Знаю. Я же не шутил, когда сказал, что колекционирую решения. При этом я пока не нашел ответа, который бы меня полностью устроил.
А мне не нравится. Попробую объяснить покороче...
Парадокс "с камнем" возникает из-за того, что само понятие всемогущества, доведенное до абсолюта противоречиво внутренне. Потому, что "все-" включает в себя не только любое действие, но и любое препятствие этому действию, то, что делает первое действие невозможным.
Поэтому задачки то можно придумать разные - может ли Бог создать сосуд, который не может наполнить, а затем наполнить его; может ли Бог создать стену, которую не может пробить, а затем пробить ее и т.п. Но общее во всех задачах - может ли Все-могущий создать препятствие для другого своего действия. Причем создать препятствие непреодолимое для себя, а потом преодолеть то, что по определению Он преодолеть не должен.
Я считаю, что как любое противоречие, оно решения не имеет. Логическая ошибка допущена раньше - в самом определении. И единственный выход - ограничить определение все-могущества доведенное до абсурда.
И вот теперь возвращаясь к "поэтическому, не лишенному логики" решению, мы видим, что ... в нем нет реального препятствия. Бог, конечно же, может нарушить свободу человека. Просто, по каким-то причинам решил этого не делать.
А если подходить формально, то - "не может эту свободу нарушить" и означает, что есть нечто, что Он не может. Значит Он - не все-могущий. Для этого не обязательно придумывать поэтические метафоры. Можно сказать просто - да, Он создал большую каменюку и поднять ее теперь не может. Вот и всё все-могущество.
Тут видите в чем дело. Во-первых, мы можем максимально абстрагироваться от антропоморфизма - пусть не камень, не поднимать, не создавать, а в самом общем виде - действие и противодействие. И тот же парадокс останется.
А во-вторых, мы же должны понимать, что речь идет не столько о Боге, сколько о наших представлениях о нем. Мы можем "решить" любую проблему, вспомнив вовремя, что Бог выше всех наших представлений, непостижим, и не подвластен нашей логике. Но тем самым мы сделаем любую мысль о Нем совершенно бесполезной. Поскольку все, что мы знаем о Нем - что Он - Творец мира, что Он дает понятие о грехе (попросту говоря - "что такое хорошо и что такое плохо"), что крестная жертва Иисуса дает какое-то Спасение ... все это тоже - наши представления. И они опираются на наши "антропоморфные" понятия - творить, закон, нарушение, жертва, спасение и т.п.
Если быть последовательным и отказаться "мерять" Его своими представлениями, то придется признать, что мы не можем сказать - творил Он наш мир или нет, Любовь Он или Ненависть, дал Он хоть кому-то спасение или нет и так далее.
Да, смешное. В нем действие и противодействие разнесено по времени. Пока делал камень, противодействие было реальным. А к тому времени, как началось действие, то, что раньше было противодействие, оказалось уже не к этому действию. Слишком уж просто получается - есть такие действия, которые Бог, то может, то не может.
Смотря с какой стороны к ней подходить. Мне вот нравится такое красивое поэтическое решение, не лишённое логики: Бог не только может создать такой камень, но уже создал, и камень этот - человек.
Бог создал человека со свободной волей и не может эту свободу нарушить, не может спасти человека без желания самого человека.
Бог создал человека со свободной волей и не может эту свободу нарушить, не может спасти человека без желания самого человека.
Парадокс "с камнем" возникает из-за того, что само понятие всемогущества, доведенное до абсолюта противоречиво внутренне. Потому, что "все-" включает в себя не только любое действие, но и любое препятствие этому действию, то, что делает первое действие невозможным.
Поэтому задачки то можно придумать разные - может ли Бог создать сосуд, который не может наполнить, а затем наполнить его; может ли Бог создать стену, которую не может пробить, а затем пробить ее и т.п. Но общее во всех задачах - может ли Все-могущий создать препятствие для другого своего действия. Причем создать препятствие непреодолимое для себя, а потом преодолеть то, что по определению Он преодолеть не должен.
Я считаю, что как любое противоречие, оно решения не имеет. Логическая ошибка допущена раньше - в самом определении. И единственный выход - ограничить определение все-могущества доведенное до абсурда.
И вот теперь возвращаясь к "поэтическому, не лишенному логики" решению, мы видим, что ... в нем нет реального препятствия. Бог, конечно же, может нарушить свободу человека. Просто, по каким-то причинам решил этого не делать.
А если подходить формально, то - "не может эту свободу нарушить" и означает, что есть нечто, что Он не может. Значит Он - не все-могущий. Для этого не обязательно придумывать поэтические метафоры. Можно сказать просто - да, Он создал большую каменюку и поднять ее теперь не может. Вот и всё все-могущество.
Хотя сам я предложил простое решение, которое, как я потом узнал, заключается в невозможности перенесения на Бога антропоморфных качеств.
А во-вторых, мы же должны понимать, что речь идет не столько о Боге, сколько о наших представлениях о нем. Мы можем "решить" любую проблему, вспомнив вовремя, что Бог выше всех наших представлений, непостижим, и не подвластен нашей логике. Но тем самым мы сделаем любую мысль о Нем совершенно бесполезной. Поскольку все, что мы знаем о Нем - что Он - Творец мира, что Он дает понятие о грехе (попросту говоря - "что такое хорошо и что такое плохо"), что крестная жертва Иисуса дает какое-то Спасение ... все это тоже - наши представления. И они опираются на наши "антропоморфные" понятия - творить, закон, нарушение, жертва, спасение и т.п.
Если быть последовательным и отказаться "мерять" Его своими представлениями, то придется признать, что мы не можем сказать - творил Он наш мир или нет, Любовь Он или Ненависть, дал Он хоть кому-то спасение или нет и так далее.
Есть и такое смешное решение:Господь Бог запросто создаст камень, который не сможет поднять. ? Но в следующее мгновение Его могущество расширяется, и Он также запросто поднимет этот камень.
Комментарий