В Минске открылась долгожданная мною православная выставка-ярмарка "Вербный кирмаш". В первый же день, к самому открытию выставки, я поспешил было туда приобрести свежего чтива. Прикупил несколько интересных книжек, которые в обычное время не продаются на православных лотках.
Пока же я бродил средь торговых рядов, диктор то и дело объявлял по залу: "Братья и сестры. В таком-то павильоне Вы можете приобрести именной кирпич, на который будет нанесено Ваше имя и который затем ляжет в основание такого-то храма (смех сквозь слезы - авт.). Также все желающие могут приложиться к такой-то иконе и испить святой водицы..." И так каждые десять минут.
Понятное дело, "именной кирпич" - звучит круто. Но какое отношение это имеет к христианству? Или это просто рекламный трюк, рассчитанный на привлечение инвестиций на строительство очередного храма?
С моей точки зрения, подобные вещи дискредитируют, оглупляют христианство - низводят глубинное и сокровенное (православие) до уровня элементарного языческого ширпотреба.
Неудивительно, что многие, в т.ч. протестанты, наслушавшись и насмотревшись подобного, потом напрочь отвергают православие, одно упоминание о котором вызывает у них стойкую изжогу. Но разве не сами "православные" виноваты в этом в первую очередь? И если некоторые практики и не пообщряются церковным руководством, то как минимум они попускаются и никто им особо не препятствует.
Поэтому для меня такие понятия как Православная Церковь и православная конфессия все-таки не тождественны, и последняя нередко дискредитирует первую. Будучи с одной стороны "нераздельны", они в то же время и "неслиянны". И будь на моем месте Христос, посети он эту выставку-ярмарку, неизвестно как бы Он Себя повел. У меня же опрокидывать столы и стенды - сил нет (духовных). Мне бы свои грехи "опрокинуть" для начала.
И все-таки главное кощунство этой ситуации заключается, на мой взгляд, в том, что глубочайшие истины христианства, заключенные в православии, на поверхности оказываются прикрыты народными языческими поверьями и суевериями. На той же выставке, да и раньше, мне неоднократно приходилось слышать, что "такой-то святой лечит от такой-то болезни, а другой святой - соответственно от другой". И вот это антихристианство сегодня является той одежкой, по которой многие встречают (а потом и провожают) столь ценимое мной и неподражаемое православие.
И вина за это, на мой взгляд, лежит на нас, "православных" - тех, кто следует этим поверьям, кто не следует, но с чьего молчаливого согласия они продолжают существовать в народе, тех, кто видит происходящее и не вмешивается. Особенно же меня расстраивают те "апологеты православия", которые, будучи людьми значительно превосходящими меня в религиозной эрудированности, считают происходящее в порядке вещей и даже находят некоторым нехристианским и примитивным практикам сложнейшее богословское толкование. Вот уж действительно, "называя себя мудрыми обезумели".
Пока же я бродил средь торговых рядов, диктор то и дело объявлял по залу: "Братья и сестры. В таком-то павильоне Вы можете приобрести именной кирпич, на который будет нанесено Ваше имя и который затем ляжет в основание такого-то храма (смех сквозь слезы - авт.). Также все желающие могут приложиться к такой-то иконе и испить святой водицы..." И так каждые десять минут.
Понятное дело, "именной кирпич" - звучит круто. Но какое отношение это имеет к христианству? Или это просто рекламный трюк, рассчитанный на привлечение инвестиций на строительство очередного храма?
С моей точки зрения, подобные вещи дискредитируют, оглупляют христианство - низводят глубинное и сокровенное (православие) до уровня элементарного языческого ширпотреба.
Неудивительно, что многие, в т.ч. протестанты, наслушавшись и насмотревшись подобного, потом напрочь отвергают православие, одно упоминание о котором вызывает у них стойкую изжогу. Но разве не сами "православные" виноваты в этом в первую очередь? И если некоторые практики и не пообщряются церковным руководством, то как минимум они попускаются и никто им особо не препятствует.
Поэтому для меня такие понятия как Православная Церковь и православная конфессия все-таки не тождественны, и последняя нередко дискредитирует первую. Будучи с одной стороны "нераздельны", они в то же время и "неслиянны". И будь на моем месте Христос, посети он эту выставку-ярмарку, неизвестно как бы Он Себя повел. У меня же опрокидывать столы и стенды - сил нет (духовных). Мне бы свои грехи "опрокинуть" для начала.
И все-таки главное кощунство этой ситуации заключается, на мой взгляд, в том, что глубочайшие истины христианства, заключенные в православии, на поверхности оказываются прикрыты народными языческими поверьями и суевериями. На той же выставке, да и раньше, мне неоднократно приходилось слышать, что "такой-то святой лечит от такой-то болезни, а другой святой - соответственно от другой". И вот это антихристианство сегодня является той одежкой, по которой многие встречают (а потом и провожают) столь ценимое мной и неподражаемое православие.

И вина за это, на мой взгляд, лежит на нас, "православных" - тех, кто следует этим поверьям, кто не следует, но с чьего молчаливого согласия они продолжают существовать в народе, тех, кто видит происходящее и не вмешивается. Особенно же меня расстраивают те "апологеты православия", которые, будучи людьми значительно превосходящими меня в религиозной эрудированности, считают происходящее в порядке вещей и даже находят некоторым нехристианским и примитивным практикам сложнейшее богословское толкование. Вот уж действительно, "называя себя мудрыми обезумели".

Комментарий