Великий Гоголь... Наша боль...
Свернуть
X
-
- Игорь, для меня немного удивительно видеть что именно Вы задаёте этот вопрос,
зная Вашу позицию, и сторонником каких взглядов Вы являетесь в отношении культурного и соц. развития России,
ее самобытности и путей ее развития..
а ведь это именно тогда начали зарождаться и прогрессировать эти идеологические споры - Белинский, Чернышевский, Герцен,
спорили с такими как Гоголь - славянофилами, внедряя идеи трансформации и переустройства русского общества - под западную модель развития..
актуально это и по сей день, Вы не находите?..мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Сообщение от Брянский волкНо у нас в литературе практически нет духовных переживаний. Есть некоторые осмысления духовных законов и все. Я ни у кого не видел чтобы вопрос ставился прямо - со Христом или без Него (не считая Достоевского с его "Дневником писателя"). Тут, видимо, нужно определиться что такое духовное, а что такое душевное. У нас часто душевные качества принимаются за духовность и наоборот.
чтобы увидеть и прочувствовать этот главный вопрос у многих авторов, включая и Гоголя..
вот я у него этот вопрос вижу, а Вы - нет..
но, зато, я не могу понять всю сложность и многообразие музыкальных форм, и устройство их структуры,
и если мне дать в руки ноты какого-то муз. произведения..
глядя в них я не услышу, и не почувствую ту прелесть и красоту музыки, которая в них спрятана.. хотя, и буду догадываться о ней..
мне нужен музыкант, который откроет для меня эту тайну.)
- - - Добавлено - - -
Сообщение от Брянский волкЭти споры продолжились в эмиграции и именно там нашли свое завершение.
и даже эта тема, которая была объединена позже в одну - тому, доказательство.
Никто из приводимых Вами господ не был христианином в том смысле в каком им был хотя бы тот же Льюис.
- что же на самом деле России нужно и каким образом это "нужно" обеспечить.
а Вы как полагаете, нужно ли России сохранить свои духовные начала, и на этой почве развивать свою культуру следуя традициям, в духе Гоголя и Достоевского,
или нужно догонять Запад, следуя по его пути?..мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
1. - а может это проблема способности читать гротескные образы, и понимать символику литературного языка?..чтобы увидеть и прочувствовать этот главный вопрос у многих авторов, включая и Гоголя..
вот я у него этот вопрос вижу, а Вы - нет..
2. но, зато, я не могу понять всю сложность и многообразие музыкальных форм, и устройство их структуры, и если мне дать в руки ноты какого-то муз. произведения..
глядя в них я не услышу, и не почувствую ту прелесть и красоту музыки, которая в них спрятана.. хотя, и буду догадываться о ней.. мне нужен музыкант, который откроет для меня эту тайну.)
3. - завершение?.. но, я вижу своими глазами, что они продолжаются, и не утихают по сей день..
и даже эта тема, которая была объединена позже в одну - тому, доказательство.
4. спорный тезис..
5. - интересный вопрос..
а Вы как полагаете, нужно ли России сохранить свои духовные начала, и на этой почве развивать свою культуру следуя традициям, в духе Гоголя и Достоевского,
или нужно догонять Запад, следуя по его пути?..
2. Кстати, музыкальная форма строится по тем же законам, что и литературная. Экспозиция, развитие, реприза.
3. Эти споры заводятся в основном теми кто уже выбрал для России путь в своем воображении и доносят как проповедь через СМИ как откровение.
4. Вы читали Льюисовскую повесть "Настигнут радостию"? Кто из наших писателей может похвастаться подобным откровением в области собственного обращения?
5. В духе Гоголя и Достоевского - это постоянно метаться из одной крайности в другую. Нужен именно творческий подход в этом вопросе. Что-то из старых традиций уже невозможно взять, ибо эти самые традиции как раз и завели в существующий "статус кво". Что-то можно оставить. Что-то придумать новое которое может быть будет противоречить чему-то старому... От Запада нам нужно взять его интуитивное христианское (какое еще осталось) сопротивление глобализму и НМП. Ибо средневековая христианская культура ему уже не принадлежит. Запад сам отказывается от нее.Комментарий
-
Иногда задается вопрос, как мог он так живо и остро писать обывательский быт русской провинции проживая в Италии? Все дело в том, что он не писал русский быт. Он писал универсальные человеческие характеры, придав им русские национальный колорит. Их можно было бы поместить в немецкий, французский или любой другой контекст и везде они были бы столь же актуальны. Идею эту он позаимствовал у итальянской комедии масок Дель Арте (вы помните, Пьеро, Коломбина, Панталоне), где каждая маска есть персонификация определенного характера, типажа И вот эти маски - типажи кочуют из одной пьесы в другую, из одного сюжета - в другой, создавая таким образом свой микромир масок, подобный нашему, реальному.
