Но вопрос как раз таки и заключается в том, что если мы принимаем только культурную ценность этих памятников, и игнорируем религиозно-философскую, то, фактически, мы превращаем их в красивую пустышку: Гита точно также остаётся живой, находясь лишь в системе индуизма, как и рублёвская Троица в системе православия. Я думаю, если Вы имели возможность сравнить эффект от созерцания икон в храме и в музее, то понимаете, о чём я.
С другой стороны, если Вы верите в то, что в других религиях спасение невозможно, но, вместе с тем, рады существованию религиозного плюрализма, то, фактически, Вы рады тому, что миллионы людей, исповедующих эти "ложные" на Ваш взгляд религии, отправятся в Ад.
Для меня этот вопрос решается однозначно: или христианство - единственная истинная религия, и тогда остальные должны исчезнуть (что я неприемлю), или же Святой Дух действует также и в других религиях (и тогда они также должны существовать параллельно христианству). Третья точка зрения - что другие религии априори ложны, но всё таки должны существовать, очень не милосердна и не сострадательна. Я твёрдо придерживаюсь второй позиции.
Здесь я согласен, но лишь частично. Формально, в индуизме нет чёткой парадигмы ex-nihilio, но с другой стороны, некая концепция творения всё таки присутствует - другое дело, что творение осуществляется циклически (у Мадхвы, например), и поэтому, можно сказать, что мир и вправду вечен. Кстати, если взять современную концепцию мира с точки зрения науки, то именно эта теория является принятой: фундаментальная наука учит нас, что материя сущетсвовала всегда. Ещё один момент - а можем ли мы сказать, что в христианстве вообще нет никаких пантеистических элементов? Концепция Тейара де Шардена полностью построена на учении о "радиальной энергии" Бога, обеспечивающей божественное присутствие в мире, при этом все элементы мира становятся также мистическим телом Христовым. Я не думаю, что нам следует так бояться слова "пан-теизм", всё зависит от того, что мы вкладываем в этот термин: если мы говорим, что Материя есть Бог, то ошибаемся, но если мы говорим (как Рамануджа), что Бог проявлен в материи - то это совсем другое дело. Отец-бенедиктинец Беда Гриффитс напоминает нам: "Святой Фома Аквинский задавался вопросом: «Как Бог проявляется в Творении?». И отвечал: «Прежде всего во всех предметах через Свою силу; Он поддерживает всё сущее словом Своего могущества». И далее он отмечает: «Он не присутствует через Свою силу на расстоянии, потому что в Боге нет расстояния; таким образом, Он присутствует во всех предметах. Он не присутствует во всех предметах частично, потому что у Бога нет частей; Он присутствует в Своей сути». Таким образом, суть Божества, Пресвятая Троица, Христос в Его духовном Теле, присутствует в каждой частице материи. Вся Вселенная существует во Христе, в Боге. Мы видим завесу материи, но реальность Тела Христова всегда в Боге и всегда присутствует повсюду. "
Ну уж нет, в этом вопросе Махабхарата предлагает гораздо более высокую мораль, чем Книга Числ! По крайней мере, в Махабхарате речь идёт о воинском долге, во-первых, и о ведении войны, против взрослых людей, солдат, которые также сами готовы к битве! Что касается Библии, то она говорит о приказе убить беззащитных и невиновных детей - а это уже фашизм. ОПять же, лично для меня, это не вопрос соотношения Божьей и человеческой воли - я твёрдо и однозначно отказываюсь видеть Божью Волю в этом приказе и для меня это лишь ещё один аргумент в пользу теории, что Библия - это хоть и Слово Божье, но проведённое через призму человеческого восприятия, а значит, помимо Божественных Истин содержит и человеческие заблуждения.
Речь идёт лишь о РАЗНЫХ условиях, а не о духовности конкретных личностей! А также об объёме знаний, который никак не связан с уровнем святости. Царь Давид - великий поэт, но он ничего не знал о Троице, а мы, каждая неграмотная бабуля-христианка - знает! Это не значит, что она святее, но это значит, что всё таки нам открываются какие-то новые грани Истины, вне зависимости от наших личностных качеств.
