Кришна и Христос

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Amicabile
    Ветеран

    • 28 December 2003
    • 4050

    #1

    Кришна и Христос

    Размышления по итогам прочтения статьи отца Беды Гриффитса "Кришна и Христос"

    "I have to be a Hindu, a Buddhist, a Jain, a Parsee, a Sikh, a Muslim and a Jew as well as a Christian, if I am to know the Truth and to find the point of reconciliation in all religion". (Bede Griffiths).

    Когда мы подходим к рассмотрению той или иной религии, мы непременно сталкиваемся с вопросом: как переосмыслить и понять образы этой новой религии в контексте нашей собственной духовности? Особенно это касается индуизма с его учением об аватаре - возможности нисхождения Бога в человеческой форме. Разве Иисус из Назарета - не единственное воплощение Бога? Ведь и св. Иоанн пишет в прологе к своему Евангелию, что "Бога не видел никто никогда". А если единственное, выходит, Кришна лжёт, когда говорит о себе как о Боге? А если лжёт, значит индусы поклоняются ложному Богу? Но тогда не права и Католическая Церковь, которая провозглашает в Nostra Aetate, что "в индуизме... люди прибегают к Богу с любовью и упованием..." (2), причём слово "Бог" написано с заглавной буквы! Бенедиктинец Беда Гриффитс врывается в наш тесный мир философских спекуляций с радикальным заявлением: "То, что Кришна - Высшее Существо, Отец Вселенной, что он пронизывает всё творение и пребывает в сердце каждого чётко говорится в Бхагавад-Гите" и "Через Кришну Верховное Существо - вечный Сатчитананда - проявляется как Любовь, требующая ответной любви". В чём же тогда отличие между Кришной и Христом и каково преимущество в исповедании Христа? Очевидно, есть некая разница в степени проявленности Божественного: ведь и все существа от ангелов до червей суть проявления Истины, но мы почему-то указываем на кого-то, и говорим: "Это - Бог!". Для шиваитов высшее проявление Истины - Шива, для рамананди - Рама, для шри вайшнавов - Вишну Нарайяна, для кришнаитов - Кришна, но в христианстве мы заявляем, что во Христе Бог проявлен настолько мощно, что мы имеем возможность даже сказать, что до Него "Бога не видел никто никогда!". Почему? Отец Беда отвечает, что во-первых, "Кришна пришёл на землю чтобы наслаждаться - он являет свою лилу, божественную игру, ананду, блаженство Любви... Во Христе Любовь Бога осуществляется не в поэзии, а в ИСТОРИИ... В конце концов, она проявилась не в игре, а в АГОНИИ КРОВИ И ПОТА, не в радости, а в страдании". Можно спросить: А в чём преимущество? Разве Бог не перестаёт быть Богом, когда начинает стрдать? На самом деле, говорится, что "Нарайяна ити сарва" - "Бог есть ВСЁ" - а раз всё, значит и само страдание и страдающее существо. Все предыдущие образы Божественного не страдали в полном смысле слова, а значит, и "вся полнота" не могла реализоваться в них в практическом приложении. В Иисусе она реализовалась. Он настолько Бог, что становится человеком в полном смысле этого слова, чего не скажешь о Кришне. Во-вторых, Кришна амбивалентен в моральном отношении: с одной стороны он воплощает Божественную Любовь и является Идеальной Личностью, с другой, он живёт в другой реальности, в которой его обман, воровство, "удары ниже пояса" (один из которых, нанесённый Арджуной Дурьодхане по его совету возмутил даже вспыльчивого Балараму) - это его "непостижимые игры", прекрасные и непосредственные, однако лишь в духовно-поэтической сфере: попытаться применить их в своей жизни, значит зачастую поступить аморально. В этом смысле, Кришна - не "С-Нами-Бог", не Эммануил - он остался в своём транскосмическом Вриндаване, даже и явившись на земле. В этом он очень близок древнееврейскому Яхве, который "изначально не был морально совершенным (в ветхозаветных мифах)и не достиг морального совершенства до конца Ветхого Завета. Это моральное совешенство обнаруживается во Христе. Но от самого начала Яхве - Бог праведности, который требует праведности от своих последователей" (Б. Гриффитс) - речь, конечно же, идёт не собственно о Непознаваемом Боге, а об эволюции представлений о Нём в индуизме и в иудейской религии. Во Христе вневременной Духовный Мир проявился в истории человечества в полном смысле: Иисус делал только то, что можем делать мы. В отличие от Кришны, мы можем ИМИТИРОВАТЬ Его, подражать Ему на манер св. Фомы Кемпийского. "Повествование (авторов четырёх Евангелий) отличаются от жизнеописаний Будды, от Пуранических историй и от апогрифических Евангелий, в которых нет чёткого соответствия истории... Единственная причина того, что истинность этих событий оспаривается многими людьми на Западе заключается в том, что западный мир относится к мифологии с предрассудками. Это - недостаток научного ума" (Б. Гриффитс). Свами Вивекананда писал об "эволюции идеи Бога" - и это очень верный термин: Сам Бог непостижим, мы рассматриваем лишь Его внешние проявления, в зависимости от которых мы выстраиваем свою идею о Нём. Эта идея содержит в себе и истины, и заблуждения: "Образ Кришны имеет некую историческую основу, и говорится, что он приходит для того, чтобы восстановить принципы праведности (дхарму) на земле. Однако, история теряется в легендах, человек исчезает в Боге... Он становится символом чистой Любви, которая, однако, выражается в образах мощной сексуальности" (Б. Гриффитс) (те, кто знаком с творчеством отца Беды прекрасно понимают, что для него термин "легенда" вовсе не имеет уничижительного оттенка: "Нет необходимости демифологизировать [Священные Писания], напротив, именно мифологический элемент раскрывает вселенское значение событий" - для Гриффитса "реальные факты" - лишь небольшая часть истинной Истории, гораздо важнее история внутренняя, история подсознательного, выраженная языком мифа). Но в Иисусе больше нет никаких рассуждений: Он просто приносит нам Бога как Он есть и всё! Никакой эволюции, никаких идей: "Только тот, кто достиг морального совершенства, способен открыть морально совершенного Бога, и это осуществилось во Христе. Он - морально совершенная Личность, открывающая морально совершенного Бога" и "Иисус раскрывает человека в его моральном совершенстве, для которого он был создан, и, в то же время, он раскрывает Бога в совершенстве Любви, Бога, не обладающего похотью Кришны и Шивы, или склонностью к насилию и гневу Яхве"(Б. Гриффитс).

