Великий Гоголь... Наша боль...
Свернуть
X
-
Комментарий
-
Комментарий
-
С моей точкой зрения вообще.
Что и в каких текстах позволяет вам говорить о Гоголе как о христианском мистике ?
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
Гоголь обратился в конце своей жизни так и не успев что-то сделать в этом направлении. Единственное - это выбор вектора, а он как раз выразился в сожжении 2 тома.
4. Объясните мне. В чем же его мистика?
Вот например мистические повести Гоголя: веселый "Вечера на хуторе близ Деканьки", пугающий "Портрет", ужастик "Вий" Почему же он так переживал и мучился по поводу сатирической поэмы обличающей пороки (не самые страшные) мира сего, где нет никакой откровенной чертовщины и в конце концов сжег рукопись тома-2? Может ему просто не понравилось написанное?
Почему Булгаков пытался уничтожить свой написанный роман? (Версия о том, что он обиделся на ГосПолит Издат, который его не печатал не убедительна)
Ответ есть у самого Гоголя, в повести "Портрет"
Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну:
«Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...».
Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы.Комментарий
-
1. Безусловно. Такие имена как Гоголь, Достоевский, Толстой, Лесков, Мережковский... тому свидетельство. Я не могу указать ни одну страну, где бы ведущие писатели были так глубоко проникнуты в Христианскую и Евангельскую тематику.
2. Это слишком схематичный подход. Я все же склонен думать, что обращение - это не отдельное событие, а длительный процесс, как это было с учениками Христа. Впрочем, у Павла это было по другому.
3. если Гоголю открылось нечто подобное тому, что открылось Аввакуму или Иеремии относительно Иудеи и Иерусалима, то его поступок становится вполне объясним, он ведь не единственный, кто так поступил; В конце концов вспомним пророка Иону, который отказался пророчествовать.
3. Такое невозможно объяснить...
Вот например мистические повести Гоголя: веселый "Вечера на хуторе близ Деканьки", пугающий "Портрет", ужастик "Вий" Почему же он так переживал и мучился по поводу сатирической поэмы обличающей пороки (не самые страшные) мира сего, где нет никакой откровенной чертовщины и в конце концов сжег рукопись тома-2? Может ему просто не понравилось написанное?
Почему Булгаков пытался уничтожить свой написанный роман? (Версия о том, что он обиделся на ГосПолит Издат, который его не печатал не убедительна) Ответ есть у самого Гоголя, в повести "Портрет"Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...».
Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы.
2. Но обращение не может длится не закончившись чем-то конкретным. Можно обратится, а затем утерять Завет с Богом, как это было у евреев. Можно не обращаться, а сделать вид (Мережковский и Гиппиус). А можно всю жизнь плавать как некий предмет в проруби... Кстати, Оптинские старцы как раз об этом и говорили насчет ведущих наших литераторов.
Служить Богу пером можно только в том случае если ты сознательно идешь на это после некоторого акта совершенного в твоей душе после обращения. У Гоголя этот акт произошел позже чем возникла возможность продолжить свое творчество в этом ключе. Притом нужно помнить, что такие сферы как этика и эстетика не соприкасаются. У нас нет точного изложения этического учения в художественной форме, и, как показала практика, осуществить это невозможно. Есть только более или менее удачные попытки. Одна из самых удачных - это романы Льюиса. Но там он начал писать именно после своего духовного выбора.
3. Дело не в этом. Та тема которой коснулся Гоголь в своих повестях "Вий" и "Страшная месть" даром для души человека не проходит. Вспомните как мучился он страхами перед смертью. Это прямое следствие ЗАИГРЫВАНИЯ с инфернальной областью.Комментарий
-
его мать, как известно, была очень религиозная женщина, строгих нравов,
и все творчество писателя пропитано этим духом..
но, в последние годы своего душевного и личностного кризиса, Гоголь полностью пересмотрел свою художественную манеру, как и отношение к задачам литературы в целом..
определив ей роль - " невидимых ступеней на пути к Б-гу", полностью отказавшись от ее эстетической составляющей, - в пользу религиозной, нравственной..