что в своих персонажах он прежде всего стремится передать - все уродство человеческой души, охваченной страстями, и обременённой пороками.
что его образы - это язык символов, а не описание конкретных персонажей..
да, это и легко заметить, потому что его персонажи как правило отражают какую-либо одну сторону характера,
жадность, глупость, мелочность, и т.д..
Душа человека - это метафизическая сущность его личности и формируется она под воздействием греха, пороков, которых в принципе не много и вполне могут быть описаны в Ветхозаветном декалоге.
Страсти и пороки формируют характер человека, а характер есть образ его души. Поэтому несмотря на огромное количество людей, разнообразие личностных особенностей, характеров тем не менее довольно ограниченное количество, слегка разбавленное индивидуальными особенностями.Комментарий
-
Через аналогии - это да... Но не через гротеск. Гротеск - это искажение реальности, порча своего рода...
мы сейчас говорим о литературе, - о русской литературе, и ее назначении и роли в культурно-нравственном развитии общества..
а это такая почва, на которой можно взрастить любые идеи и нести их в массы в понятной и удобной к восприятию для любого человека форме.
Поэтому нужно уметь говорить так, чтобы тон твоей проповеди был понят. Не все это умеют.
он своё предназначение выполнил в любом случае.
Вы читали Льюисовскую повесть "Настигнут радостию"? Кто из наших писателей может похвастаться подобным откровением в области собственного обращения?
масштабы личностей слишком существенно отличаются.)
В духе Гоголя и Достоевского - это постоянно метаться из одной крайности в другую. Нужен именно творческий подход в этом вопросе.
- - - Добавлено - - -
для отражения всей полноты характера, многие Гоголевские персонажи слишком упрощенно выражены, характер это более многомерная и сложная структура.
- - - Добавлено - - -
Через аналогии - это да... Но не через гротеск. Гротеск - это искажениемнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Откуда она у человека который только к концу жизни пришел ко Христу (кстати, в кельи старца Макария).
У Гоголя же все выставлено в карикатурном виде и читающий (а им может быть не только русский знающий ту среду о которой пишется) может из этого чтения сделать соответствующие выводы как это делали и делают сейчас на Западе. Раз у вас вся литература построена на карикатуре, следовательно, такова ваша и жизнь - говорят они.
Кстати, с Гоголя идет традиция показывать литературную истину от противного. Т. е описывая своего героя автор надеется, что читатель поймет в каком ракурсе показан образ и самостоятельно разберется в нравственной стороне дела. И в этом плане продолжателем Гоголя, как это ни странно, является Тургенев. А вот противоположную сторону вопроса развивал как раз Гончаров. И тогда получается, что Достоевский шел именно самостоятельным путем используя только преждесуществующие разработки, синтезируя их в своем творчестве.Комментарий
-
оно давно уже признано во всем цивилизованном мире.
- - - Добавлено - - -
наметило все ее основные черты, дало предпосылки к развитию ее характера, направило его именно в то русло,
которое в отличие от западной литературы - развернуло ее от эстетики на путь духовного совершенствования.
следующий по величине и силе влияния был Достоевский.
p.s - я лишь продолжаю Вашу мысль, а так, во многом я с Вами согласна.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Есть огромное количество скептиков, которые не верят ни в мистические прозрения, ни в пророческий дар.
творчество Гоголя во многом определило судьбу русской литературы..
наметило все ее основные черты, дало предпосылки к развитию ее характера, направило его именно в то русло,
которое в отличие от западной литературы - развернуло ее от эстетики на путь духовного совершенствования.
p.s - я лишь продолжаю Вашу мысль, а так, во многом я с Вами согласна.Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
Что и в каких текстах позволяет вам говорить о Гоголе как о христианском мистике ?Комментарий
-
И не только.
