«Новое и старое» Однажды Иисус Христос сказал ученикам Иоанновым: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелённой ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9,16-17). Этими словами Христос дал понять ученикам Иоанновым, что им трудно вместить новое учение, учение любви, добра и доброй совести, так как они закоренелые ученики другого (старого) учения. И, если из них попытаться избрать себе учеников, то «новая, пришитая заплата» отдерётся от старой одежды, «и дыра будет ещё хуже».
Точно также и из фарисеев (Мф. 9,14) невозможно сделать качественных учеников нового учения: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие». Пропадёт и то, и другое! Поэтому-то Христос призвал быть Его учениками простых людей (рыбаков, мытарей и др.), именно, некнижных (Дея. 7,13) и не фарисеев, которых и наименовал апостолами (Лук. 6,13). И они, слава Богу, сумели передать учение Иисуса Христа в чистоте, без искажений своим современникам и даже нам, их потомкам, чего фарисеи, конечно, не смогли бы. Но разве всё-таки учениками Христа не могли стать книжники и фарисеи? Могли, конечно. Однако о таких случаях Иисус предусмотрительно сказал нам: «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13,52). Всякий книжник, наученный Царству Небесному, выносит новое и старое учение, потому что старое, укоренившееся учение не так-то просто забыть. Для того-то и сказал нам эти слова Иисус Христос, чтобы мы повнимательнее относились к Его ученикам из книжников и фарисеев, которые могут вместе с Его новым учением выносить иногда и старое (древнезаконническое). Кого же мы можем найти в пример из Священного Писания, кто был бы научен Царству Небесному, а происходил бы из книжников или фарисеев? Ярким примером такого христианина является апостол Павел! Он по происхождению был «фарисей, сын фарисея» (Дея. 23,6), «по учению фарисей» (Фил. 3,5), «родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (Дея. 22,3). А Гамалиил был, как известно, фарисеем и законоучителем, то есть книжником (Дея. 5,34). И вот, Сам Господь встретил Савла (будущего Павла) на пути в Дамаск (Дея. 9,3-6) и призвал (избрал) его возвещать имяХриста перед народами и царями, и сынами израилевыми (Дея. 9,15). Обратите внимание, что Павел был призван возвещать имя Христа, а не учить и не добавлять чего-либо к учению Христа, но, увы, так не получилось Всего через несколько дней (Дея.9,19-20) он уже стал проповедовать, что Иисус есть Сын Божий. Похвально, конечно, но посмотрите на его дальнейшую деятельность. Ученики Христа (апостолы) целых три с половиной года учились у своего Учителя, а Павел всего несколько дней поучился у учеников в Дамаске. Разве мог он полностью постичь учение Иисуса Христа. Конечно, нет! Но так как он знал закон, он уже сам делал многие выводы о Христе, и тут-то как раз у него слилось в один крепкий агломерат новое и старое учение, которое он и понёс людям по всей земле.
У меня вопрос к читателям. Кто может привести примеры, где бы Павел в своих посланиях выносил старое древнезаконническое учение? Ведь слова «всякий книжник» не предусматривает исключений. Значит, Павел тоже вместе с новым учением Иисуса иногда выносил что-то «по старинке» (древнезаконническое).
Точно также и из фарисеев (Мф. 9,14) невозможно сделать качественных учеников нового учения: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие». Пропадёт и то, и другое! Поэтому-то Христос призвал быть Его учениками простых людей (рыбаков, мытарей и др.), именно, некнижных (Дея. 7,13) и не фарисеев, которых и наименовал апостолами (Лук. 6,13). И они, слава Богу, сумели передать учение Иисуса Христа в чистоте, без искажений своим современникам и даже нам, их потомкам, чего фарисеи, конечно, не смогли бы. Но разве всё-таки учениками Христа не могли стать книжники и фарисеи? Могли, конечно. Однако о таких случаях Иисус предусмотрительно сказал нам: «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13,52). Всякий книжник, наученный Царству Небесному, выносит новое и старое учение, потому что старое, укоренившееся учение не так-то просто забыть. Для того-то и сказал нам эти слова Иисус Христос, чтобы мы повнимательнее относились к Его ученикам из книжников и фарисеев, которые могут вместе с Его новым учением выносить иногда и старое (древнезаконническое). Кого же мы можем найти в пример из Священного Писания, кто был бы научен Царству Небесному, а происходил бы из книжников или фарисеев? Ярким примером такого христианина является апостол Павел! Он по происхождению был «фарисей, сын фарисея» (Дея. 23,6), «по учению фарисей» (Фил. 3,5), «родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (Дея. 22,3). А Гамалиил был, как известно, фарисеем и законоучителем, то есть книжником (Дея. 5,34). И вот, Сам Господь встретил Савла (будущего Павла) на пути в Дамаск (Дея. 9,3-6) и призвал (избрал) его возвещать имяХриста перед народами и царями, и сынами израилевыми (Дея. 9,15). Обратите внимание, что Павел был призван возвещать имя Христа, а не учить и не добавлять чего-либо к учению Христа, но, увы, так не получилось Всего через несколько дней (Дея.9,19-20) он уже стал проповедовать, что Иисус есть Сын Божий. Похвально, конечно, но посмотрите на его дальнейшую деятельность. Ученики Христа (апостолы) целых три с половиной года учились у своего Учителя, а Павел всего несколько дней поучился у учеников в Дамаске. Разве мог он полностью постичь учение Иисуса Христа. Конечно, нет! Но так как он знал закон, он уже сам делал многие выводы о Христе, и тут-то как раз у него слилось в один крепкий агломерат новое и старое учение, которое он и понёс людям по всей земле.
У меня вопрос к читателям. Кто может привести примеры, где бы Павел в своих посланиях выносил старое древнезаконническое учение? Ведь слова «всякий книжник» не предусматривает исключений. Значит, Павел тоже вместе с новым учением Иисуса иногда выносил что-то «по старинке» (древнезаконническое).
Комментарий