий суд над миром посредством огня предсказывают многие ветхозаветные пророки.
Йешайа (Ис.29:6, 30:30, 66:15, 16), Малахи (Мал.3:2, 4:1), Йоэйл (Иоил.2:1-3), Цефанйа (Соф.3:8), Зехарйа (Зах.13:8, 9), Нахум (Наум.1:6), Миха (Мих.4:1) и другие.
Поэтому автор работы [Л.13] считает, в 2Пет.3:7 речь идёт "об окончательном уничтожении мира ... во время уничтожения мира огнём не спасётся ни один человек" (стр. 101). "Затем небо и земля будут уничтожены огнём" [Л.5; Л.3, 7, 8]. Более того, "уже не будет Солнца" [Л.2, стр. 925].
Однако Иисус, Пётр, Иоанн Креститель, Павел, Иоанн Богослов, ветхозаветные пророки говорили о суде и очищении мира огнём [Л.12], а не уничтожении земли, неба, солнца, всех людей.
Например, нави Йешайа и Йирмейа так провидят будущее опустошение мира Йахвэ Элохим (Ис.24:1-13, Иер.4:23-27, 5:18), в том числе наказание грешников.
"За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней (её обитатели платят за грех свой!); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ("Лишь немногие уцелеют")" (Ис.24:6; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.14]).
"Так говорит Господь: - Вся земля будет опустошена, хоть Я и не погублю её полностью" (Иер.4:27, пер. [Л.10]).
Комментарий
-
3. Божьи меры времени (3:8, 9)Если апостол так уверен в неизбежности суда над теперешним миром (3:7), почему не вернулся Господь? "Где обещанное второе пришествие Христа?" (ст.4, пер. [Л.14]). На этот трудный вопрос Пётр так отвечает всем поколениям христиан.
"Одно то не должно быть сокрыто от вас (вот чего вы не должны забывать), возлюбленные, что у (для) Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; в скобках, текст из [Л.15]).
"С человеческой точки зрения, между годом и одним днём существует громадная разница, и тем более между одним днём и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо всё прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день" [Л.13].
На основании ст.8 некоторые толкователи утверждают, в библейских пророчествах один день (вечер-утро) означает год или даже тысячу лет. Однако такая "теория" ошибочна, как отмечается в работе [Л.4].
Ибо только для Творца всего видимого да невидимого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; Пс.89:5). А для человека "один день" это ... ОДИН день, т.е. одно утро и один вечер.
Всё же, какова причина задержки? ведь написано. "Скоро придёт всему конец" (1Пет.4:7; пер. [Л.10]). Почему Иисус Христос так и не вернулся в течение почти 2 000 (!) лет? отчего Он медлит?
"Не медлит Господь исполнением обетования (того, что Он обещал), как некоторые почитают (называют) то медлением (промедлением); но долготерпит нас, не желая, чтобы кто (-нибудь) погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (3:9; в скобках, текст из [Л.10]).
"Причина того, что Второе Пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Своё обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, а в том, что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния" [Л.3, стр. 1710; Л.4-8, 13, 16].
Комментарий
-
4. День Господень (3:10, а)На вопрос насмешников последних дней "где обетование пришествия Его?" (3:3, 4), Пётр предлагает нам веские аргументы для ответа (ст.6-9). Затем он переходит к описанию Божьего суда (ст.10-12), предшествующего возвращению Христа.
"Придёт же день Господень, как тать ночью ..." (3:10, "как вор в ночи" [Л.17]).
День Господень у ветхозаветных пророков это время, "когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда ... В конечном итоге термин обозначает последний суд над миром" [Л.1, стр. 347]. "Такое представление перешло и в Новый Завет, где день Господень понимается как Божий суд при возвращении Христа в конце века сего" [Л.18, стр. 262].
Но почему Божий суд придёт "как вор"? согласно современным переводам [Л.9, 10, 14, 15, 17]. Возможно апостол неудачно выразился? однако сравнение дня Господа или Его пришествия с вором имеется у Павла (1Фес.5:2, 4), Иоанна (Отк.3:3, 16:15), нави Йоэйла (Иоил.1:15, "как грабитель нагрянет" пер.[Л.15]).
Все толкователи считают, использование апостолами слова "вор" обусловлено их желанием подчеркнуть неожиданность пришествия Христа [Л.3, 5-7, 13, 16, 18-21 и др.].
Такое общепринятое мнение нашло своё отражение даже в некоторых современных переводах. "Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно ("придёт внезапно" [Л.15]), словно вор"(3:10, а; пер. [Л.14]), "когда никто не будет ждать его" [Л.30].
