В данной теме хотел бы разоблачить несколько широко распространённых заблуждений относительно традиционных христианских конфессий. Просьба присоединяться и дополнять...
1. Про протестантов.Сам по себе термин "протестантизм" обычно понимается совершенно некорректно. Кто такие протестанты? Обычно на этот вопрос следует следующий ответ: это те, кто начиная с XVI в. протестовал против догматов Католической церкви. На самом деле это не так. В 1521 г. императором Карлом V по результатам работы Вормсского рейхстага был издан Вормсский эдикт, объявлявший Мартина Лютера еретиком. В это время император вёл войны с Францией и турками, так что фактически Вормсский эдикт не был приведён в исполнение. На Шпейерском рейхстаге 1526 г. эдикт был отменён, но на рейхстаге 1529 г. вновь восстановлен. Именно против этого возобновления Вормсского эдикта и протестовали в 1529 г. ряд князей и вольных городов Империи. От них и пошёл термин протестанты. Собственно, он относится только к лютеранам, которые в XVI в. рассматривали прочие христианскиедвижения (некатолические)как еретические и преследовали их соответственно. Термин "протестанты", строго говоря, неприменим к таким направлениям в христианстве, как баптисты, методисты, адвентисты, квакеры, харизматы, мормоны, свидетели Иеговы и многие др. Сами лютеране (как, кстати, и англикане) предпочитают себя называть не столько протестантами, сколько реформированными католиками. Последний термин более корректен в отношении таких деноминаций, как англиканство, лютеранство, кальвинизм/пресвитерианство.
2. Про евангельских христиан.Многие неохристианские движения предпочитают называть себя евангельскими христианами. Само это название некорректно и нелепо хотя бы потому, что не существует неевангельских христиан.
3. Про инквизицию. Вопреки распространённому мнению, Католическая церковь в средние века НЕ сжигала еретиков и ведьм в больших количествах. Такими страшилками до сих пор пугают детей в школах, но это представление весьма далеко от действительности. На самом деле святая инквизиция была призвана расследовать дела о ереси. Это нормальная практика любой церкви, т.к. ересь есть искажение учения Христа. Однако в функции Церкви никогда не входила казнь еретиков. Главной и единственной задачей инквизиции было возвращение заблудших душ в лоно Церкви. Казни еретиков производились всегда светскими властями по решению светских же судов. Кстати, практика казней еретиков известна далеко не только в католических странах, но также в православных и протестантских.Особый размах получила охота на ведьм, против которой, кстати, выдвигала сомненияКатолическая церковь.Наиболее длительной практика процессов над ведьмами была именно в протестантских странах. Кроме того, мало кому известно, что в ведении святой инквизиции находились и процессы по еврейским погромам. Инквизиция призвана была судить погромщиков.
4. Про индульгенции. Здесь опять существует множество мифов и легенд. Правда, не Древней Греции, а вполне современных. Прежде всего, индульгенции НЕ ОСВОБОЖДАЛИ людей от грехов за деньги. Это представление является результатом либоневежественности, либо прямой дезинформации. Индульгенции освобождали людей только от временного земного наказания, известного, в частности, как епитимья. Кроме того, выдаче индульгенции предшествовал ряд условий: в частности, исповедь и причащение. В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. К слову, в ряде православных церквей практика выдачи индульгенций существовала вплоть до XX в.
5. Про "филиокве". Православные часто обвиняют католиков в том, что они, мол, незаконно ввели в Символ веры добавление "филиокве", что значит "Дух Святой исходит от Отца и от Сына". На самом деле это опять неправда. Впервые такая трактовка появилась в Афанасиевском символе веры, написанном св. Афанасием Александрийским ещё в IV в. в условиях борьбы Церкви с ересью ариан. И на протяжении более чем полутысячелетия такая трактовка исхождения Духа Святого не считалась на православном Востоке еретической. Да и сейчас считать её еретической по крайней мере неосторожно, ведь тогда еретиком придётся признать и св. Афанасия Великого, одного из величайших православных святителей. Кстати сказать, само произнесение "филиокве" в Католической церкви не является обязательным. Отсутствие его в Символе веры не считается отступничеством.
6. Про непогрешимость папы римского. Начать нужно с того, что такого догмата в Католической церкви просто НЕТ. Поэтому всякие обвинения в том, что, мол, католики заменили Бога папой бьют мимо. Есть догмат о вероучительной безошибочности папы, когда он говорит excathedra, да ещё с целым рядом условий. Данный догмат является раскрытием древнего учения о единстве Церкви, зримо представленном в церковной иерархии. Однако он вовсе не предполагает, как думают некоторые, что папа может вводить в Церкви любые новые порядке, не оглядываясь на чьё-либо мнение. В то же время, такое явление, как папизм, известно и на православном востоке. Долгое время, пока существовала Византийская, а затем и Оттоманская империи, константинопольский патриарх для православных христиан названных государств вполне заменял папу римского.
7. Про идолопоклонство. Православных, как и католиков, часто обвиняют в идолопоклонстве, предполагая, что иконы являются кумирами. На самом деле это не так. Кумиры - этовещественные объекты, вмещающие в себя бога. Наличие кумиров является очевидным проявлением многобожия, против чего направлена первая из десяти моисеевых заповедей. Все христиане признают существование только одного Бога. Поэтому иконы по определению не могут быть кумирами (или идолами). Почитание икон есть древний (но необязательный) обычай, который сродни обычаям почитания святых и праведных людей, почитания царей или почитания родителей.
