Играем Достоевского
Свернуть
X
-
Рискну предположить, что не поэтому вы сердиты. Вы, видимо обладаете способностью чувствовать то, что можно назвать "тонкими вибрациями". В юном возрасте человек "светел", а у Достоевского эти вибрации темные. Может быть отсюда и ваша "сердитость".Как раз в юношеские годы, когда мы обычно задаёмся "вечными" вопросами, много читал именно Достоевского и не по школьному принуждению, а для "себя". В те времена Евангелие было нам недоступно, а у Достоевского всё-таки что-то было, что-то близкое упоминалось, но всякий раз смысл, который искала душа,
ускользал, оставалось разочарование. Может быть поэтому сейчас и
"сердитость" на нашего классика.
Очень похоже на это. Мир Достоевского это Санкт-Петербург и каторга. Что одно, что другое к русскому, как таковому не имеет практического отношения. Поэтому мем "Достоевский великий русский писатель" это троян из-за которого то, что могло стать великой русской нацией, стало маловразумительным мультитьюдом. Ф.М., ессно, в этом не виноват, но мне иногда кажется, что лучше бы его казнили, как собирались. Кстати, тема с его помилованием вельми темная.Гений на все 100. Когда хожу по трущобам на Петроградской всегда
его вспоминаю. Атмосфера мрачных стен нагоняет тоску прямо
по Достоевскому, особенно в дождливый вечер. Вот-вот из-за угла
Раскольников вывернет в своей "немецкой" шляпе.
Изучением романа готовили, наверное, к такой же тяжёлой серой жизни, как и у его героев.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Предваряя чтение главы "Великий инквизитор" (из Братьев Карамазовых) на литературном утре в пользу студентов Санкт-Петербургского университета в декабре 1879 года Достоевский сказал:
"Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".
Может показаться (и мне сначала показалось), что в каком-то смысле слишком просто Достоевский сказал об этой главе, о великом инквизиторе. Ведь сколько вопросов возникает, и не только в исторической ретроспективе и философском осмыслении, но и - особенно - в связи нашим временем, и не только в мире, но и у нас (естественно). О современной Церкви, о современных правителях...
Но... подумал, и решил, что эти честные и жесткие слова самого Автора и есть самые точные.
Борис Романов (с)Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
"Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".
Автор мёртв. Вы предлагаете заняться спиритизмом, или готовы подписаться под этой цитатой?
А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Борис Романов (с)
Хто это? Актёр? "Исследователь" христианства? Ваш сосед?«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Борис РомановАвтор мёртв. Вы предлагаете заняться спиритизмом, или готовы подписаться под этой цитатой?
А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Борис Романов (с)
Хто это? Актёр? "Исследователь" христианства? Ваш сосед?
Родился в 1945 году в Ленинграде. После окончания института и службы в армии почти 25 лет работал научным сотрудником в НИИ авиационной электроники. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.
Первые статьи на популярные и исторические темы начал публиковать в конце 1970-х годов. С конца 1980-х основные интересы переместились в область истории России, раннего христианства, литературы. Автор около 10 книг и брошюр, в том числе Зороастризм и христианство (1994), Оккультный Булгаков (1995), Апокалипсис 2008-2173 (1996), Астро-Библос (1996), Трагедия принцессы Дианы (1998), Русские волхвы, вестники, провидцы (1999), Повесть об апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге (1999), «Роковые предсказания России» (2006). Неоднократно печатался в журналах Наука и религия, «ЧиП», газетах Московские новости (в 1990-х годах), АиФ-СВ, Вечерний Петербург и других. Автор сценария документального фильма "Император, который знал свою судьбу" (СПб Студия документальных фильмов, 2009) - фильм получил дипломы и памятные призы на шести международных кинофестивалях (мкф), в том числе специальный приз Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина на МКФ "Мир знаний" (октябрь 2009г.). В октябре 2010г. на МКФ "Покров" (в Киеве) фильм занял призовое 3-е место, а автор сценария получил Диплом за лучший сценарий. 2 декабря 2010г фильм получил главный приз в номинации "за лучшую режиссерскую работу" и медаль Сергия Радонежского на МКФ "Радонеж" (Москва).
