Великий Гоголь... Наша боль...
Свернуть
X
-
мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Набросай его тезисов - я вероятно прошёл мимо этого этапа его творчества.Antithesis is dead. God save all of us!Комментарий
-
- я говорю о позднем этапе его творчества..
это тот этап его духовного роста, когда он пересмотрел свои цели и задачи в литературе..
его переписку с друзьями, церковные выписки, черновики, его поздняя духовная проза,
молитвы собственного сочинения, и ты увидишь совершенно другую, непривычную сторону этого писателя, образ глубоко верующего человека, а не только мастера сатиры, каким мы привыкли его знать по школьной программе.
Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся взеркало. Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди; если положишь ихпред собою и будешь смотреться в них пристально, то оне откроют тебе все пятна,всю черноту, все безобразие души твоей ( Гоголь Н. В. Собрание сочинений: 9т)мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
- я говорю о позднем этапе его творчества..
это тот этап его духовного роста, когда он пересмотрел свои цели и задачи в литературе..
его переписку с друзьями, церковные выписки, черновики, его поздняя духовная проза,
молитвы собственного сочинения, и ты увидишь совершенно другую, непривычную сторону этого писателя, образ глубоко верующего человека, а не только мастера сатиры, каким мы привыкли его знать по школьной программе.
Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся взеркало. Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди; если положишь ихпред собою и будешь смотреться в них пристально, то оне откроют тебе все пятна,всю черноту, все безобразие души твоей ( Гоголь Н. В. Собрание сочинений: 9т)Antithesis is dead. God save all of us!Комментарий
-
- так, собрание сочинений первым делом..)
ссылки не даю, мне с телефона не удобно.
- - - Добавлено - - -
- вот, к примеру его цитата о зеркале..
ты обратил внимание, - что он называет " зеркалом" для христианина?..мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
В 1840 году Гоголь и вправду тяжело заболел от "расстройство нервов".
До своей смерти он так до конца и не вылечился.
Его религиозный мистицизм последних 12 лет жизни - прямое следствие этой болезни.Комментарий
-
Точно также, как с Пушкиным...
- Гоголь о Пушкине..
Два разнородные поэта ( это он о Державине и Жуковском) внесли вдругъ два разнородныя начала въ нашу поэзію; изъ двухъ началъ вмигъ образовалось третье: явился Пушкинъ. Въ немъ середина. Ни отвлеченной идеальности перваго, ни преизобилія сладострастной роскоши второго. Все уравновѣшено, сжато, сосредоточено, какъ въ русскомъ человѣкѣ, который немногоглаголивъ на передачу ощущенія, но хранитъ и совокупляетъ его долго въ себѣ, такъ что отъ этого долговременнаго ношенія оно имѣетъ уже силу взрыва, если выступитъ наружу. Приведу примѣръ. Поэта поразилъ видъ Казбека, одной изъ высочайшихъ кавказскихъ горъ, на верхушкѣ которой увидѣлъ онъ монастырь, показавшійся ему рѣющимъ въ небесахъ ковчегомъ. У другого поэта полились бы пылкіе стихи на нѣсколько страницъ. У Пушкина все въ десяти строкахъ, и стихотвореніе оканиваетъ онъ симъ внезапнымъ обращеніемъ:Именно одно это могъ бы сказать русскій человѣкъ, въ то время, какъ и французъ, и англичанинъ, и нѣмецъ пустились бы на подробный отчетъ ощущеній. Никто изъ нашихъ поэтовъ не былъ еще такъ скупъ на слова и выраженія, какъ Пушкинъ, такъ не смотрѣлъ осторожно за самимъ собою, чтобы не сказать неумѣреннаго и лишняго, пугаясь приторности и того и другого.Далекій, вожделѣнный брегъ!
Туда-бъ, сказавъ: «прости» ущелью,
Подняться къ горной вышинѣ!
Туда-бъ, въ заоблачную келью,
Въ сосѣдство Бога скрыться мнѣ!мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
В одной из тем случайно довелось зацепить тему высказываний Гоголя, и оказалось, что у людей какое-то лубочное восприятие, как будто они выше уровня понимания 6-го класса не поднялись и не планируют подниматься. Все линейно, патриотично, однозначно. Но ведь все было не совсем так.