1. Про протестантов.Сам по себе термин "протестантизм" обычно понимается совершенно некорректно. Кто такие протестанты? Обычно на этот вопрос следует следующий ответ: это те, кто начиная с XVI в. протестовал против догматов Католической церкви. На самом деле это не так. В 1521 г. императором Карлом V по результатам работы Вормсского рейхстага был издан Вормсский эдикт, объявлявший Мартина Лютера еретиком. В это время император вёл войны с Францией и турками, так что фактически Вормсский эдикт не был приведён в исполнение. На Шпейерском рейхстаге 1526 г. эдикт был отменён, но на рейхстаге 1529 г. вновь восстановлен. Именно против этого возобновления Вормсского эдикта и протестовали в 1529 г. ряд князей и вольных городов Империи. От них и пошёл термин протестанты. Собственно, он относится только к лютеранам, которые в XVI в. рассматривали прочие христианскиедвижения (некатолические)как еретические и преследовали их соответственно. Термин "протестанты", строго говоря, неприменим к таким направлениям в христианстве, как баптисты, методисты, адвентисты, квакеры, харизматы, мормоны, свидетели Иеговы и многие др. Сами лютеране (как, кстати, и англикане) предпочитают себя называть не столько протестантами, сколько реформированными католиками. Последний термин более корректен в отношении таких деноминаций, как англиканство, лютеранство, кальвинизм/пресвитерианство.
2. Про евангельских христиан.Многие неохристианские движения предпочитают называть себя евангельскими христианами. Само это название некорректно и нелепо хотя бы потому, что не существует неевангельских христиан.
3. Про инквизицию. Вопреки распространённому мнению, Католическая церковь в средние века НЕ сжигала еретиков и ведьм в больших количествах. Такими страшилками до сих пор пугают детей в школах, но это представление весьма далеко от действительности. На самом деле святая инквизиция была призвана расследовать дела о ереси. Это нормальная практика любой церкви, т.к. ересь есть искажение учения Христа. Однако в функции Церкви никогда не входила казнь еретиков. Главной и единственной задачей инквизиции было возвращение заблудших душ в лоно Церкви. Казни еретиков производились всегда светскими властями по решению светских же судов. Кстати, практика казней еретиков известна далеко не только в католических странах, но также в православных и протестантских.Особый размах получила охота на ведьм, против которой, кстати, выдвигала сомненияКатолическая церковь.Наиболее длительной практика процессов над ведьмами была именно в протестантских странах. Кроме того, мало кому известно, что в ведении святой инквизиции находились и процессы по еврейским погромам. Инквизиция призвана была судить погромщиков.
4. Про индульгенции. Здесь опять существует множество мифов и легенд. Правда, не Древней Греции, а вполне современных. Прежде всего, индульгенции НЕ ОСВОБОЖДАЛИ людей от грехов за деньги. Это представление является результатом либоневежественности, либо прямой дезинформации. Индульгенции освобождали людей только от временного земного наказания, известного, в частности, как епитимья. Кроме того, выдаче индульгенции предшествовал ряд условий: в частности, исповедь и причащение. В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. К слову, в ряде православных церквей практика выдачи индульгенций существовала вплоть до XX в.
5. Про "филиокве". Православные часто обвиняют католиков в том, что они, мол, незаконно ввели в Символ веры добавление "филиокве", что значит "Дух Святой исходит от Отца и от Сына". На самом деле это опять неправда. Впервые такая трактовка появилась в Афанасиевском символе веры, написанном св. Афанасием Александрийским ещё в IV в. в условиях борьбы Церкви с ересью ариан. И на протяжении более чем полутысячелетия такая трактовка исхождения Духа Святого не считалась на православном Востоке еретической. Да и сейчас считать её еретической по крайней мере неосторожно, ведь тогда еретиком придётся признать и св. Афанасия Великого, одного из величайших православных святителей. Кстати сказать, само произнесение "филиокве" в Католической церкви не является обязательным. Отсутствие его в Символе веры не считается отступничеством.
6. Про непогрешимость папы римского. Начать нужно с того, что такого догмата в Католической церкви просто НЕТ. Поэтому всякие обвинения в том, что, мол, католики заменили Бога папой бьют мимо. Есть догмат о вероучительной безошибочности папы, когда он говорит excathedra, да ещё с целым рядом условий. Данный догмат является раскрытием древнего учения о единстве Церкви, зримо представленном в церковной иерархии. Однако он вовсе не предполагает, как думают некоторые, что папа может вводить в Церкви любые новые порядке, не оглядываясь на чьё-либо мнение. В то же время, такое явление, как папизм, известно и на православном востоке. Долгое время, пока существовала Византийская, а затем и Оттоманская империи, константинопольский патриарх для православных христиан названных государств вполне заменял папу римского.
7. Про идолопоклонство. Православных, как и католиков, часто обвиняют в идолопоклонстве, предполагая, что иконы являются кумирами. На самом деле это не так. Кумиры - этовещественные объекты, вмещающие в себя бога. Наличие кумиров является очевидным проявлением многобожия, против чего направлена первая из десяти моисеевых заповедей. Все христиане признают существование только одного Бога. Поэтому иконы по определению не могут быть кумирами (или идолами). Почитание икон есть древний (но необязательный) обычай, который сродни обычаям почитания святых и праведных людей, почитания царей или почитания родителей.
Комментарий