Святые отцы-жемчужина христианства
Свернуть
X
-
-
Иоанн Златоуст. Беседа на 131 псалом
Почему поступающий жестоко называется кротким
"Писание говорит, что Моисей отличался кротостью, что он был «наикротчайший человек на земле» (Числ. 12, 3). Но некоторые из еретиков, осуждая его поведение и сказанные слова, говорят: «Что говоришь ты? Ужели был кротким тот, кто восстал на египтянина и убил его, кто пролил столько крови Иудеев и произвел между ними столько войн, кто позволил родственникам убивать родственников, кто молитвою разверз землю, низвел огонь свыше и одних потопил, других сжег? Если такой человек был кроток, то кто же гневлив и жесток?» - Перестань, не говори пустого. Я утверждаю и не перестану утверждать, что он был кроток и даже самый кроткий из всех людей, и, если хотите, то не другим чем-нибудь, а тем самым, что сказано против него, постараюсь доказать его кротость. При этом можно было бы сказать о том, что говорил он пред Богом о своей сестре, о молитве, какую вознес за народ, о всех этих апостольских и достойных неба изречениях, о снисходительности, с какою он беседовал с народом. Можно было бы и об этом сказать и перечислить многое другое; но, если хотите, оставив это, мы из самых тех слов, которые выше сказаны врагами, докажем, что он был самый кроткий человек, - из того самого, на основании чего некоторые называют его тяжелым, жестоким и гневливым.
Каким же образом мы докажем это? Если наперед различим и определим, что такое кротость и что жестокость. Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность.
Таким образом-то и доказывает кротость его, что он был так горяч, что тотчас устремлялся, когда видел других обижаемыми, не могши удержать негодования в защиту справедливости; а когда сам терпел зло, то не мстил, не нападал, но всегда оставался любомудрым. Если бы он был жесток и гневлив, то, воспламеняясь и разгорячаясь так за других, он не оставался бы спокойным за себя самого, но тогда гораздо более предавался бы гневу. Вы знаете, что нам гораздо тягостнее касающееся нас самих, нежели других. А он, когда другие терпели зло, отражал обиду не менее самих страждущих; оскорбления же, наносимые ему самому, переносил с великим трепетом, быв высок в том и другом случае, выражая в первом свою ненависть ко злу, а во втором свое долготерпение.
И что, скажи мне, ему следовало делать? Пренебречь наносимую обиду и зло, причиняемое народу? Но это свойственно было бы не вождю народа, не великодушному и незлобивому, а недеятельному и беспечному. Ты не осуждаешь врача, который посредством отсечения останавливает гниение, проникающее во все тело, почему же называешь жесточайшим человеком того, кто решился сильным ударом прекратить болезнь, гораздо опаснейшую гниения, распространявшуюся по всему народу? Это свойственно неразумному судье. Начальнику такого множества людей, вождю народа столь жестокого, грубого и необузданного, следовало в самом начале остановить и пред дверью удержать зло, чтобы оно не простиралось далее. Но, скажешь, он сделал, что земля поглотила Дафана и Ивирона? Что говоришь ты! Ужели нужно было оставить без внимания попрание священства, нарушение законов Божиих, разрушение того, чем держится все, т. е. священного сана, сделать недоступное доступным для всех, и чрез слабость к этим людям дозволить всем желающим попирать священную ограду и ниспровергнуть все? Но было бы делом вовсе не кротости, а бесчеловечия и жестокости, оставить без внимания распространения такого зла, и пощадив двести человек, погубить столько тысяч. Также, скажи мне, когда он повелел убивать родственников, что надлежало ему делать, когда Бог гневался, нечестие возрастало, и никого не было, кто мог бы избавить их от гнева? Допустить ли, чтобы удар небесный нисшел на все колена и предал совершенной погибели весь род, оставив без внимания вместе с наказанием и грех, который делался неизлечимым; или наказанием и убиением немногих людей уничтожить грех, удержать гнев и преклонить Бога на милость к преступникам?
Если таким образом исследовать дела праведника, то отсюда особенно и увидишь, что он был весьма кроток."
___________________________________________
"Заповеди «не убивай» отнюдь не преступают те, которые ведут войны по повелению Божию или, будучи в силу Его законов, т.е. в силу самого разумного и справедливого распоряжения, представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью"
Августин Блаженный. О граде Божием. Минск: Харвест, 2000. С. 38.
Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленного толстовского учения «не противься злу», следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда в постыдный плен со всем инвентарем. Какой славный учитель для всего русского воинства и для всех военных и других властей св. благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его, и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Аминь».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Новые грозные слова», М. 1993. С. 88
"Убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния."
Афанасий Александрийский. Послание к монаху Аммуну.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Не обратился к Тому, кто наполняет небо и землю, к Тому, кто сотворил всё: Ваше Величество, или Ваше Пряосвященство, а сказал Ты Отец. Он показал всем пример.Комментарий
-
Певчий
"Писание говорит, что Моисей отличался кротостью, что он был «наикротчайший человек на земле» (Числ. 12, 3). Но некоторые из еретиков, осуждая его поведение и сказанные слова, говорят:
А на горе где Иисус преобразился тоже был Моисей,но глас из облака повелел не его слушать. Это как то в ваших рассуждениях не учтено.
