Тем, кто ещё считает себя христианами, есть над чем задуматься...
--------------------------------------------------------
"Двоемыслие душа партии, поскольку партия пользуется намеренным обманом, твердо держа курс к своей цели, а это требует полной честности. Говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, все это абсолютно необходимо".
Погружение РПЦ в мир Зазеркалья началось уже много лет назад. И об этих процессах приходилось писать отдельно. К сожалению, чем дальше, тем все больше РПЦ напоминает «партию» из романа Джорджа Оруэлла «1984». Священноначалие РПЦ, активно используя принцип двоемыслия, требует от своих клириков и мирян беспрекословно ему следовать: «Ключевое слово бело-черный. В применении к оппоненту оно означает привычку бесстыдно утверждать, что черное это белое, вопреки очевидным фактам. В применении к члену партии благонамеренную готовность назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что черное это белое; больше того: знать, что черное это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе». Все измеряется исключительно сиюминутной выгодой своей организации. О том, как этот принцип двоемыслия раскрывается в контексте вопроса автокефалии Украинской Церкви, можно прочесть в моей статье «РПЦ и Оруэлл». В этом ключе весьма показательна и информационная политика некоторых клириков РПЦ. Так, один архиерей УПЦ известен любовью к фейкам, которые, не стесняясь, периодически помещает у себя на странице. При этом прекрасно знает, что помещаемые публикации являются именно фейками, но верит, что использует ложь «для пользы церковной», т.е. проявляет ту самую «благонамеренную готовность назвать черное белым». Ни одного случая принесения извинений с его стороны я не помню. В лучшем случае, он молча удаляет свои публикации после достижения желаемого эффекта в стиле «ложки нашлись, но осадок остался». В то же время, этот же самый архиерей крайне болезненно реагирует, когда видит не только фейки, но даже любую неточную информацию о себе, и искренне возмущается, как люди могут «бесстыдно утверждать, что черное - это белое». Патриарх Кирилл также демонстрирует верность принципу двоемыслия и с готовностью меняет утверждения и свои воспоминания в угоду сиюминутным интересам. Так, например, 31 августа 2018 года, во время посещения им резиденции Константинопольского Патриарха, он заявляет: «У меня с этим местом связаны очень светлые воспоминания, потому что никогда мы не сделали ничего, что могло бы повредить вселенскому Православию, единой Святой Соборной Апостольской Церкви» и, обращаясь к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, добавляет: «Я хотел бы поблагодарить лично Вас за ту атмосферу, которую Вы здесь создаете». Но проходит всего две недели, Патриарх Кирилл меняет свои воспоминания на прямо противоположные. Теперь он уже видит «традицию» Константинопольского Патриарха поддерживать расколы и вредить вселенскому Православию. Когда именно врет Патриарх Кирилл остается вопросом риторическим. Но эта смена воспоминаний являет очередную иллюстрацию двоемыслия: «Член партии знает, в какую сторону менять свои воспоминания; следовательно, осознает, что мошенничает с действительностью; однако, действуя при помощи двоемыслия, он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна. Этот процесс должен быть сознательным, иначе его не осуществишь аккуратно, но должен быть и бессознательным, иначе возникнет ощущение лжи, а значит, и вины».
2. Мы полностью независимы от Москвы, и Москва проинформирует нас о нашей судьбе
То же двоемыслие проявляется и в основной риторике представителей РПЦ. Они наперебой говорят о том, что у УПЦ «есть все атрибуты независимости», что «УПЦ полностью независима», при этом категорически против провозглашения этой независимости (т.е. автокефалии). Честному и психически здоровому человеку сложно понять такое двоемыслие. Если все атрибуты УЖЕ есть, если церковь УЖЕ полностью независима, то, во-первых, формализация того, что УЖЕ и так существует, ничего изменить не может в принципе. В этом смысле подобная болезненная реакция, увы, диагностически значима. Во-вторых, любой честный человек должен лишь порадоваться, когда формальное приходит в соответствие с реальным. Особенно это должно обрадовать христиан, для которых «да будет у вас «да да», «нет нет», а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5:34). И в этом контексте протесты иерархов обличают их же сами в лукавстве. Впрочем, лукавство выдает себя и другим образом. «Показания» иерархов разнятся. В 2009 году патр. Кирилл заверял президента Украины В. Ющенко: «Есть Поместная Церковь на Украине». Предстоятель УПЦ митр. Онуфрий убеждает: «Мы самостоятельная Церковь. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть свой Архиерейский собор, который независим ни от кого». Подчеркивает эту независимость и председатель ОВЦС митр. Иларион (Алфеев): «Украинская Церковь [] полностью независима от Москвы во ВСЕХ вопросах организации своей внутренней жизни». И вот, на последнем Синоде РПЦ патр. Кирилл, забывая о том, что сам годами пытался убедить всех в полной независимости УПЦ от Москвы, сообщает митр. Онуфрию: «Мы будем иметь дискуссию в Синоде и потом, Ваше Блаженство, проинформируем Вас о результатах», т.е. сообщат о том, какое Синод РПЦ примет решение о судьбе УПЦ, и о том, как она должна себя вести, и решение спустится сверху. Казалось бы, возмутиться должен был не только митр. Онуфрий, но и присутствующий на Синоде митр. Иларион, одернуть патр. Кирилла, напомнить ему, что УПЦ «полностью независимы от Москвы». Но этого не происходит.