XIX. Нужно любить Россію. Изъ письма къ Гр. А. П. Т.....му.
Безъ любви къ Богу никому не спастись, а любви къ Богу у васъ нѣтъ. Въ монастырѣ ея не найдется; въ монастырь идутъ одни тѣ, которыхъ уже позвалъ туда Самъ Богъ. Безъ воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и какъ полюбить Того, Котораго никто не видалъ? Какими молитвами и усиліями вымолить у Него эту любовь? Смотрите, сколько есть теперь на свѣтѣ добрыхъ и прекрасныхъ людей, которые добиваются жарко этой любви и слышатъ одну только черствость да холодную пустоту въ душахъ. Трудно полюбить Того, Кого никто не видалъ. Одинъ Христосъ принесъ и возвѣстилъ намъ тайну, что въ любви къ братьямъ получаемъ любовь къ Богу. Стоитъ только полюбить ихъ такъ, какъ приказалъ Христосъ, и сама собой выйдетъ въ итогѣ любовь къ Богу Самому. Идите же въ міръ и пріобрѣтите прежде любовь къ братьямъ.
Но какъ полюбить братьевъ? Какъ полюбить людей? Душа хочетъ любить одно прекрасное, а бѣдные люди такъ несовершенны, и такъ въ нихъ мало прекраснаго! Какъ же сдѣлать это? Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русскій. Для русскаго теперь открывается этотъ путь, и этотъ путь есть сама Россія. Если только возлюбитъ русскій Россію, возлюбитъ и все, что ни есть въ Россіи. Къ этой любви насъ ведетъ теперь Самъ Богъ. Безъ болѣзней и страданій, которыя въ такомъ множествѣ накопились внутри ея и которыхъ виною мы сами, не почувствовалъ бы никто изъ насъ къ ней состраданія. А состраданіе есть уже начало любви. Уже крики на безчинства, неправды и взятки не просто негодованіе благородныхъ набезчестныхъ, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись въ безчисленпомъ множествѣ, разсыпались по домамъ и наложили тяжелое ярмо на каждаго человѣка, уже и тѣ, которые приняли добровольно къ себѣ въ домы этихъ враговъ душевныхъ, хотятъ отъ нихъ освободиться сами, и не знаютъ, какъ это сдѣлать, и все сливается въ одинъ потрясающій вопль, уже и безчувственные подвигаются. Но прямой любви еще не слышно ни въ комъ, ея нѣтъ таки и у васъ. Вы еще не любите Россію: вы умѣете только печалиться да раздражаться слухами обо всемъ дурномъ, что; въ ней ни дѣлается; въ васъ все это производитъ только одну черствую досаду да уныніе. Нѣтъ, это еще не любовь, далеко вамъ до любви, это развѣ только одно слишкомъ отдаленное еще ея предвѣстіе. Нѣтъ, если вы дѣйствительно полюбите Россію, у васъ пропадетъ тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многихъ честныхъ и даже умныхъ людей, то-есть, будто въ теперешнее время они уже ничего не могутъ сдѣлать для Россіи, и будто они ей, уже не нужны совсѣмъ; напротивъ, тогда только во всей силѣ вы почувствуете, что любовь всемогуща и что съ нею можно все сдѣлать. Нѣтъ, если вы дѣйствительно полюбите Россію, вы будете рваться служить ей; не въ губернаторы, но въ капитанъ-исправники пойдете, послѣднее мѣсто, какое ни отыщется въ ней, возьмете, предпочитая одну крупицу дѣятельности на немъ всей вашей нынѣшней бездѣйственной и праздной жизни. Нѣтъ вы еще не любите Россіи. А не полюбивши Россіи, не полюбить вамъ своихъ братьевъ, а не полюбивши своихъ братьевъ, не возгорѣться вамъ любовью къ Богу, а не возгорѣвшись любовью къ Богу, не спастись вамъ.
Источникъ: Сочиненія Н. В. Гоголя: Полное собраніе въ одномъ томѣ.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Это на каком языке написано? Не все слова мне понятны."папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!Комментарий
-
Комментарий
-
- я говорю о позднем этапе его творчества..
это тот этап его духовного роста, когда он пересмотрел свои цели и задачи в литературе..
его переписку с друзьями, церковные выписки, черновики, его поздняя духовная проза,
молитвы собственного сочинения, и ты увидишь совершенно другую, непривычную сторону этого писателя, образ глубоко верующего человека, а не только мастера сатиры, каким мы привыкли его знать по школьной программе.
Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся взеркало. Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди; если положишь ихпред собою и будешь смотреться в них пристально, то оне откроют тебе все пятна,всю черноту, все безобразие души твоей ( Гоголь Н. В. Собрание сочинений: 9т)
Вся эта писанина в художественном отношении чудовищна , в религиозном - лживо-преиенциозна.
Собственно история её так и оценила.