[Лк.9:35] И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.Комментарий
-
"Писание говорит, что Моисей отличался кротостью, что он был «наикротчайший человек на земле» (Числ. 12, 3). Но некоторые из еретиков, осуждая его поведение и сказанные слова, говорят:
А на горе где Иисус преобразился тоже был Моисей,но глас из облака повелел не его слушать. Это как то в ваших рассуждениях не учтено.
[Лк.9:35] И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
Если для Вас Моисей и Иисус Христос не Одного и Того же Духа, то Вы приняли какую-то другую веру...Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Певчий,
спасибо за приведенные цитаты.
ответьте пожалуйста:
1. вы Христианин?
2. какова основная идея Христа, пришедшего спасти погибающих? что нового Он привнёс на Землю?
3. почему, как вы думаете, был послан Христос на Землю? что, недостаточно было учения Моисеева?
4. чем учение Христа отличается от учения Моисея?
5. вот вы привели высказывание И.Крондштатского, где такие слова: "...и от безсмысленного толстовского учения "не протився злу"... Как вы относитесь к: а) что И.Крондштадский сказал, на слова "не протився злу" - толстовское учение?; б) к тому, что И.Крондштадский, который для вас, как я понимаю, авторитет в вере - осуждает, говоря - "бессмысленное толстовское учение"??
6. кого больше надо слушать: Бога или человека?чайок.. мир, гармония и любовь..
Комментарий
-
Разве око за око просто Моисей сказал что Христос отменил без труда и сомнения?Или действительно Моисей?А побивать камнями?А обрезание?
И если говорится что ВЗ близок к уничтожению то что вы тут возродить пытаетесь?Комментарий
-
Да, я христианин.
Только не считаю, что христианин должен сам о себе свидетельствовать, что он христианин. Если есть вероятность претерпеть мученичество Христа ради, то тогда да, нужно исповедовать перед всеми веру свою. А когда ничего не угрожает, то всякий верующий должен со смиренномудрием смотреть на самого себя и, не желая бесчестить Господа своим несовершенством, лучше иметь свидетельство о себе самом в глазах окружающих от Самого Бога, кто он есть, христианин или нехристианин
Моисей свидетельствовал о грядущем Спасителе, но самого спасения доставить душе не мог.
Вместе с тем Бог даровал Закон посредством Моисея, дабы показать, что есть зло, и что есть добро в глазах Божиих.
5. вот вы привели высказывание И.Крондштатского, где такие слова: "...и от безсмысленного толстовского учения "не протився злу"... Как вы относитесь к: а) что И.Крондштадский сказал, на слова "не протився злу" - толстовское учение?; б) к тому, что И.Крондштадский, который для вас, как я понимаю, авторитет в вере - осуждает, говоря - "бессмысленное толстовское учение"??
Ну и во-вторых, я разделяю взгляды Иоанна Кронштадтского (да и всей Церкви), что учение Толстого не имеет никакого отношения к Евангелию. Это примитивное сектантство, где выдергивается некая часть из полноты учения Христа преподанного Церкви, и возводится в некую утопическую догму.
Конечно, нужно слушать Бога. Чему я и стараюсь следовать.
PS: Вообще, на эту тему здесь уже изрядно много писалось. Или Вы не читали темы, типа этой:
Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Нет не одного. Божий и Моисеев дух разные духи.Хотя часто водим его дух был Божиим.Если Бог решил заключить НОВЫЙ Завет,то и надо учитывать изменения внесённые Им,а иначе с чего бы завет был новым?
Разве око за око просто Моисей сказал что Христос отменил без труда и сомнения?Или действительно Моисей?А побивать камнями?А обрезание?
И если говорится что ВЗ близок к уничтожению то что вы тут возродить пытаетесь?Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
анатолий17
FriendX,думайте о людях всегда хорошо это во благо нашей душе
Старец Паисий писал..
Знаете ,я не пытаюсь казаться людям добрее чем я есть.И людям это не полезно,особенно тем кто уже меня насквозь видит.Надеюсь понятно что я имел в виду?
А старцы...ну что..они один одно пишет,другой другое,а люди...понимают так,другие эдак.Это в других темах от вас же звучит иначе.
А Романтичным разным головы кружить вовсе не христианское дело,или вы ещё не женаты?
Старцы находятся в одном духе и имеют одно учение ,что касается толкования Писания то в некоторых местах оно может быть разным и здесь ничего страшного нет об этом говорил апостол Павел
,,Ибо надлежит быть у вас разномыслиям
А по поводу Романтичной мне кажется вы к ней не равнодушныНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Но тот, кто отказался от абрикосов соврал своему брату, сказав, что они ему не нравятся. А сатана лжец и отец лжи. Если бы в парке они пустопорожне время не проводили, а думали лучше о своих грехах, то и пользы было бы больше. Нечего головой вертеть и глазеть как бездельники по сторонам. Только Иисус учитель, а старец Паисий действительно хороший человек был. Он и сам ученик Христов.
По поводу Паисия ,я рад,что в этом вопросе у нас единомыслиеНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Учение старца Паисия это всё таки не учение Николаитов
Прочитайте книгу Иринея Лионского ,,Против ересей ,,и сравните
Я думаю Бог не против учения старцаНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
.Так, например, когда мусульмане спросили у святого равноапостольного Кирилла, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, он ответил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам»Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
Комментарий