Достоевский был обычным человеком, хоть и великим русским писателем. И он противоречив, как и все в этом мире. И не забывайте, что ему, как и всем, очень хотелось банально кушать.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Спасибо, а то Борисов Романовых оказалось пруд пруди.
Да я ФМ ни в чем не обвиняю. Как раз все его "православие" по человечески очень понятно. Но кому много дано, с того и много спрашивается. Вот Кафка, например, великий чешский писатель, гений которого вполне сопоставим с гением ФМ. Но никому в голову не придет героев его произведений ассоциировать с чешким народом. Он явление мировой культуры, так же как и ФМ. Отличие лишь в том, что, извините за интеллигентость выражения, 3,14доры из Синода и императорского дома использовали его гений, как последнюю проститутку для создания отвратительно маргинального образа "русского человека". И он этому не противился.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
В таком случае с кем будем отождествлять героев "Человеческой комедии" Бальзака, писательский гений которого Достоевский ставил выше своего? С французами, евреями или с модными тенденциями республик-империй, сменяющих друг друга? Писатель, как губка, что вобрал, то и отжал. Но, кое-что утаил, без сомнения. Но это личное и нелицеприятное.
Да я ФМ ни в чем не обвиняю. Как раз все его "православие" по человечески очень понятно. Но кому много дано, с того и много спрашивается. Вот Кафка, например, великий чешский писатель, гений которого вполне сопоставим с гением ФМ. Но никому в голову не придет героев его произведений ассоциировать с чешким народом. Он явление мировой культуры, так же как и ФМ. Отличие лишь в том, что, извините за интеллигентость выражения, 3,14доры из Синода и императорского дома использовали его гений, как последнюю проститутку для создания отвратительно маргинального образа "русского человека". И он этому не противился.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Как-то перелистывал энциклопедию Британника, там главы "Бунт" и "Великий инквизитор" названы (ни много ни мало) величайшими страницами всей Западной литературы.А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Вообще-то, сводить творчество Достоевского к критике нигилизма, апологетике православия, русского национализма и другим подобным вещам - крайне глупо и близоруко. Он - великий ученый-экспериментатор, который, моделируя в своих произведениях сложные жизненные ситуации, ставит этические эксперименты, и получает при этом ценнейшие результаты, доказательства обоснованности христианского миропонимания.
Вместе с этим, в произведениях Достоевского очень ярко и метко обличаются многие весьма распространенные пороки. Думаю, те, кто его здесь критикует, нашли в его произведениях обличение собственных пороков и, вместо того, чтобы попытаться с ними бороться, пеняют на зеркало.Комментарий
-
Прям таки уверен был, что всплывет Бальзак. Этот тоже писал, чтоб с долгами рассчитаться. С французами, с кем же еще. Но вы видите разницу между персонажами Бальзака и ФМ?
Что касается персональной иерархии гениальности ФМ, то в этом нет ничего удивительного. Родись ФМ во Франции, его бы звали Оноре.
Не скажите. Это характерно для рядового писателя, но никак для гения. А ФМ - гений. Из одного и того же винограда можно получить разное вино.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
А как же, вижу. Те - менее униженные и оскорбленные. И евреи среди них есть, и немцы, и даже чехи...
Согласен, что из одного сорта винограда можно получить разное вино, однако из белого красное не получится. Если только марганцовки не добавить.
Но он не психолог, чтобы решать проблемы, он - писатель, чтобы их описывать. Ему самому было тошно от своей гениальности. Очень хотелось примирить все и со всем.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Я тоже так считаю. И что бы придти к этому мнению мне Британика не понадобилась.
Но это преобладающий тренд.
Согласен, но его, как вы называете, эксперименты и обличения, по сути, не имеют специфически национального контента. Это интернациональный мир психически нездоровых людей. Тем не менее, всю эту клинику, после ФМ принято ассоциировать с русскими. Вам понравится, если все вас будут считать припадочным и при первом удобном случае станут пенять вам за это?Он - великий ученый-экспериментатор, который, моделируя в своих произведениях сложные жизненные ситуации, ставит этические эксперименты, и получает при этом ценнейшие результаты, доказательства обоснованности христианского миропонимания.