    Всё вышесказанное, разумеется, можно рассматривать лишь в контексте фразы отца Беды: "Различия необходимы, но они не обесценивают откровения Будды и Кришны!" Мы никогда не познаем Истину, если не увидим её как Кришну, как Будду и как Христа - никакого сектантства! Христианство - не религия отрицания, "главное в ней - охват и полнота" (А. Мень). "Будда, Кришна и Христос - УНИКАЛЬНЫЕ откровения Бога, Божественной Тайны, и каждого следует воспринимать в его историческом контексте в соответствии с их собственным образом мысли" (Б. Гриффитс).

    "They call You Christ, Vishnu, Buddha, Jehowah, our Lord
    You are Govindam Bismillah, Creator of our World!"

    (George Harrison)

    Помедитирую, и напишу ещё на тему "Будда и Христос".
    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

    Христианская медитация в Москве :groupray:
  • Lexer
    Special Forces

    • 14 December 2005
    • 281

    #2
    Сообщение от Amicabile
    Размышления по итогам прочтения статьи отца Беды Гриффитса "Кришна и Христос"
    Помедитирую, и напишу ещё на тему "Будда и Христос".
    Между Кришной и Христом всё же есть одна маленькая разница.
    Кришна, если он действительно имел место быть, существовал для людей-бхакти. Для служения и любви, для того самого "религиозного опиума" в котором исчезает эго. Весь культ кришнаизма нацелен только на это. Думаю ни один кришнаит не будет это отрицать.
    В христианстве, на данный момент, помимо бхакти, присутствует упор на знание (джнана). В самой Библии можно найти строки метафизического, исторического характера, которые так неудачно сочетаются с бхакти-марга, присутствующим там-же.
    Собственно эта неопределённость и является поводом для споров, длящихся две тысячи лет...
    Призывал ли Иисус людей любить его самого? Хотя бы так, как это делал Кришна? Думаю вряд ли.
    Вот такие ИМХОистичные размышления у меня.
    А между Иисусом и Буддой ещё меньше схожести. Хотя я почитал бы Ваши размышления и о нём.
    Только тот, кого ничто не может потревожить, способен выйти за пределы рождения - и - смерти. (с) Вонхе