Однако даже в первоапостольское время существовали гораздо более удачные синонимы слову "внезапность". Очевидно дело в ином, но в чём?
Появление такого необычного и, на первый взгляд, неуместного сравнения дня Господа с вором объясняется культурно-бытовым контекстом. Во-первых, мотивом с "окном как отверстием" [Л.18, стр. 720], проникновением в дом воров или смерти через окна (Иоил.2:9, Иер.9:21).
Во-вторых, на древнем Ближнем Востоке воровство обычно "происходило под покровом темноты" [Л.18, стр. 180]. В-третьих, вор проникал ночью в дом прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.22, стр. 180].
Радиант метеорного потока (рис.2) и служит таким отверстием, внезапным "подкопом" (Мт.24:43, 44), "расторгнутыми небесами" (Ис.64:1).
Является апокалиптической "дырой" в ночном небосводе. Через неё проникнут в атмосферу метеорные тела [Л.23], в ДО научную эпоху именуемые "звёзды" (Мт.24:29, Отк.6:13, Ис.34:4).
Таким образом день Господень, который начнётся с появлением радианта, придёт "как тать (вор)", проникающий через отверстие в дом ночью. Как в полночь похитил Господь всех первенцев в Египте (Исх.12:29-31).
Радиант будет виден только ночью, а не днём. Его сияние такое яркое словно ночью вдруг пришёл день, оттого написано. "Придёт же день ... ночью" (2Пет.3:10, "как вор в ночи" [Л.17]).
Комментарий
-
5. Исчезновение неба (3:10, б)Что же произойдёт, когда наступит время Божьего гнева и суда над миром?
"тогда небеса с шумом прейдут ..." (3:10, б; "небосвод с громким шумом исчезнет" [Л.9, Л.10]).
Под "громким шумом" подразумевается грохот, как в переводе [Л.14]. "В этот день с грохотом исчезнут небеса". Ещё более удачный перевод содержится в [Л.15] - "с громовым раскатом".
Авторы работы [Л.24] считают, небо исчезнет "с шипением и треском" (греч. "rhoizedon"). "Это звукоподражательное слово, обозначающее свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха ... Здесь, возможно, имеется в виду рёв пламени" (стр. 891; смотрите также [Л.16, стр. 166]).
Последнее предположение развивается в [Л.3], "шум" говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре". Тем самым "обозначается представление о страшной разрушительной стихийной силе" [Л.7].
Все мнения переводчиков и комментаторов в принципе верны. Только "громкий шум" не имеет никакого отношения к "атомным реакциям" или термоядерной войне, как ошибочно предполагается в работах [Л.3; Л.6, 20, 21 и др.].
Потому что грохот, громовые раскаты, шипение, треск, "свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха" вызовут крупные небесные тела, вторгающиеся в атмосферу Земли [Л.23]. В таком случае, отчего исчезнет небосвод? "небеса с шумом прейдут", разве такое возможно?
Возможно. Более того, известно каким образом они исчезнут - "небеса свернутся, как свиток книжный" (Ис.34:4, б), "небо скрылось ("исчезло" [Л.15]), свившись как свиток" (Отк.6:14, "Небеса раскололись и свернулись" [Л.14]).
Небосвод расколет массивное планетообразное тело (астероид), пронизывающее атмосферу с "громким шумом" (грохотом), с "громовым раскатом" (2Пет.3:10, б). Развёрнутый свиток небес разорвёт пополам.
Свернёт же разорванное небо "как свиток книжный" (Ис.34:4, Отк.6:14) глобальное вращение огромных масс воздуха. Вихрь чудовищных размеров и силы возникнет в результате столкновения астероида с поверхностью воды или суши [Л.25], в итоге "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, б). В одном из совр. переводов, "с шумом великим обрушатся и исчезнут небеса" [Л.30].
Конечно, небо не обрушится и не исчезнет буквально, физически. Атмосфера сохранится, вопреки утверждению некоторых толкователей. Однако на небосводе (из-за пеплопадов), действительно не видно ни солнца, ни луны, ни звёзд, ни облаков; не будет видно на протяжении многих и многих месяцев.
Всё произойдёт в точности, как предупреждает Яхве Элохим. "Я скрою небо, звёзды спрячу во мраке, солнце покрою мглою, и луна светить перестанет" (Иез.32:7, пер. [Л.15]).
Комментарий
Комментарий