Проливает свет на истинное положение дел глава информационного отдела УПЦ арх. Климент (Вечеря): «Когда сегодня спрашивают, насколько УПЦ независима от РПЦ, то я даю ответ, что она независима настолько, насколько Украина независима от России», при этом владыка Климент отмечает: «Украина, наверное, никогда не была полноценно независимым государством». Следуя этой логике, боязнь автокефалии со стороны священноначалия РПЦ вызвана нежеланием независимой Украины. В конце концов, и патр. Кирилл, говоря о необходимости легализации «раскольничьей структуры» Македонской Православной Церкви и ее автокефалии, заявлял, что это решение является не только верным решением, но и необходимым для сохранения национальной идентичности страны: «Восстановление канонического статуса Македонской Православной Церкви будет фактором, который в большей мере, чем любой другой, будет обеспечивать сохранение македонской национальной, культурной, религиозной идентичности». Очевидно, что сохранения национальной идентичности Украины не рассматривается в РПЦ как желанное.
Наконец, жонглирование вывесками и самоидентификацией, присущие УПЦ, тоже весьма показательно. В одних случаях с табличек исчезает упоминание «Московский Патриархат» и остается лишь «Украинская Православная Церковь», как, например, в Одессе. В других случаях происходит прямо противоположное исчезает любое упоминание об «Украинской Православной Церкви» и остается «Московский Патриархат», как, например, в Крыму и Луганске. Примечательно, что все приведенные примеры относятся не к рядовым епархиям УПЦ, но к тем, которыми управляют постоянные члены Священного синода УПЦ. Что ж, весьма принципиальная позиция верности двоемыслию: «Член партии знает, в какую сторону менять свои воспоминания». * * * А недавнее заявление Синода РПЦ с угрозами в сторону Константинополя и вовсе стало очередным триумфом двоемыслия. В этом заявлении удивляет многое, начиная от тона и того, что слова «экзархи» и «автокефалия» взяты в кавычки, и заканчивая содержанием текста. Обратим внимание лишь на некоторые особенно яркие моменты.
3. Мы призываем следовать документу, силу которого сами же отвергаем
«Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви», говорится в Заявлении Синода РПЦ. Речь идет о проекте документа, принятого на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези, 7-13 ноября 1993 г. Вместе с тем, именно Патриарх Кирилл, с одной стороны, утверждал, что документ еще не готов, его «стоит доработать и согласовать на Всеправославном Соборе». С другой стороны, озвучил, что подобные документы могут иметь силу лишь «на основе консенсуса» всех Православных Церквей. И ведь именно РПЦ отказалась от участия на Всеправославном Соборе в 2016 году, исключая возможность как доработки упомянутого документа, так и его принятия на основе консенсуса. Таким образом, с точки зрения самого Патриарха Кирилла и РПЦ документ «Автокефалия и способ ее провозглашения», как и прочие проекты документов, не утвержденные всеми Церквами на Всеправославном Соборе, не имеет силы.
--------------------------------------------------------
"Двоемыслие душа партии, поскольку партия пользуется намеренным обманом, твердо держа курс к своей цели, а это требует полной честности. Говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, все это абсолютно необходимо".
