"Если принять распространенное представление о сатане как противящемся воле Господа и противостоящем Ему, то можно определенно сказать, что Тора в гипотезе сатана не слишком нуждается: Господь часто ведет диалог с избранным народом непосредственно, а в том случае, когда между Ним и Его народом выступает посредник Моше, тот видит свою роль в том, чтобы донести слово Творца в его подлинности без искажений и даже без излишних комментариев. Что же касается способности сатана Господа гневить, то и без него евреи с удивительным упрямством это стремление демонстрируют. И все же спросим: какова роль сатана в иудаизме? (...)
Роль Сатана в еврейской традиции по сравнению с тем положением, которое он занял в христианстве, всегда оставалась весьма бледной, и по сути дела всегда сводилась к роли препятствия на пути человека к Богу. Так, во втором благословении после вечернего «Шма», мы говорим, обращаясь к Всевышнему: «И устрани сатан перед нами и позади нас». Как перевести? Если в духе Данте и последующей европейской традиции, приложившей огромные усилия для героизации зла, то, несомненно с большой, очень большой буквы. А если в духе еврейской традиции, которая после книги Иова так и не нашла нашему персонажу «достойного» места, то с маленькой, очень маленькой. Лучше всего, как это и сделано в молитвеннике «Врата молитвы» под ред. П. Полонского, перевести это слово нарицательным «препятствие». Как бы то ни было, в иудаизме у Сатана, быть может, и достаточно яркая, но, несомненно роль второго плана.
Для христианства Сатана-Дьявол-Люцифер есть олицетворение всеобщего зла. Для иудаизма преграда к всеобщему добру. Согласитесь: дьявольская разница".
Федор Манов 06/11/2021
"Упоминания Сатаны в литургии немногочисленны. В нескольких молитвах содержится просьба к Богу защитить молящихся от Сатаны. Под влиянием каббалы принято перед трублением в шофар читать шесть библейских стихов, начальные буквы которых образуют акростих кра Сатан (`разорви Сатану`).
Мотив дуализма, присущий представлениям о Сатане как самостоятельном злом начале, диалектически преодолевается в каббалистическом учении об «изнанке мироздания» области темной эманации (ситра ахра)".
Федор Манов 23/05/2021
"Слово сатан буквально означает «препятствие», «препятствующий». Опять же, в принципе это понятие не обязательно означает какую-то злую силу. Например, когда нееврейский пророк Билам вышел в путь с целью проклясть еврейский народ, ангел Б-га встал на его пути лэ-сатан ло «[чтобы] быть ему препятствием» (Бемидбар 22:22). Раши пишет (в комментарии к этому стиху): это был ангел, представляющий милость Б-га, и он пытался удержать Билама от греха (...).
На самом деле Сатан это, конечно, не какая-то самостоятельная сила, которая вот так спорит с Б-гом и пытается навредить Ему и Его созданиям (и уж точно не какое-то злое существо с рогами и копытами). Когда Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Ийовом и подвергнуть его страданиям, это означает лишь то, что Б-г решил использовать в отношении Ийова эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию. Так было правильно на тот момент, такое решение было принято после взвешивания аргументов «за» и «против» (...).
Б-г совершенен, целен и вечен, и Он мог бы создать мир таким же. Но Он создал в мире несовершенство и недостаточность, имеющие разные проявления. Йецер а-ра недостатки внутри человека. Сатан несовершенство условий и обстоятельств его жизни. И, наконец, Ангел Смерти несовершенство всей человеческой жизни: человек уязвим и не вечен, его тело подвержено распаду, его ждет переход в небытие".
Федор Манов 01/12/2019
Скажите, пожалуйста, считаете ли вы такое учение христианским?
Роль Сатана в еврейской традиции по сравнению с тем положением, которое он занял в христианстве, всегда оставалась весьма бледной, и по сути дела всегда сводилась к роли препятствия на пути человека к Богу. Так, во втором благословении после вечернего «Шма», мы говорим, обращаясь к Всевышнему: «И устрани сатан перед нами и позади нас». Как перевести? Если в духе Данте и последующей европейской традиции, приложившей огромные усилия для героизации зла, то, несомненно с большой, очень большой буквы. А если в духе еврейской традиции, которая после книги Иова так и не нашла нашему персонажу «достойного» места, то с маленькой, очень маленькой. Лучше всего, как это и сделано в молитвеннике «Врата молитвы» под ред. П. Полонского, перевести это слово нарицательным «препятствие». Как бы то ни было, в иудаизме у Сатана, быть может, и достаточно яркая, но, несомненно роль второго плана.
Для христианства Сатана-Дьявол-Люцифер есть олицетворение всеобщего зла. Для иудаизма преграда к всеобщему добру. Согласитесь: дьявольская разница".
Федор Манов 06/11/2021
"Упоминания Сатаны в литургии немногочисленны. В нескольких молитвах содержится просьба к Богу защитить молящихся от Сатаны. Под влиянием каббалы принято перед трублением в шофар читать шесть библейских стихов, начальные буквы которых образуют акростих кра Сатан (`разорви Сатану`).
Мотив дуализма, присущий представлениям о Сатане как самостоятельном злом начале, диалектически преодолевается в каббалистическом учении об «изнанке мироздания» области темной эманации (ситра ахра)".
Федор Манов 23/05/2021
"Слово сатан буквально означает «препятствие», «препятствующий». Опять же, в принципе это понятие не обязательно означает какую-то злую силу. Например, когда нееврейский пророк Билам вышел в путь с целью проклясть еврейский народ, ангел Б-га встал на его пути лэ-сатан ло «[чтобы] быть ему препятствием» (Бемидбар 22:22). Раши пишет (в комментарии к этому стиху): это был ангел, представляющий милость Б-га, и он пытался удержать Билама от греха (...).
На самом деле Сатан это, конечно, не какая-то самостоятельная сила, которая вот так спорит с Б-гом и пытается навредить Ему и Его созданиям (и уж точно не какое-то злое существо с рогами и копытами). Когда Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Ийовом и подвергнуть его страданиям, это означает лишь то, что Б-г решил использовать в отношении Ийова эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию. Так было правильно на тот момент, такое решение было принято после взвешивания аргументов «за» и «против» (...).
Б-г совершенен, целен и вечен, и Он мог бы создать мир таким же. Но Он создал в мире несовершенство и недостаточность, имеющие разные проявления. Йецер а-ра недостатки внутри человека. Сатан несовершенство условий и обстоятельств его жизни. И, наконец, Ангел Смерти несовершенство всей человеческой жизни: человек уязвим и не вечен, его тело подвержено распаду, его ждет переход в небытие".
Федор Манов 01/12/2019
Скажите, пожалуйста, считаете ли вы такое учение христианским?
Комментарий