Читать "Духовная проза (сборник)" - Гоголь Николай Васильевич - Страница 1 - ЛитМир"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).Комментарий
-
1. - а что значит - " Сам Предмет веры"?..
2. - Вы не путаете плоскости рассуждений?..
мы сейчас говорим о литературе, - о русской литературе, и ее назначении и роли в культурно-нравственном развитии общества..
а это такая почва, на которой можно взрастить любые идеи и нести их в массы в понятной и удобной к восприятию для любого человека форме.
3. - если гений не понят, это не его проблема..
он своё предназначение выполнил в любом случае.
4. - я даже не рассматриваю подобные сравнения, Игорь..
масштабы личностей слишком существенно отличаются.)
2. Раз Россия выбрала в лице своего ведущего духовного слоя путь Христа, следовательно, и литература должна отражать в художественной форме этот путь. Можем ли мы сказать, что она с этим справилась?
3. Гений не может быть непонятым. Он может быть отвергаем (и понимаем правильно), а может быть и принимаем. Но находится в состоянии безизвестности - невозможно.
4. А вот это зря... У него есть такие произведения которые по своей глубине далеко обошли и Гоголя и даже Достоевского. Единственное это стиль написания, построения фразы(да и формы) у Льюиса (человека 20 века) более слабое чем у людей 19 века.Комментарий
-
1. Если мы признаем за Гоголем величайшее дарование, не только литературное, но и мистико-созерцательное, способность прозревать события, судьбы вопрос отпадает сам по себе.
2. Иногда о христианской сущности человека его произведения говорят больше, нежели известные факты биографии.
3. В этом отношении Гоголь в своем творчестве не одинок. У нас целая плеяда прекрасных сатириков, Салтыков-Щедрин например, а тандем Ильф + Петров и М Булгаков - так его прямые литературные наследники, кстати, тоже довольно холодно принимаемые на западе. А если бы Гоголь писал на вкус западных читателей и литературных критиков как это делают нынешние продвинутые литераторы, он бы никогда не стал Великим русским писателем, хотя "Нобеля" вполне возможно бы получил.
4. Поскольку все они вышли из гоголевской шинели, я бы каких-то строгих градаций не делал, хотя если говорить о литературной стилистике то скорее всего да, Тургенев. Но меня больше интересует Гоголь как писатель христианский мистик и в этой ипостаси по дару мистического созерцания и прозрения писателем его уровня из ближайших последователей был только Достоевский.
2. Уж не смущает ли Вас его заявление о том, что его Ревизор это есть Христос? Вериться в это с трудом. И оно ведь могло быть сделано задним числом, так сказать, постфактум, после некоторого осмысления написанного.
3. Заслуги Гоголя перед русской литературой никто не умаляет. Но и приписывать ему того чего он не делал тоже не нужно. Я уже писал, что гротеск в его произведениях в любом случае положительно не воспринимается. А значит и проповедь мистицизма не такой шаткой основе строить невозможно. Вы упомянули Сылтыкова и Булгакова как последователей Гоголя. В чем они его последователи? Салтыков вообще не ставил себе задачи через карикатуру что-то положительное проповедовать. Его писанина была направлена исключительно на критику существующего строя, и... не более того. Булгаков, красный писатель, тонко лавирующий между коньюнктурным заказом и свободой собственного выражения. Читая его можно вообще каждую фразу или сцену его произведений толковать в зависимости от желания и момента. Можно и оправдать его героев (это когда тому станут содействовать определенные политические обстоятельства), а можно и осудить (это когда в одном компетентном заведении возьмут за одно место). В противном случае как он такой тайный и ярый критик советчины мог ужиться с тамошними пролетарскими цензорами обладающими непревзойденным классовым чутьем и все-таки не заметившими в его творчестве хулу на советский строй...
4. Объясните мне. В чем же его мистика?
- - - Добавлено - - -
Юля! Загляните лучше в мой дневник на форуме и почитайте рассказ "Встреча". Понравиться ли он Вам. Только там сначала идет конец рассказа, а потом 1 часть. Там есть еще рассказ "Кот", но это не мой.Комментарий
-
мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
Комментарий