Джордж Оруэлл, «1984»
1. Двоемыслие как основной принцип РПЦПогружение РПЦ в мир Зазеркалья началось уже много лет назад. И об этих процессах приходилось писать отдельно. К сожалению, чем дальше, тем все больше РПЦ напоминает «партию» из романа Джорджа Оруэлла «1984». Священноначалие РПЦ, активно используя принцип двоемыслия, требует от своих клириков и мирян беспрекословно ему следовать: «Ключевое слово бело-черный. В применении к оппоненту оно означает привычку бесстыдно утверждать, что черное это белое, вопреки очевидным фактам. В применении к члену партии благонамеренную готовность назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что черное это белое; больше того: знать, что черное это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе». Все измеряется исключительно сиюминутной выгодой своей организации. О том, как этот принцип двоемыслия раскрывается в контексте вопроса автокефалии Украинской Церкви, можно прочесть в моей статье «РПЦ и Оруэлл». В этом ключе весьма показательна и информационная политика некоторых клириков РПЦ. Так, один архиерей УПЦ известен любовью к фейкам, которые, не стесняясь, периодически помещает у себя на странице. При этом прекрасно знает, что помещаемые публикации являются именно фейками, но верит, что использует ложь «для пользы церковной», т.е. проявляет ту самую «благонамеренную готовность назвать черное белым». Ни одного случая принесения извинений с его стороны я не помню. В лучшем случае, он молча удаляет свои публикации после достижения желаемого эффекта в стиле «ложки нашлись, но осадок остался». В то же время, этот же самый архиерей крайне болезненно реагирует, когда видит не только фейки, но даже любую неточную информацию о себе, и искренне возмущается, как люди могут «бесстыдно утверждать, что черное - это белое». Патриарх Кирилл также демонстрирует верность принципу двоемыслия и с готовностью меняет утверждения и свои воспоминания в угоду сиюминутным интересам. Так, например, 31 августа 2018 года, во время посещения им резиденции Константинопольского Патриарха, он заявляет: «У меня с этим местом связаны очень светлые воспоминания, потому что никогда мы не сделали ничего, что могло бы повредить вселенскому Православию, единой Святой Соборной Апостольской Церкви» и, обращаясь к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, добавляет: «Я хотел бы поблагодарить лично Вас за ту атмосферу, которую Вы здесь создаете». Но проходит всего две недели, Патриарх Кирилл меняет свои воспоминания на прямо противоположные. Теперь он уже видит «традицию» Константинопольского Патриарха поддерживать расколы и вредить вселенскому Православию. Когда именно врет Патриарх Кирилл остается вопросом риторическим. Но эта смена воспоминаний являет очередную иллюстрацию двоемыслия: «Член партии знает, в какую сторону менять свои воспоминания; следовательно, осознает, что мошенничает с действительностью; однако, действуя при помощи двоемыслия, он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна. Этот процесс должен быть сознательным, иначе его не осуществишь аккуратно, но должен быть и бессознательным, иначе возникнет ощущение лжи, а значит, и вины».

То же двоемыслие проявляется и в основной риторике представителей РПЦ. Они наперебой говорят о том, что у УПЦ «есть все атрибуты независимости», что «УПЦ полностью независима», при этом категорически против провозглашения этой независимости (т.е. автокефалии). Честному и психически здоровому человеку сложно понять такое двоемыслие. Если все атрибуты УЖЕ есть, если церковь УЖЕ полностью независима, то, во-первых, формализация того, что УЖЕ и так существует, ничего изменить не может в принципе. В этом смысле подобная болезненная реакция, увы, диагностически значима. Во-вторых, любой честный человек должен лишь порадоваться, когда формальное приходит в соответствие с реальным. Особенно это должно обрадовать христиан, для которых «да будет у вас «да да», «нет нет», а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5:34). И в этом контексте протесты иерархов обличают их же сами в лукавстве. Впрочем, лукавство выдает себя и другим образом. «Показания» иерархов разнятся. В 2009 году патр. Кирилл заверял президента Украины В. Ющенко: «Есть Поместная Церковь на Украине». Предстоятель УПЦ митр. Онуфрий убеждает: «Мы самостоятельная Церковь. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть свой Архиерейский собор, который независим ни от кого». Подчеркивает эту независимость и председатель ОВЦС митр. Иларион (Алфеев): «Украинская Церковь [] полностью независима от Москвы во ВСЕХ вопросах организации своей внутренней жизни». И вот, на последнем Синоде РПЦ патр. Кирилл, забывая о том, что сам годами пытался убедить всех в полной независимости УПЦ от Москвы, сообщает митр. Онуфрию: «Мы будем иметь дискуссию в Синоде и потом, Ваше Блаженство, проинформируем Вас о результатах», т.е. сообщат о том, какое Синод РПЦ примет решение о судьбе УПЦ, и о том, как она должна себя вести, и решение спустится сверху. Казалось бы, возмутиться должен был не только митр. Онуфрий, но и присутствующий на Синоде митр. Иларион, одернуть патр. Кирилла, напомнить ему, что УПЦ «полностью независимы от Москвы». Но этого не происходит.


3. Мы призываем следовать документу, силу которого сами же отвергаем
«Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви», говорится в Заявлении Синода РПЦ. Речь идет о проекте документа, принятого на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези, 7-13 ноября 1993 г. Вместе с тем, именно Патриарх Кирилл, с одной стороны, утверждал, что документ еще не готов, его «стоит доработать и согласовать на Всеправославном Соборе». С другой стороны, озвучил, что подобные документы могут иметь силу лишь «на основе консенсуса» всех Православных Церквей. И ведь именно РПЦ отказалась от участия на Всеправославном Соборе в 2016 году, исключая возможность как доработки упомянутого документа, так и его принятия на основе консенсуса. Таким образом, с точки зрения самого Патриарха Кирилла и РПЦ документ «Автокефалия и способ ее провозглашения», как и прочие проекты документов, не утвержденные всеми Церквами на Всеправославном Соборе, не имеет силы.
Комментарий