он стремится к реализму в изображении окружающей реальности, и глубокому психологизму характеров его героев,
они становятся наконец более глубокими, более сложными, чем прежние - мистические образы.
Почему же он так переживал и мучился по поводу сатирической поэмы обличающей пороки (не самые страшные) мира сего где нет никакой откровенной чертовщины и в конце концов сжег рукопись тома-2? Может ему просто не понравилось написанное?мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Ответ есть у самого Гоголя, в повести "Портрет"
Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну:
«Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...».
Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы.
Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы. Однако зло, проникнув в мир людей, не хочет его покидать: странный портрет неожиданно исчезает из зала, где проводится аукцион, и сын оказывается лишен возможности исполнить волю своего отца. Каких еще бед натворит зловещий взгляд?..
.... а сжёг он второй том потому, что не ощутил того нравственного переворота, который был задуман писателем..
Вы читали его молитву о создании поэмы?
мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Есть только более или менее удачные попытки. Одна из самых удачных - это романы Льюиса. Но там он начал писать именно после своего духовного выбора.Комментарий
-
"Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (От Матфея 18:7)"
И глубоко верующий автор подобного произведения в глубине души боится, что он и есть тот "избранник", через которого и приходит искушение.
Гоголь полностью пересмотрел свою художественную манеру, как и отношение к задачам литературы в целом..
определив ей роль - " невидимых ступеней на пути к Б-гу", полностью отказавшись от ее эстетической составляющей, - в пользу религиозной, нравственной..
он стремится к реализму в изображении окружающей реальности, и глубокому психологизму характеров его героев,
они становятся наконец более глубокими, более сложными, чем прежние - мистические образы.Комментарий
-
1. Нужно отдавать себе отчет, что отождествление Христа и церкви - не допустимо, поскольку в церкви, в отличии от Христа, полно всяческих недостатков и даже пороков. Да, у Толстого были определенные трения с официальной церковью, как раз потому, что церковь увлекшись обрядовостью, религиозным фетишизмом, чудесными исцелениями, избавлениями, преображениями не беспокоилось о воспитании прихожан в элементарном повседневном благочестии. Если человек критикует церковь, это еще не значит, что он враг Христа.
2. Что касается К Льюиса и его романов, я прочитал две его книжки и посмотрел один фильм из Хроник Нарнии. Довольно увлекательно и даже полезно, не спорю, кстати, вы почему-то не упомянули еще и Буньяна с его Пилигримом Сходство меду ними (Толстым и Льюисом в частности) в том, что они пишут об одном и том же, будь то богословская доктрина, стих их библии, или библейское понятие. Различие в том, что Льюиса (как протестанта) интересует практическая сторона дела, как эта истина, доктрина, закон работает для применения; а Толстого - что это значит, чтобы иметь к ней правильное отношение. Поэтому Льюис выступает как демонстратор или иллюстратор, а Толстой - как исследователь. С одной стороны богословы, взявшиеся за перо, с другой стороны писатели погруженные в христианскую тематику...
Церковь, по отношению к Леве, вынесла решение по факту его хулы на Ее учение. Так в чем она виновата? Она что должна содержать в своих недрах собственных врагов, по образу современных ревнителей советского прошлого?
2. Буньяна не читал. Хотя встречал у Льюиса похвалу ему...
И каким образом Лева может считаться "богословом" если он ненавидел Христа и Его дело? Вы отдаете себе отчет в том когда пишите, что Льюис и Лева ПОХОЖИ? Льюис христианин, а Лева богохульник...Комментарий
-
Вы путаете продажную церковную организацию со всеми ее недостатками и учение Церкви
это вина не разного рода волков из Брянска, а Ваша...
Церковь, по отношению к Леве, вынесла решение по факту его хулы на Ее учение. Так в чем она виновата?
Вот что пишет сам Толстой о своей вере:
Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством
Я шёл обратным путём. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу, и спокойно и радостно приближаюсь к смерти.
И каким образом Лева может считаться "богословом" если он ненавидел Христа и Его дело?
