Но историко-грамматический подход был сформирован в Антиохийской богословской школе, которая выводила, пользуясь им, как раз таки пелагианские положения. Почитайте про экзегезу Феодора Мопсуэтского, а еще лучше толкования на послания ап. Павла блаж. Феодорита Кирского. Есть на русском языке.
Это просто невозможно, Вам это любой лингвист скажет. Для этого необходим обратный перевод, т.е. возвращение к культурному контексту конкретно той эпохи, в котором написан конкретный библейский текст. Но вопросы датировки текстов и семиотического значения и этимологии библейских понятий настолько сложны, что никогда уже не удастся придти к общему знаменателю.
Вы не правильно понимаете принцип экономии мышления Оккама. Он был создан ради выведения умозаключений из достоверных опытных данных. "Не умножать сущностей без необходимости" как раз значит стремится к достоверному объяснению, избегая фантастических утверждений. Оккам, как номиналист, был противником всего фантастического.
Ваша ссылка на Оккама в оправдание кальвинизма просто комична. В силу вот этого: ""Via moderna" являлось поздней формой номинализма. В него входили такие мыслители 14-15вв., как Вильям Оккам, Пьер д' Айлли, Роберт Холкот и Гавриил Биль. На протяжении 15в. это течение обозначилось во многих европейских университетах (Парижский, Гейдельбергский, Эрфуртский и др.). Оно приняло доктрину оправдания, которую многие их оппоненты и будущие исследователи назвали "пелагианской". Центральным пунктом ее сотериологии (доктрины спасения) является завет между Богом и человечеством. Этот завет выдвигал условия, необходимые для оправдания. Они сводились к латинскому изречению "facere quod in se est" (дословно: "делание того, что лежит внутри тебя" или "старание изо всех сил"). Для усиления использовалась латинская максима: "facienti quod in de est Deus non denegat gratium" - "Бог не откажет в благодати всякому, кто исполняет то, что лежит внутри него". Гавриил Биль, взгляды которого повлияли и на мировоззрение Лютера, объяснял, что "старание изо всех сил" означало отрицание зла и стремление делать добро.Сказанное четко демонстрирует действительное влияние взглядов Пелагия (360-418), считавшего, что человек может добиться оправдания своими усилиями" (Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации).
Вообще же принципы Оккама приведут не к кальвинизму, а к библейскому критицизму, к Штраусам и Ренанам. Второй раз напоминаю Вам Ваши же слова: "Глядите как бы Вам не осрамиться с историей"
Любовь к Богу не вводит в обман и в сторону пелагианства не уводит. И сколько раз Вам говорить, что я - не пелагианин и считаю пелагианство ересью?
Это есть голословное утверждение. Библия не инструкция по пользованию утюгом. В ней много идей и концепций, нельзя все так упрощать.
Центр же её - Личность Господа нашего Иисуса Христа. Слово являющее Слово - вот суть Библии.
И что? Значит Кальвин все-таки был жесток?
Так что не о моему, или по вашему, а по тому, что сказано.
Более того, вам наверное известен принцип бритвы Оккама? ТАк вот в этом случае он приводит к тому же резулльтату - если что-то не вяжется в моей теории, то верно то, что наиболее логично, хотя и может казаться наиболее фантастично. (это так, спрощенно).
Ваша ссылка на Оккама в оправдание кальвинизма просто комична. В силу вот этого: ""Via moderna" являлось поздней формой номинализма. В него входили такие мыслители 14-15вв., как Вильям Оккам, Пьер д' Айлли, Роберт Холкот и Гавриил Биль. На протяжении 15в. это течение обозначилось во многих европейских университетах (Парижский, Гейдельбергский, Эрфуртский и др.). Оно приняло доктрину оправдания, которую многие их оппоненты и будущие исследователи назвали "пелагианской". Центральным пунктом ее сотериологии (доктрины спасения) является завет между Богом и человечеством. Этот завет выдвигал условия, необходимые для оправдания. Они сводились к латинскому изречению "facere quod in se est" (дословно: "делание того, что лежит внутри тебя" или "старание изо всех сил"). Для усиления использовалась латинская максима: "facienti quod in de est Deus non denegat gratium" - "Бог не откажет в благодати всякому, кто исполняет то, что лежит внутри него". Гавриил Биль, взгляды которого повлияли и на мировоззрение Лютера, объяснял, что "старание изо всех сил" означало отрицание зла и стремление делать добро.Сказанное четко демонстрирует действительное влияние взглядов Пелагия (360-418), считавшего, что человек может добиться оправдания своими усилиями" (Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации).
Вообще же принципы Оккама приведут не к кальвинизму, а к библейскому критицизму, к Штраусам и Ренанам. Второй раз напоминаю Вам Ваши же слова: "Глядите как бы Вам не осрамиться с историей"
И если читать весь Старый Завет, где Бог - Единый Вседержитель и верить, что Новый ЗАвет -часть общего Слова Божьего, то не должна любовь вводить нас в обман или уводить в сторогу пеллагианства.
Это есть принцип библейской теологии - идея на потяжении всей Библии, а не моих представлений.
Центр же её - Личность Господа нашего Иисуса Христа. Слово являющее Слово - вот суть Библии.
Между прочим Арминий не вступал в прения, а хотел лишь смягчить жесткость Кальвина.
Комментарий