    Комментарий

    • Suvi
      Ветеран

      • 09 October 2005
      • 6182

      #3
      Сообщение от Amicabile
      Мы никогда не познаем Истину, если не увидим её как Кришну, как Будду и как Христа..
      Христианство - не религия отрицания, "главное в ней - охват и полнота" (А. Мень). "Будда, Кришна и Христос - УНИКАЛЬНЫЕ откровения Бога, Божественной Тайны, и каждого следует воспринимать в его историческом контексте в соответствии с их собственным образом мысли" (Б. Гриффитс). "They call You Christ, Vishnu, Buddha, Jehowah, our Lord You are Govindam Bismillah, Creator of our World!" (George Harrison)
      Очень хорошие слова!
      B. Young

      Комментарий

      • stand4israel
        Христианин

        • 22 September 2004
        • 1703

        #4
        Мда... Вот уже и Джордж Харисон "вещает истину".
        Нью Эйдж какой-то...
        "Для верующего нет вопроса, для неверующего нет ответа"
        - Рабби Маггид из Межерича -

        Комментарий

        • Amicabile
          Ветеран

          • 28 December 2003
          • 4050

          #5
          Сообщение от Lexer
          Между Кришной и Христом всё же есть одна маленькая разница.
          Ну об этой разнице и речь

          Сообщение от Lexer
          Для служения и любви, для того самого "религиозного опиума" в котором исчезает эго. Весь культ кришнаизма нацелен только на это. Думаю ни один кришнаит не будет это отрицать.
          Думаю, надо различать Кришну в понимании кришнаитов (то есть, если вы имеете в виду тех кришнаитов, которых мы знаем по ИСККОН - то есть, гаудия-вайшнавов), Кришну в понимании других вайшнавов, и Кришну в понимании собственно Гиты (ведь во время её создания не было ни тех, ни других). По мнению Шанкары, например, основное послание Гиты - это даже не бхакти, а недвойственность Бытия: центральный момент - явление Вишварупы (Космической Формы) - кришнаиты истолковывают как центрирование внимания Арджуны на том, что Кришна - источник всего, а ведантисты как образ недвойственности всего сущего. В случае с Гриффитсом, я думаю, он вообще не принимал во внимание мнение кришнаитов, он рассматривает Кришну в общеиндуистском контексте, а не конкретно в кришнаитском.

          Сообщение от Lexer
          В христианстве, на данный момент, помимо бхакти, присутствует упор на знание (джнана).
          А разве Кришна не преподаёт Арджуне джняну, когда говорит о различных видах знания, и т.д.? Во многих местах он излагает философские концепци, внешне никак не связанные с бхакти. Так что не думаю, что это проблема.

          Сообщение от Lexer
          В самой Библии можно найти строки метафизического, исторического характера, которые так неудачно сочетаются с бхакти-марга, присутствующим там-же.
          Почему не удачно? Библия (по крайней мере, ВЗ) раскрывает историю конфликта бхакти и абхакти на примере истории еврейского народа. Основное послание Гиты - преданность Высшему Существу, и основное послание Библии - преданность Высшему Существу. Просто для её описания используются разные приёмы: в Пуранах прежде всего мифологический, а в Библии - исторический. Но одно другому не мешает.
          "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

          Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

          Христианская медитация в Москве :groupray:

          Комментарий

          • Tessaract
            Сатанист

            • 18 August 2004
            • 6119

            #6
            Скучный текст какой-то!
            Автор похоже умышленно обходит стороной тот факт, что Архждуна по приказу Кришны порешил весь свой род! Как-бы это не совсем достойный для бога приказ, не находите?
            Человек человеку волк!!!!!!!!!!!!!!!!

            Комментарий

            • Лука
              Отключен

              • 14 September 2003
              • 77980

              #7
              Сообщение от Amicabile
              "Различия необходимы, но они не обесценивают откровения Будды и Кришны!"
              Признание наличия у Будды и Кришны откровений есть предательство Христа и отрицание Его слов "Иоан.14:6 Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."! Не зря писал о.Серафим (Роуз) "Ежели они познали Бога помимо Иисуса Христа, то воплощение, смерть и воскресение Христа были напрасны! И если мы, христиане, представим, что у нехристиан есть познание истинного Бога, мы тем самым отречемся от Христа, сами станем не христианами. Нет, они не знают Отца. У них есть представление о Боге, но всякое представление о Боге есть идол, потому что представление всего лишь продукт нашего воображения, сотворение Бога по нашему образу и подобию