Вместе с этим, в произведениях Достоевского очень ярко и метко обличаются многие весьма распространенные пороки.
Если вам не в лом, перечислите эти пороки.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Главное, что они практически не рефлексируют. Кстати, поэтому я практически уверен, что ФМ по каким-то известным только ему причинам был склонен преувеличивать гениальность Бальзака. А "униженность и оскорбленность" это, как раз, и есть результат рефлексии, которой ФМ заражает. Это он унижен и оскорблен и он всех видит такими. Да, таких людей было не мало, но зачем делать их лейтмотивом всего своего творчества? Но это полбеды. Зачем ставить на это метку "русскости"? Я вижу в этом результат договора.
ИМХО - неудачный пассаж. Уверен, парижанин, в изображении ФМ, родись последний в Париже, был бы таким же "униженным и оскорбленным" как и санкт-петербуржец. Данная аллегория уместна только в отношении дихотомии типа христианин/мусульманин или аристократ/простолюдин.
Таки он - психолог. Его произведения насквозь психологичны. Настолько, что его персонажей используют в качестве клинически точных портретов психических отклонений.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Понять мотивы любви и восхищения Достоевского к Бальзаку может только писатель. Речь идет и о слоге, и о психологизации образов, о которой позже. Не думаю, что Париж Достоевского был бы похож на его Петербург. Тем не менее и у Бальзака полно униженных и оскорбленных. Только при этом он не был на каторге и не страдал падучей болезнью. Понятно, что в большинстве своем писатель переносит на образы свои внутренние страдания и чаяния, но ФМ - гений, как вы сами заметили.Главное, что они практически не рефлексируют. Кстати, поэтому я практически уверен, что ФМ по каким-то известным только ему причинам был склонен преувеличивать гениальность Бальзака. А "униженность и оскорбленность" это, как раз, и есть результат рефлексии, которой ФМ заражает. Это он унижен и оскорблен и он всех видит такими. Да, таких людей было не мало, но зачем делать их лейтмотивом всего своего творчества? Но это полбеды. Зачем ставить на это метку "русскости"? Я вижу в этом результат договора.
ИМХО - неудачный пассаж. Уверен, парижанин, в изображении ФМ, родись последний в Париже, был бы таким же "униженным и оскорбленным" как и санкт-петербуржец. Данная аллегория уместна только в отношении дихотомии типа христианин/мусульманин или аристократ/простолюдин.
Таки он - психолог. Его произведения насквозь психологичны. Настолько, что его персонажей используют в качестве клинически точных портретов психических отклонений.
Мне непонятно, почему из всех образов и мистических посылов Достоевского, вы примеряете на себя образ униженных и оскорбленных, как приговор русскости? На вас явно шапка горит, и Федор Михайлович здесь ни при чем. Он, повторюсь, писатель, лирик, мыслитель. Пишет, что видит и чувтвует, слышит и понимает. Но он не психолог, потому что в своих описаниях и психологических анализах он не открывает некие законы психологии и не дает рецептов для лечения болезней. Его произведения, - это скорее исповедь и надрыв, а не штамп и рекомендация. Разве после Преступления и наказания все русские стали ассоциироваться с убийцей Раскольниковым? Это почти тоже, что все французы с Гобсеком, а все аристократы с Растиньяком. Но у Достоевского в каждом труде есть мысль, которую он исследует с разных сторон, спорит с ней, провоцирует ее и все равно доводит до конца. Переживания человеческой души важны и интересны Достоевскому, но кого он вылечил? Наоборот, многие заболевают после прочтения тех или иных произведений. А почему? А потому что резонанс. Как у вас.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Вот это, думаю, зря... Если мы не просто читатели, а читатели со своей христианской позицией восприятия, нам должны претить такие мысли. Иначе, от нас самих пойдут эти самые
тёмные вибрации...Комментарий
-
Здесь пытаются говорить о творчестве художника и о том, как оно влияет на наши умы и души. Разве вам никогда не хотелось вернуться сейчас в прошлое и написать школьное сочинение, по тому же Достоевскому,
с высоты теперешнего своего возраста и понимания, а не в 14-15 лет, когда у человека ещё нет никакого жизненного опыта?Комментарий

Комментарий