Играем Достоевского
Свернуть
X
-
Как раз в юношеские годы, когда мы обычно задаёмся "вечными" вопросами, много читал именно Достоевского и не по школьному принуждению, а для "себя". В те времена Евангелие было нам недоступно, а у Достоевского всё-таки что-то было, что-то близкое упоминалось, но всякий раз смысл, который искала душа,
ускользал, оставалось разочарование. Может быть поэтому сейчас и
"сердитость" на нашего классика.
Гений на все 100. Когда хожу по трущобам на Петроградской всегда
его вспоминаю. Атмосфера мрачных стен нагоняет тоску прямо
по Достоевскому, особенно в дождливый вечер. Вот-вот из-за угла
Раскольников вывернет в своей "немецкой" шляпе.
Изучением романа готовили, наверное, к такой же тяжёлой серой жизни, как и у его героев.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Предваряя чтение главы "Великий инквизитор" (из Братьев Карамазовых) на литературном утре в пользу студентов Санкт-Петербургского университета в декабре 1879 года Достоевский сказал:
"Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".
Может показаться (и мне сначала показалось), что в каком-то смысле слишком просто Достоевский сказал об этой главе, о великом инквизиторе. Ведь сколько вопросов возникает, и не только в исторической ретроспективе и философском осмыслении, но и - особенно - в связи нашим временем, и не только в мире, но и у нас (естественно). О современной Церкви, о современных правителях...
Но... подумал, и решил, что эти честные и жесткие слова самого Автора и есть самые точные.
Борис Романов (с)Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
"Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".
Автор мёртв. Вы предлагаете заняться спиритизмом, или готовы подписаться под этой цитатой?
А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Борис Романов (с)
Хто это? Актёр? "Исследователь" христианства? Ваш сосед?«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Автор мёртв. Вы предлагаете заняться спиритизмом, или готовы подписаться под этой цитатой?
А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Борис Романов (с)
Хто это? Актёр? "Исследователь" христианства? Ваш сосед?
Родился в 1945 году в Ленинграде. После окончания института и службы в армии почти 25 лет работал научным сотрудником в НИИ авиационной электроники. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.
Первые статьи на популярные и исторические темы начал публиковать в конце 1970-х годов. С конца 1980-х основные интересы переместились в область истории России, раннего христианства, литературы. Автор около 10 книг и брошюр, в том числе Зороастризм и христианство (1994), Оккультный Булгаков (1995), Апокалипсис 2008-2173 (1996), Астро-Библос (1996), Трагедия принцессы Дианы (1998), Русские волхвы, вестники, провидцы (1999), Повесть об апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге (1999), «Роковые предсказания России» (2006). Неоднократно печатался в журналах Наука и религия, «ЧиП», газетах Московские новости (в 1990-х годах), АиФ-СВ, Вечерний Петербург и других. Автор сценария документального фильма "Император, который знал свою судьбу" (СПб Студия документальных фильмов, 2009) - фильм получил дипломы и памятные призы на шести международных кинофестивалях (мкф), в том числе специальный приз Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина на МКФ "Мир знаний" (октябрь 2009г.). В октябре 2010г. на МКФ "Покров" (в Киеве) фильм занял призовое 3-е место, а автор сценария получил Диплом за лучший сценарий. 2 декабря 2010г фильм получил главный приз в номинации "за лучшую режиссерскую работу" и медаль Сергия Радонежского на МКФ "Радонеж" (Москва).
Достоевский был обычным человеком, хоть и великим русским писателем. И он противоречив, как и все в этом мире. И не забывайте, что ему, как и всем, очень хотелось банально кушать.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Спасибо, а то Борисов Романовых оказалось пруд пруди.
Да я ФМ ни в чем не обвиняю. Как раз все его "православие" по человечески очень понятно. Но кому много дано, с того и много спрашивается. Вот Кафка, например, великий чешский писатель, гений которого вполне сопоставим с гением ФМ. Но никому в голову не придет героев его произведений ассоциировать с чешким народом. Он явление мировой культуры, так же как и ФМ. Отличие лишь в том, что, извините за интеллигентость выражения, 3,14доры из Синода и императорского дома использовали его гений, как последнюю проститутку для создания отвратительно маргинального образа "русского человека". И он этому не противился.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Да я ФМ ни в чем не обвиняю. Как раз все его "православие" по человечески очень понятно. Но кому много дано, с того и много спрашивается. Вот Кафка, например, великий чешский писатель, гений которого вполне сопоставим с гением ФМ. Но никому в голову не придет героев его произведений ассоциировать с чешким народом. Он явление мировой культуры, так же как и ФМ. Отличие лишь в том, что, извините за интеллигентость выражения, 3,14доры из Синода и императорского дома использовали его гений, как последнюю проститутку для создания отвратительно маргинального образа "русского человека". И он этому не противился.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
А на в скидку, именно таким опусами Достоевский низводит свой гений до базарного уровня. Поневоле лезут мысли о расщеплении его личности. Хотя, скорее всего, что это была трансляция мнения Синода, который принимал ну о-о-очень большое участие в судьбе писателя. Вернее курировал её.