              Комментарий

              • Amicabile
                Ветеран

                • 28 December 2003
                • 4050

                #8
                Сообщение от Tessaract
                Автор похоже умышленно обходит стороной тот факт, что Архждуна по приказу Кришны порешил весь свой род! Как-бы это не совсем достойный для бога приказ, не находите?
                Вы невнимательно прочитали - там есть фраза об амбивалентности морали Кришны, и о её причинах (этот случай как раз и можно характеризовать как один из "ударов ниже пояса"). С другой стороны, это скорее акт божественной справедливости: за Арджуной тоже стоят воины, за которых он отвечает! Если бы он сдался Дурьодхане, то эти люди бы погибли, а воинский долг Арджуны состоял в том числе и в ответственности за них.
                "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                Христианская медитация в Москве :groupray:

                Комментарий

                • Tessaract
                  Сатанист

                  • 18 August 2004
                  • 6119

                  #9
                  Вы невнимательно прочитали - там есть фраза об амбивалентности морали Кришны, и о её причинах (этот случай как раз и можно характеризовать как один из "ударов ниже пояса").
                  То есть у Кришны нет никаких принципов и он отворит все что взбредет ему в голову независимо от того имеет это смысл или нет? Я конечно понимаю что бог как личность всемогущественная волен творить все что угодно, но если у него нет принципов, что же он тогда за бог такой? Сейчас он решил чтобы Арджуна свою родню уничтожил а завтра точно так же решит уничтожить всех живущих для удовлетворения каких-то одному ему ведомых амбиций!
                  С другой стороны, это скорее акт божественной справедливости: за Арджуной тоже стоят воины, за которых он отвечает! Если бы он сдался Дурьодхане, то эти люди бы погибли, а воинский долг Арджуны состоял в том числе и в ответственности за них.
                  Я так полагаю бог как личность всемогущая обладает бесконечным множеством вариантов для решения определенных ситуаций? Зачем же тогда уничтожать, причем ладно-бы кто-то посторонний уничтожил от его имени, а то рдоственник! В конце концов мог бы чудо какое устроить, чтобы битвы попросту не произошло! Трудно поверить чтобы у бога не осталось никаких вариантов кроме как уничтожения войска руками рднственника!
                  Человек человеку волк!!!!!!!!!!!!!!!!

                  Комментарий

                  • Amicabile
                    Ветеран

                    • 28 December 2003
                    • 4050

                    #10
                    Сообщение от Tessaract
                    То есть у Кришны нет никаких принципов и он отворит все что взбредет ему в голову независимо от того имеет это смысл или нет?
                    Я думаю, что наша главная ошибка - рассматривать ситуацию в терминах реальности, в то время, когда значительная часть описания относится к сфере мифологии (и это тоже есть в тексте, удивительно, что вы не обратили внимания на это). Ганди вообще понимал битву Пандавов и Кауравов как противостояние 5 чувств (Пандавы) и 100 пороков (Кауравы) под управлением разума (Кришна). Несомненно, в основе Махабхараты лежат реальные события, но они тонут в мифологическом контексте: вот поэтому, мы и говорим, что главное здесь - послание, а не события.
                    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                    Христианская медитация в Москве :groupray:

                    Комментарий

                    • Нина
                      Ветеран

                      • 12 February 2003
                      • 7055

                      #11
                      То есть у Кришны нет никаких принципов и он отворит все что взбредет ему в голову независимо от того имеет это смысл или нет?
                      Примите плюс .
                      Здраствуйте :) , очень жаль ,но времени на все не хватает.

                      Комментарий

                      • Amicabile
                        Ветеран

                        • 28 December 2003
                        • 4050

                        #12
                        Сообщение от Нина
                        Примите плюс .
                        А Яхве, когда он приказал вырезать мадианских детей чем лучше? Тут хоть воины были взрослые в Гите, а в книге Числ - невинные дети!
                        "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                        Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                        Христианская медитация в Москве :groupray:

                        Комментарий

                        • Нина
                          Ветеран

                          • 12 February 2003
                          • 7055

                          #13
                          Ой, не приставайте с глупостями ,ихмо Tessaract шикарно сказал : со вкусом и понятно.
                          Здраствуйте :) , очень жаль ,но времени на все не хватает.

