Климент Александрийский (II-III век):
1. Климент предостерегает верующих от попыток изобразить Божество при помощи искусства.
2. Он соглашается с ветхозаветным запретом не делать изображения, ссылаясь на Законодателя, который указал: "не делай... изображений... не поклоняйся... не служи...";
3. Ссылаясь за Закон и иудейскую практику, апологет отвергает употребление изображений при поклонении Божеству.
4. Упоминая евреев и храмовое служение, Климент не говорит что-либо о наличии языческих изображениях в Храме, но, напротив, совершенно ясно и четко высказывает мысль, что иудеи даже не мыслили поклонение Богу с употреблением каких-либо образов или кумиров.
Совершенно очевидно, что ранние христиане не практиковали и не собирались практиковать поклонение Богу с употреблением различных изображений. Эта языческая практика была им чужда и противна. Глупо даже подумать, что Климент, осуждая языческие изображения, заворачивал затем за угол, где в тайной комнате укрытые от взоров и нападок язычников, висели уже не языческие, а особым образом писанные христианские образы, которые он почитал или которым поклонялся вместе с другими братьями и сестрами.

Против античного искусства активно выступали многие ранние христианские апологеты. Например, Татиан прямо призывал к "уничтожению памятников нечестия" - изображений различных божеств, а Тертуллиан считал, что всякое искусство несет в себе опасность идолопоклонства. Поэтому апологеты негативно относились к возможности существования образа в христианстве, пытаясь оградить Церковь от угрозы идолопоклонства, которое могло проникнуть в нее через художественное творчество, что и случилось в более поздние века.
Итак, иконопочитание есть отступничество от истины, заблуждение и грех. Первые христиане не практиковали поклонение никаким образам, потому что были наставлены в истине Писания, учении Апостолов, их учеников и святых епископов.
Законодатель хотел возвысить наши умы в созерцательные области, а не останавливать их на материи. Неправда, будто величие Божие потеряет в своем блеске, если Божество не будет представляемо обыденным искусством; напротив, поклоняться Существу бестелесному, примечаемому лишь оком духовным, изображая Его в чувственном образе, значит только унижать Его... так думали и евреи, воздвигнув храм без кумиров в нем.
Итак:1. Климент предостерегает верующих от попыток изобразить Божество при помощи искусства.
2. Он соглашается с ветхозаветным запретом не делать изображения, ссылаясь на Законодателя, который указал: "не делай... изображений... не поклоняйся... не служи...";
3. Ссылаясь за Закон и иудейскую практику, апологет отвергает употребление изображений при поклонении Божеству.
4. Упоминая евреев и храмовое служение, Климент не говорит что-либо о наличии языческих изображениях в Храме, но, напротив, совершенно ясно и четко высказывает мысль, что иудеи даже не мыслили поклонение Богу с употреблением каких-либо образов или кумиров.
Совершенно очевидно, что ранние христиане не практиковали и не собирались практиковать поклонение Богу с употреблением различных изображений. Эта языческая практика была им чужда и противна. Глупо даже подумать, что Климент, осуждая языческие изображения, заворачивал затем за угол, где в тайной комнате укрытые от взоров и нападок язычников, висели уже не языческие, а особым образом писанные христианские образы, которые он почитал или которым поклонялся вместе с другими братьями и сестрами.

Против античного искусства активно выступали многие ранние христианские апологеты. Например, Татиан прямо призывал к "уничтожению памятников нечестия" - изображений различных божеств, а Тертуллиан считал, что всякое искусство несет в себе опасность идолопоклонства. Поэтому апологеты негативно относились к возможности существования образа в христианстве, пытаясь оградить Церковь от угрозы идолопоклонства, которое могло проникнуть в нее через художественное творчество, что и случилось в более поздние века.
Итак, иконопочитание есть отступничество от истины, заблуждение и грех. Первые христиане не практиковали поклонение никаким образам, потому что были наставлены в истине Писания, учении Апостолов, их учеников и святых епископов.
Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (1Цар. 15:23).
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:4-5).
Идолослужитель не имеет наследия в Царстве Бога и Отца, да и тот верующий, который смешал истинное поклонение Богу с элементами язычества также понесет ощутимый урон.
Комментарий