"Вопреки утверждению Священного Писания о сотворении человека как мужчины и женщины в мистической и святоотеческой литературе оформилось мнение, что появление жены стало следствием уже начавшегося падения: его сторонники желали, кажется, оспорить волю Божию и предпочесть бесстрастное двуполо-бесполое существо Еве, олицетворяющей в их глазах обольстительную похоть, пленительную лживость и злую отраву.
Выступающее под разными личинами женоненавистничество хочет совершенно извергнуть женщину из мира, как создание Люцифера, дочь Лилит. Поэтому и искупление рассматривается как избавление от пола с восстановлением первоначального андрогинизма.
У подвижников стало обязательным избегать всякого общения с женщинами: «объятия женщины подобны западне охотника»; «всякий грех от женщины»; «любое зло ничто в сравнении с женщиной»; она «орудие диавола и стезя беззакония», «скорпион, всегда готовый ужалить», «яд аспида, злоба дракона». Иногда оно понятно, если речь идёт об охранении от соблазна; но иногда попахивает даже гнушением; например, в книге бесед преподобных Варсануфия и Иоанна встречаем заповедь не вкушать пищи с женщинами и даже не ходить в дома, где женщины участвуют в трапезе; похоже на упоминаемое апостолом Павлом иудейское запрещение разделять трапезу с язычниками.
Ненависть к предательскому мятежу собственного тела трансформируется в болезненное отвращение к женщине.
«Иногда создаётся впечатление, писал известный богослов парижской школы П. Евдокимов, что речь идёт о спасении одних только мужчин, и тот, кто желает спастись, должен прежде всего спастись от женщин»".
Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании Феофила Лепешинская
Выступающее под разными личинами женоненавистничество хочет совершенно извергнуть женщину из мира, как создание Люцифера, дочь Лилит. Поэтому и искупление рассматривается как избавление от пола с восстановлением первоначального андрогинизма.
У подвижников стало обязательным избегать всякого общения с женщинами: «объятия женщины подобны западне охотника»; «всякий грех от женщины»; «любое зло ничто в сравнении с женщиной»; она «орудие диавола и стезя беззакония», «скорпион, всегда готовый ужалить», «яд аспида, злоба дракона». Иногда оно понятно, если речь идёт об охранении от соблазна; но иногда попахивает даже гнушением; например, в книге бесед преподобных Варсануфия и Иоанна встречаем заповедь не вкушать пищи с женщинами и даже не ходить в дома, где женщины участвуют в трапезе; похоже на упоминаемое апостолом Павлом иудейское запрещение разделять трапезу с язычниками.
Ненависть к предательскому мятежу собственного тела трансформируется в болезненное отвращение к женщине.
«Иногда создаётся впечатление, писал известный богослов парижской школы П. Евдокимов, что речь идёт о спасении одних только мужчин, и тот, кто желает спастись, должен прежде всего спастись от женщин»".
Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании Феофила Лепешинская
Комментарий