В статье о Проханове опять о воинской службе:
Википедия описывает эти события с некоторыми важными нюансами:
Интересная история как советская власть даже дала Проханову в 1926 г. разрешение на постройку христианского города-комунны Евангельск. Они трудились над проектом и поиском места в Сибири с 1926 по 1928 гг. А потом про это разрешение Наркомзема РСФСР узнал Сталин, устроил разнос и все закрыли. Подробнее здесь: https://www.ng.ru/ng_religii/2010-10-20/7_sibir.html
Отрывок:
Интересно узнать, что был период когда пожертвования из-за рубежа принимались.
В мае 1928 года Проханов выехал из СССР для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто и не вернулся.
При ближайшем участии Проханова евангельские христиане, да частью и баптисты пришли к прежнему здоровому пониманию и верной практике в вопросе военной службы, то есть в отбывании ее по призыву законной власти. Напомним, что в 1919 г. и позже в рядах евангельских христиан существовало нездоровое течение (толстовского направления) отказываться от военной службы. Брат И. С. Проханов своими разъяснениями на 9-м Всесоюзном Съезде евангельских христиан в 1923 г. и на 10-м Съезде в 1926 г. окончательно убедил руководство общин евангельских христиан возвратиться к здоровому учению в этом вопросе, именно к отбыванию службы в армии наравне со всеми гражданами.
Борьба с пацифизмом среди протестантов являлась одной из задач, стоявших перед Антирелигиозной комиссией при ЦК РКП(б) ВКП(б)[87]. 5 апреля 1923 года Проханов был повторно заключен на четыре месяца в тюрьму за распространение воззвания «Голос с Востока», в котором имелось утверждение пацифистского характера[88][89].
За время заключения чекистам удалось заставить Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангельских христиан и стать одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 110 сентября 1923 года), Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда. Действия Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам[88].
За время заключения чекистам удалось заставить Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангельских христиан и стать одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 110 сентября 1923 года), Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда. Действия Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам[88].
Отрывок:
Основные же препятствия, которые разрушили замыслы Проханова, исходили извне, от властей предержащих. Если вначале запрос Проханова о возведении города Солнца-Евангельска был поддержан даже «чекистским игуменом» Евгением Тучковым, начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ, то через некоторое время советские чиновники спохватились. Используя печатные издания, во всю мощь забил тревогу Емельян Ярославский. «Баптизм и евангелизм везде строят свои гнезда, писал Ярославский в журнале «Безбожник». И.С.Проханов не прочь даже в городе Ленина открыть «Дом евангелистов», а в Сибири построить город Солнца. До такого позора Советская страна не дойдет».
Прохановским городом Солнца даже лично заинтересовался Сталин. 17 мая 1928 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) вождь указал на серьезные просчеты, допущенные Наркомземом РСФСР в связи с выдачей разрешения баптистам на строительство поселения. А через неделю Политбюро после доклада Ярославского о деяниях Проханова принимает решение о предложении Наркомзему «ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам».
В стране ужесточились репрессии против религиозных организаций. При полном одобрении Сталина в 1929 году появился на свет новый закон о религиозных объединениях. Он был полон запретительных статей: «Религиозным объединениям запрещается создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную поддержку своим членам, организовывать как специально детские, юношеские, женские, молодежные и другие собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь».
Если следовать букве этого закона, то деятельность Церквей сводится лишь к «отправлению религиозного культа». О каком-либо духовно-просветительском или социальном служении не могло быть и речи. Еще до выхода закона Проханову пришлось прекратить сбор средств на постройку города, отказаться от помощи иностранных миссий, которые уже начали поставлять в Россию оборудование и стройматериалы.
Прохановским городом Солнца даже лично заинтересовался Сталин. 17 мая 1928 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) вождь указал на серьезные просчеты, допущенные Наркомземом РСФСР в связи с выдачей разрешения баптистам на строительство поселения. А через неделю Политбюро после доклада Ярославского о деяниях Проханова принимает решение о предложении Наркомзему «ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам».
В стране ужесточились репрессии против религиозных организаций. При полном одобрении Сталина в 1929 году появился на свет новый закон о религиозных объединениях. Он был полон запретительных статей: «Религиозным объединениям запрещается создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную поддержку своим членам, организовывать как специально детские, юношеские, женские, молодежные и другие собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь».
Если следовать букве этого закона, то деятельность Церквей сводится лишь к «отправлению религиозного культа». О каком-либо духовно-просветительском или социальном служении не могло быть и речи. Еще до выхода закона Проханову пришлось прекратить сбор средств на постройку города, отказаться от помощи иностранных миссий, которые уже начали поставлять в Россию оборудование и стройматериалы.
В мае 1928 года Проханов выехал из СССР для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто и не вернулся.
Комментарий