А чем всё таки отличаются, по-вашему, иконы от идолов?
С другой стороны, если Вы верите в то, что в других религиях спасение невозможно, но, вместе с тем, рады существованию религиозного плюрализма, то, фактически, Вы рады тому, что миллионы людей, исповедующих эти "ложные" на Ваш взгляд религии, отправятся в Ад.
Для меня этот вопрос решается однозначно: или христианство - единственная истинная религия, и тогда остальные должны исчезнуть (что я неприемлю), или же Святой Дух действует также и в других религиях (и тогда они также должны существовать параллельно христианству). Третья точка зрения - что другие религии априори ложны, но всё таки должны существовать, очень не милосердна и не сострадательна. Я твёрдо придерживаюсь второй позиции.
Здесь я согласен, но лишь частично. Формально, в индуизме нет чёткой парадигмы ex-nihilio, но с другой стороны, некая концепция творения всё таки присутствует - другое дело, что творение осуществляется циклически (у Мадхвы, например), и поэтому, можно сказать, что мир и вправду вечен. Кстати, если взять современную концепцию мира с точки зрения науки, то именно эта теория является принятой: фундаментальная наука учит нас, что материя сущетсвовала всегда. Ещё один момент - а можем ли мы сказать, что в христианстве вообще нет никаких пантеистических элементов? Концепция Тейара де Шардена полностью построена на учении о "радиальной энергии" Бога, обеспечивающей божественное присутствие в мире, при этом все элементы мира становятся также мистическим телом Христовым. Я не думаю, что нам следует так бояться слова "пан-теизм", всё зависит от того, что мы вкладываем в этот термин: если мы говорим, что Материя есть Бог, то ошибаемся, но если мы говорим (как Рамануджа), что Бог проявлен в материи - то это совсем другое дело. Отец-бенедиктинец Беда Гриффитс напоминает нам: "Святой Фома Аквинский задавался вопросом: «Как Бог проявляется в Творении?». И отвечал: «Прежде всего во всех предметах через Свою силу; Он поддерживает всё сущее словом Своего могущества». И далее он отмечает: «Он не присутствует через Свою силу на расстоянии, потому что в Боге нет расстояния; таким образом, Он присутствует во всех предметах. Он не присутствует во всех предметах частично, потому что у Бога нет частей; Он присутствует в Своей сути». Таким образом, суть Божества, Пресвятая Троица, Христос в Его духовном Теле, присутствует в каждой частице материи. Вся Вселенная существует во Христе, в Боге. Мы видим завесу материи, но реальность Тела Христова всегда в Боге и всегда присутствует повсюду. "
Ну уж нет, в этом вопросе Махабхарата предлагает гораздо более высокую мораль, чем Книга Числ! По крайней мере, в Махабхарате речь идёт о воинском долге, во-первых, и о ведении войны, против взрослых людей, солдат, которые также сами готовы к битве! Что касается Библии, то она говорит о приказе убить беззащитных и невиновных детей - а это уже фашизм. ОПять же, лично для меня, это не вопрос соотношения Божьей и человеческой воли - я твёрдо и однозначно отказываюсь видеть Божью Волю в этом приказе и для меня это лишь ещё один аргумент в пользу теории, что Библия - это хоть и Слово Божье, но проведённое через призму человеческого восприятия, а значит, помимо Божественных Истин содержит и человеческие заблуждения.
Речь идёт лишь о РАЗНЫХ условиях, а не о духовности конкретных личностей! А также об объёме знаний, который никак не связан с уровнем святости. Царь Давид - великий поэт, но он ничего не знал о Троице, а мы, каждая неграмотная бабуля-христианка - знает! Это не значит, что она святее, но это значит, что всё таки нам открываются какие-то новые грани Истины, вне зависимости от наших личностных качеств.
А чем всё таки отличаются, по-вашему, иконы от идолов?
Комментарий