Ну а если Толстой и заблуждался, то только в силу того, что не воспринимал то, что не поддавалось рациональному разумному восприятию, как например догмат о Троице или Божественности Христа.
Вы отдаете себе отчет в том когда пишите, что Льюис и Лева ПОХОЖИ?Комментарий
-
1. О церкви, как о теле Христовом. И еще о двух сущностях во Христе: Божественной и человеческой. Тело Христа ничем не отличалось от тела человеческого и было подвержено болезням, искушениям и даже смерти. Тело - есть дисплей, в котором отражается внутренняя духовная сущность человека. Посему Христовыми являются не те, кто приобщился к телу-церкви, а те кто пребывает в Духе Христа. "А кто Духа Христова не имеет, тот и не Его©". К тому же сам Павел пишет о грехах, которые имеют место в церкви, каких нет даже у язычников и не стеснялся обличать в этом и заповедал это делать и ученикам.
2. А что, есть единое церковное учение для всех продажных церковных организаций?
3. А вы верите всему, что является Ее (ПЦ) учением?
Вот что пишет сам Толстой о своей вере:
Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством
Я шёл обратным путём. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу, и спокойно и радостно приближаюсь к смерти.
4. Напротив. Толстой писал, что является исповедником истинного христианства, которое заключается для него в вере в Бога и следовании учению Христа, как выражению воли Божьей.
Ну а если Толстой и заблуждался, то только в силу того, что не воспринимал то, что не поддавалось рациональному разумному восприятию, как например догмат о Троице или Божественности Христа.
5. Конечно. Хотя бы в том, что Клайва Льюиса Православные тоже бы отлучили от своей церкви Хотя надо сказать, что нет акта об отлучении Толстого от церкви. Есть декларация о том, что Л Толстой сам добровольно отошел от ПЦ в силу не согласия с некоторыми положениями ее учения.
Раз в церкви есть такие грехи которых нет даже у иудеев и у язычников, то, видимо, это не церковь, а ее обратная копия претендующая быть тем, чем по природе своей не является... Так к кому же относились слова Христа о создании Церкви как Его тела? К копии, или к чему-то другому?
2. Вам видней раз Вы смешиваете одно с другим...
3. Я верю синодальному постановлению относительно Левы, а не его бредням о том, чего он знать не знает.
4. Так тут на форуме многие христопродавцы тоже заявляют, что они-то и есть представители истинного православия, а все остальные представители исторического христианства и есть самые настоящие иудеи и язычники...
Так в том-то и дело, что христианин верит именно в иррациональные категории своей веры, а потом пытается их донести до тупых голов своих критиков (правда это не всегда удается). У Левы же все наоборот: он верит в абстрактного б-га, но не верит в исторического Христа; верит в добрые дела (наверное сделанные по-отношению к нему кем-то), но в Троицу верить не собирается.
5. Клайва Льюиса Православные тоже бы отлучили от своей церкви.
У нас в Свенском монастыре, в книжной лавке, стоит повесть Льюиса "Расторжение брака".
Комментарий
-
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
(К Галатам 5:22-25)
Раз в церкви есть такие грехи которых нет даже у иудеев и у язычников, то, видимо, это не церковь, а ее обратная копия
3. Я верю синодальному постановлению относительно Левы...
Так в том-то и дело, что христианин верит именно в иррациональные категории своей веры, а потом пытается их донести до тупых голов своих критиков
У Левы же все наоборот: он верит в абстрактного б-га, но не верит в исторического Христа; верит в добрые дела (наверное сделанные по-отношению к нему кем-то), но в Троицу верить не собирается.
У нас в Свенском монастыре, в книжной лавке, стоит повесть Льюиса "Расторжение брака".Комментарий
-
которым клеймили и в 37-м году всех, кто был по тем или иным причинам неугоден.
но, откуда у Вас, Игорь такая категоричность суждений?
или Вы не видите и не чувствуете тот дух, которым пропитано все творчество, и сама жизнь Льва Толстого?
а это, несомненно дух истинного христианина.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
Комментарий