Вообще-то, сводить творчество Достоевского к критике нигилизма, апологетике православия, русского национализма и другим подобным вещам - крайне глупо и близоруко. Он - великий ученый-экспериментатор, который, моделируя в своих произведениях сложные жизненные ситуации, ставит этические эксперименты, и получает при этом ценнейшие результаты, доказательства обоснованности христианского миропонимания.
Вместе с этим, в произведениях Достоевского очень ярко и метко обличаются многие весьма распространенные пороки. Думаю, те, кто его здесь критикует, нашли в его произведениях обличение собственных пороков и, вместо того, чтобы попытаться с ними бороться, пеняют на зеркало.Комментарий
-
Что касается персональной иерархии гениальности ФМ, то в этом нет ничего удивительного. Родись ФМ во Франции, его бы звали Оноре.
Не скажите. Это характерно для рядового писателя, но никак для гения. А ФМ - гений. Из одного и того же винограда можно получить разное вино.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Согласен, что из одного сорта винограда можно получить разное вино, однако из белого красное не получится. Если только марганцовки не добавить.
Но он не психолог, чтобы решать проблемы, он - писатель, чтобы их описывать. Ему самому было тошно от своей гениальности. Очень хотелось примирить все и со всем.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
Он - великий ученый-экспериментатор, который, моделируя в своих произведениях сложные жизненные ситуации, ставит этические эксперименты, и получает при этом ценнейшие результаты, доказательства обоснованности христианского миропонимания.
Вместе с этим, в произведениях Достоевского очень ярко и метко обличаются многие весьма распространенные пороки.
Если вам не в лом, перечислите эти пороки.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Главное, что они практически не рефлексируют. Кстати, поэтому я практически уверен, что ФМ по каким-то известным только ему причинам был склонен преувеличивать гениальность Бальзака. А "униженность и оскорбленность" это, как раз, и есть результат рефлексии, которой ФМ заражает. Это он унижен и оскорблен и он всех видит такими. Да, таких людей было не мало, но зачем делать их лейтмотивом всего своего творчества? Но это полбеды. Зачем ставить на это метку "русскости"? Я вижу в этом результат договора.
Таки он - психолог. Его произведения насквозь психологичны. Настолько, что его персонажей используют в качестве клинически точных портретов психических отклонений.«Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»Комментарий
-
Главное, что они практически не рефлексируют. Кстати, поэтому я практически уверен, что ФМ по каким-то известным только ему причинам был склонен преувеличивать гениальность Бальзака. А "униженность и оскорбленность" это, как раз, и есть результат рефлексии, которой ФМ заражает. Это он унижен и оскорблен и он всех видит такими. Да, таких людей было не мало, но зачем делать их лейтмотивом всего своего творчества? Но это полбеды. Зачем ставить на это метку "русскости"? Я вижу в этом результат договора.
ИМХО - неудачный пассаж. Уверен, парижанин, в изображении ФМ, родись последний в Париже, был бы таким же "униженным и оскорбленным" как и санкт-петербуржец. Данная аллегория уместна только в отношении дихотомии типа христианин/мусульманин или аристократ/простолюдин.
Таки он - психолог. Его произведения насквозь психологичны. Настолько, что его персонажей используют в качестве клинически точных портретов психических отклонений.
Мне непонятно, почему из всех образов и мистических посылов Достоевского, вы примеряете на себя образ униженных и оскорбленных, как приговор русскости? На вас явно шапка горит, и Федор Михайлович здесь ни при чем. Он, повторюсь, писатель, лирик, мыслитель. Пишет, что видит и чувтвует, слышит и понимает. Но он не психолог, потому что в своих описаниях и психологических анализах он не открывает некие законы психологии и не дает рецептов для лечения болезней. Его произведения, - это скорее исповедь и надрыв, а не штамп и рекомендация. Разве после Преступления и наказания все русские стали ассоциироваться с убийцей Раскольниковым? Это почти тоже, что все французы с Гобсеком, а все аристократы с Растиньяком. Но у Достоевского в каждом труде есть мысль, которую он исследует с разных сторон, спорит с ней, провоцирует ее и все равно доводит до конца. Переживания человеческой души важны и интересны Достоевскому, но кого он вылечил? Наоборот, многие заболевают после прочтения тех или иных произведений. А почему? А потому что резонанс. Как у вас.Enfin! Grace a Napoleon on ne parle plus de Neron!
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья Иуды были безукоризненны. (Э. Хемингуэй)Комментарий
-
тёмные вибрации...Комментарий
-
с высоты теперешнего своего возраста и понимания, а не в 14-15 лет, когда у человека ещё нет никакого жизненного опыта?Комментарий
Комментарий