Довлатов : «Гоголь обладал феноменальным художественным дарованием сатирической направленности, обладал не совсем обычным для русского писателя тотальным чувством юмора, написал лучший роман на русском языке «Мёртвые души», затем углубился в поиски нравственных идеалов, издал опозорившую его книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой пришёл к оправданию рабства, загубил в себе художника и умер сравнительно не старым и абсолютно сумасшедшим человеком»
Брянчанинов : «книга «издаёт из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределённы, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного. Он писатель, а в писателе непременно от избытка сердца уста глаголют, или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, по большей части им не понимаемая, а понимаемая только таким христианином, который возведен Евангелием в отвлеченную страну помыслов и чувств в ней различил свет от тьмы; книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных.»Комментарий
-
«Не новый этап духовного роста», а , скорее , безосновательные претензии на некую сверх духовность. Абсолютно бесплодные и с точки зрения творчества, и с точки зрения христианского возрастания в Духе.
Вся эта писанина в художественном отношении чудовищна , в религиозном - лживо-преиенциозна.
Собственно история её так и оценила.
Довлатов : «Гоголь обладал феноменальным художественным дарованием сатирической направленности, обладал не совсем обычным для русского писателя тотальным чувством юмора, написал лучший роман на русском языке «Мёртвые души», затем углубился в поиски нравственных идеалов, издал опозорившую его книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой пришёл к оправданию рабства, загубил в себе художника и умер сравнительно не старым и абсолютно сумасшедшим человеком»
Брянчанинов : «книга «издаёт из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределённы, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного. Он писатель, а в писателе непременно от избытка сердца уста глаголют, или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, по большей части им не понимаемая, а понимаемая только таким христианином, который возведен Евангелием в отвлеченную страну помыслов и чувств в ней различил свет от тьмы; книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных.»
но, у нас есть Достоевский, Волынский, Добролюбов, Чернышевский, Салтыков-Щердин ( даже Горький, который критиковал его поздние труды, впоследствии стал их оценивать иначе.. и подчеркнул мировое значение его вклада в русскую литературу) и др. авторитетные мнения,
на которые мы можем опираться в оценке его творческого и духовного влияния в литературе.
и никакие критики не способны обесценить и вычеркнуть со страниц истории этот факт.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человеком самого серьёзного характера; самого строгого настроения и духа; что писатель, так метко и неумолимо каравший человеческое ничтожество, был самого незлобливооо нрава и сносил без малейшего гнева все нападки и оскорбления..
что едва ли найдётся душа, которая бы с такою нежностью и горячностью любила добро и правду в человеке,
и так глубоко и искренно страдала при встрече с ложью и дрянью человека..
как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды,
и живописец общественных нравов - неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием.
- p.s - естественно, что для невежд и людей низкого духовно-нравственного уровня, такая личность представляется - безумцем.. иного, они восприять и не могут, в силу своего убогого развития и нравов.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
- многие не знают, что в посл. годы Гоголь искал уединения, и даже хотел оставить литературное поприще и уйти в монастырь.. но, благословения на это он так и не получил.
вот вырезка из письма Гоголя, где он рассуждает об этом..
Нѣтъ выше званія, какъ монашеское, и да сподобитъ насъ Богъ когда-нибудь надѣть простую рясу чернеца, такъ желанную душѣ моей, о которой уже и помышленіе мнѣ въ радость. Но безъ зова Божія этого не сдѣлать. Чтобы имѣть право удалиться отъ міра, нужно умѣть распроститься съ міромъ. «Раздай все имущество свое нищимъ и тогда ступай въ монастырь», такъ говорится всѣмъ туда идущимъ. У васъ есть богатство, вы его можете раздать нищимъ; но что же мнѣ раздать? Имущество мое не въ деньгахъ. Богъ мнѣ помогъ накопить нѣсколько умнаго и душевнаго добра и далъ нѣкоторыя способности, полезныя и нужныя другимъ стало-быть, я долженъ раздать это имущество неимущимъ его, а потомъ уже итти въ монастырь. Но и вы одной денежной раздачей не получите на то права. Если бы вы были привязаны къ вашему богатству и вамъ было бы тяжело съ нимъ разстаться, тогда другое дѣло; но вы къ нему охладѣли, для васъ оно теперь ничто гдѣ-жъ вашъ подвигъ и ваше пожертвованіе? Или, выбросивши за окошко ненужную вещь, значитъ сдѣлать добро своему брату, разумѣя добро въ высокомъ смыслѣ христіанскомъ? Нѣтъ, для васъ такъ же, какъ и для меня, заперты двери желанной обители.
Монастырь вашъ Россія! Облеките же себя умственно рясой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нея, ступайте подвизаться въ ней. Она теперь зоветъ сыновъ своихъ еще крѣпче, нежели когда-либо прежде. Уже душа въ ней болитъ, и раздается крикъ ея душевной болѣзни. Другъ мой! или у васъ безчувственное сердце, или вы не знаете, что такое для русскаго Россія.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
Комментарий