Что думают богословы?
Сомнения в том, что христианское чудо может совершаться "автоматически", в определенный день и время, независимо от веры и духовного состояния тех, кто собрался на него поглазеть, бытуют среди православных богословов так же давно, как и сама народная вера в "огненное чудо". Известный исследователь христианского Востока епископ Порфирий (Успенский) так пересказывал современные ему события (середины XIXв.): "Когда знаменитый Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь Он объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 2 500 000 пиастров, а в случае лжи он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил [один из них] признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова Решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела [ибо] русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня От одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба", - завершает свой рассказ епископ Порфирий, цитатой митрополита Вифлеемского Дионисия.
Нынешний патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будучи студентом Ленинградской духовной академии, присутствовал 9 октября 1949 года на докладе заслуженного профессора академии, выдающегося историка и литургиста Н.Д. Успенского "К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме". В советские годы доклад распространялся в машинописных копиях, но недавно увидел свет в сборнике "Благодатный огонь: миф или реальность?", выпущенном историками диаконом Александром Мусиным и Сергеем Бычковым. Гипотеза профессора сводится к тому, что формирование мифа о чудесном огне началось около 900-х гг. и оправдывалось нуждой в "укреплении веры". Успенский заметил, что в описаниях Гроба Господня и записках паломников ранее IX века упоминания о схождении огня отсутствуют. Нет их в "Амфилохии" св. Патриарха Фотия (IX в.) с детальным описанием храма Гроба. Благочестивый обряд ("репрезентация"), считает профессор, постепенно начал использоваться как орудие в межрелигиозных и политических противостояниях. Нечто подобное, судя по поведению представителей российской власти, продолжается и сегодня. Региональные отделения "Единой России" развозят Благодатный огонь по инвалидам и одиноким пенсионерам, а в Белгороде почему-то местных журналистов обязали разнести лампадки с огнем по интернатам, детским домам и больницам.
Религиовед Михаил Ситников, анализируя веру в Благодатный огонь в современной России, связывает ее с традиционным русским "двоеверием", пережитками язычества: "Тяга к магизму, к непременному присутствию в числе оснований веры чего-то "эдакого" от факирских трюков до аномальных явлений - совершенно чужда откровению Христа. Древний культовый обряд иудеев, связанный с возжиганием вечернего огня, был усвоен ранним христианством и переосмыслен Но для осознания постоянного присутствия Господа в мире новозаветным христианам не нужны никакие помпезные эффекты".
Конечно, остается немало аргументов и у сторонников традиционного (то есть сложившегося после IX века) взгляда на Благодатный огонь. Важнейший из них многократно запечатленный на видео факт, что огонь не обжигает умывающихся им богомольцев. Но главное не в "объективном" происхождении огня, а в особенностях веры. Поэтому позволим себе еще одну цитату старообрядческого публициста Андрея Езерова: "Что же это за вера, для которой необходимо "огненное чудо" и недостаточно самого Воскресения Христова?! Мы веруем не в "огни", не в святыни, не в Гроб Господень, а непосредственно в Господа Исуса Христа, Распятого и Воскресшего. Мне попадались бесноватые, получавшие откровения не только от "голосов", но и от "огней" и "света". Люцифер, как мы помним, по латыни "светоносец".
Сомнения в том, что христианское чудо может совершаться "автоматически", в определенный день и время, независимо от веры и духовного состояния тех, кто собрался на него поглазеть, бытуют среди православных богословов так же давно, как и сама народная вера в "огненное чудо". Известный исследователь христианского Востока епископ Порфирий (Успенский) так пересказывал современные ему события (середины XIXв.): "Когда знаменитый Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь Он объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 2 500 000 пиастров, а в случае лжи он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил [один из них] признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова Решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела [ибо] русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня От одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба", - завершает свой рассказ епископ Порфирий, цитатой митрополита Вифлеемского Дионисия.
Нынешний патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будучи студентом Ленинградской духовной академии, присутствовал 9 октября 1949 года на докладе заслуженного профессора академии, выдающегося историка и литургиста Н.Д. Успенского "К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме". В советские годы доклад распространялся в машинописных копиях, но недавно увидел свет в сборнике "Благодатный огонь: миф или реальность?", выпущенном историками диаконом Александром Мусиным и Сергеем Бычковым. Гипотеза профессора сводится к тому, что формирование мифа о чудесном огне началось около 900-х гг. и оправдывалось нуждой в "укреплении веры". Успенский заметил, что в описаниях Гроба Господня и записках паломников ранее IX века упоминания о схождении огня отсутствуют. Нет их в "Амфилохии" св. Патриарха Фотия (IX в.) с детальным описанием храма Гроба. Благочестивый обряд ("репрезентация"), считает профессор, постепенно начал использоваться как орудие в межрелигиозных и политических противостояниях. Нечто подобное, судя по поведению представителей российской власти, продолжается и сегодня. Региональные отделения "Единой России" развозят Благодатный огонь по инвалидам и одиноким пенсионерам, а в Белгороде почему-то местных журналистов обязали разнести лампадки с огнем по интернатам, детским домам и больницам.
Религиовед Михаил Ситников, анализируя веру в Благодатный огонь в современной России, связывает ее с традиционным русским "двоеверием", пережитками язычества: "Тяга к магизму, к непременному присутствию в числе оснований веры чего-то "эдакого" от факирских трюков до аномальных явлений - совершенно чужда откровению Христа. Древний культовый обряд иудеев, связанный с возжиганием вечернего огня, был усвоен ранним христианством и переосмыслен Но для осознания постоянного присутствия Господа в мире новозаветным христианам не нужны никакие помпезные эффекты".
Конечно, остается немало аргументов и у сторонников традиционного (то есть сложившегося после IX века) взгляда на Благодатный огонь. Важнейший из них многократно запечатленный на видео факт, что огонь не обжигает умывающихся им богомольцев. Но главное не в "объективном" происхождении огня, а в особенностях веры. Поэтому позволим себе еще одну цитату старообрядческого публициста Андрея Езерова: "Что же это за вера, для которой необходимо "огненное чудо" и недостаточно самого Воскресения Христова?! Мы веруем не в "огни", не в святыни, не в Гроб Господень, а непосредственно в Господа Исуса Христа, Распятого и Воскресшего. Мне попадались бесноватые, получавшие откровения не только от "голосов", но и от "огней" и "света". Люцифер, как мы помним, по латыни "светоносец".
Комментарий