                          Комментарий

                          • Рас Трёпа(ЯдаЯ)
                            Участник

                            • 22 October 2003
                            • 353

                            #14
                            Святитель Николай Сербский
                            Молитвы на озере



                            48. Господи, отверзи слух души моея

                            Все пророки от сотворения мира вопиют к душе моей, да станет девой и готовится принять Сына Божия в пречистую утробу свою.
                            Чтобы стала она лестницей, ею же снидет к человеку Бог, человек же взойдет к Богу.
                            Чтобы иссушила в себе море страстей кровавых, да человек-раб перейдет в землю обетованную, в землю свободы.
                            Мудрец китайский наставляет душу мою, да будет спокойна и недвижна и ждет, пока дао подействует в ней. Слава Лао-цзы, учителю и пророку народа своего!
                            Мудрец индийский учит душу мою не страшиться страданий, но упражнениями тяжелыми и непрерывными, молитвой и очищением подниматься к Всевышнему, Который выйдет навстречу душе и явит ей лицо Свое и силу Свою. Да славится Кришна, учитель и пророк народа своего!
                            Царский сын индийский учит душу мою очиститься от всех семян и посевов мирских полностью, отрешиться от всех змеиных соблазнов бессильной и призрачной материи и, когда исполнит сие, ждать, подобно пустой, бесстрастной, чистой и блаженной Нирване. Да славится Будда, царский сын и непреклонный учитель народа своего!
                            Персидский мудрец, грому подобный, говорит душе моей, что ни в одном из миров нет ничего, кроме тьмы и света, что должна душа от тьмы отделиться, как день от ночи отделяется. Ибо сыны света от света зачинаются, а сыны тьмы зачинаются от тьмы. Да славится Заратустра, великий пророк народа своего!
                            Пророк израильский вопиет душе моей: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, имя Которому - Богочеловек". Слава Исайе, прозорливому пророку души моей!
                            Небесный Господи, отверзи слух душе мой, да не останется глухой к пророчествам избранных Твоих.
                            Не убивай пророков своих, душа моя, ибо не они в гробах лежать будут, а убийца их.
                            Очистись и омойся, осветись и во свет облекись.
                            Смирись среди бушующего моря житейского и храни в себе заветы пророков своих. Всю себя предай Богу Вышнему и скажи миру: ничего для тебя не имею.
                            Праведники великие, избранные Твои, такие, как Иосиф праведный, суть лишь тени твои беспомощные, в тени Твоей ходившие. Ибо смертное рождает смертное и не рождает жизни. Говорю тебе, воистину, обманываются мужи земные, что они дают жизнь. Не дают они жизнь, но сталкивают в море красное и топят, покрывая тьмой, и делают обманом диавольским. Не будет жизни, душа моя, пока от Духа Святаго не придет. Не убивай пророков своих, душа моя, убийство - обман призрачный. Не убивай, ибо, кроме себя, никого убить не можешь.
                            Стань девой, душа моя, ибо душа девственная - единственная полуявь в призрачном мире. Полуявь, ибо явью станет, когда родится в ней Бог. Будь мудрой, душа моя, и прими сердечно дары драгоценные от мудрецов, с Востока пришедших, для сына твоего предназначенные. Не оглядывайся на Запад, где солнце заходит, не соблазняйся дарами призрачными и ложными
                            Who JAH bless,no one curse,who JAH curse, no one bless.

                            Комментарий

                            • Tessaract
                              Сатанист

                              • 18 August 2004
                              • 6119

                              #15
                              Я думаю, что наша главная ошибка - рассматривать ситуацию в терминах реальности, в то время, когда значительная часть описания относится к сфере мифологии (и это тоже есть в тексте, удивительно, что вы не обратили внимания на это).
                              Что значит к сфере мифологии? Вы хотите сказать что Кришна и Арджуна это мифические а не реальные личности? О какой же тогда божественности Кришны можно говорить!
                              Ганди вообще понимал битву Пандавов и Кауравов как противостояние 5 чувств (Пандавы) и 100 пороков (Кауравы) под управлением разума (Кришна). Несомненно, в основе Махабхараты лежат реальные события, но они тонут в мифологическом контексте: вот поэтому, мы и говорим, что главное здесь - послание, а не события.
                              То есть говоря прямым текстом ни Кришны ни Арджуны никогда не существовало, это просто персонификации определенных чувств человека, не более того? Тогда непонятно, зачем вы его с Христом сравниваете, понимаете в чем здесь штука, если Кришна мифичен и вы его с Христом сравнили, выходит что и Христос так же мифичен!
                              Человек человеку волк!!!!!!!!!!!!!!!!

                              Комментарий

                              Обработка...