Осуждение оригенизма вполне признаю и я. Вот только нужно учитывать тот факт, что Ориген учил в контексте о предсуществовании душ и что восстановление всех падших тварей произойдет как бы автоматом, без всякого упоминания о том, что без добровольного согласия Бог ни в ком не "зажжет" Царство Небесное, но упорствующая душа так и будет пребывать "при выключенном свете". Т.е., его интерпретация всеобщего спасения давала более соблазн беспечности. А вот "отец отцов" Григорий Нисский также веровал в всеобщее восстановление всей твари. При этом его взгляды не были осуждены. Противоречие? - Нисколько. Отцы осуждали заблуждения комплексно рассматривая вероучение тех мыслящих.
Когда же Отцы говорят о "вечности" адских мук, то здесь говорится о вечности гипотетически возможной. Т.е., если творение не раскается, то мука ада та так и будет продолжаться вне Вечности в Боге. Ибо должно различать вечность тварную (где есть "ночи и день"), от той Вечности, где ночи и дня уже не будет. Помните эти места из Писания?
"а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Отк.20:10).
Здесь говорится о временнОй муке, которая имеет переменные значения "день" и "ночь".
Но ведь и сказано, что настанет время, когда ночи уже не будет. Да и само понятие времени - пройдет.
Так вот Отцы Церкви писали не о том, что ад в буквальном смысле останется непобежденным светом Христовым, а о том, что мука ада не пройдет никогда. Она не пройдет, но из нее можно выйти, как бы вылезти из огня (милостью Божьей, раскаявшись в богоборчестве). Это разные акценты, на которые делают ударение Отцы, преднамеренно в воспитательных целях ради нерадивой пасты (которую надобно страхом спасать). Но торжества Христа во всем в конце всех периодов очистительных судов Божьих здесь Отцы нисколько не отвергают.
Когда же Отцы говорят о "вечности" адских мук, то здесь говорится о вечности гипотетически возможной. Т.е., если творение не раскается, то мука ада та так и будет продолжаться вне Вечности в Боге. Ибо должно различать вечность тварную (где есть "ночи и день"), от той Вечности, где ночи и дня уже не будет. Помните эти места из Писания?
"а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Отк.20:10).
Здесь говорится о временнОй муке, которая имеет переменные значения "день" и "ночь".
Но ведь и сказано, что настанет время, когда ночи уже не будет. Да и само понятие времени - пройдет.
Так вот Отцы Церкви писали не о том, что ад в буквальном смысле останется непобежденным светом Христовым, а о том, что мука ада не пройдет никогда. Она не пройдет, но из нее можно выйти, как бы вылезти из огня (милостью Божьей, раскаявшись в богоборчестве). Это разные акценты, на которые делают ударение Отцы, преднамеренно в воспитательных целях ради нерадивой пасты (которую надобно страхом спасать). Но торжества Христа во всем в конце всех периодов очистительных судов Божьих здесь Отцы нисколько не отвергают.
Комментарий