Изменение Субботы - дело католической церкви
Мартин Лютер сказал: «Они (папы) без основания утвердили изменение субботы на воскресенье вопреки, как казалось, Декалогу; не было большего нахальства, чем изменение священного дня покоя. Они стремились показать, что власть церкви настолько могущественна, что обходится без указаний Декалога» (Philip Schaff. The Creeds of Christendom, vol. 3, p. 64).
«Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье» (Catholic Mirror, Sept. 1893).
"Божией церкви угодно, чтобы празднование субботнего дня было перенесено на "день Господень" (Catechism of the Council of Trent, part 3, chap. 4, p. 345).
Евсевий Кесарийский (270-338гг. по Р.Хр.), историк церкви, биограф императора Константина: «Все, что прежде необходимо было делать в субботу, мы (церковь) перенесли на день Господень» (Eusebius, Cjmmentary on the Psalms, in Patrologia Graece, Vol.23, cols.1171,1172).
"Вопрос. Как вы можете доказать, что церковь имеет власть устанавливать праздники?
Ответ. Самим фактом изменения празднования субботы на воскресенье, с чем согласны и протестанты, противореча самим себе тем, что сами строго соблюдают первый день недели, отвергая при этом все остальные праздники, утвержденные нашей церковью" (Henry Tuberville, An Abridgment of the Christian Doctrine, p. 58).
"Вопрос. Есть ли у вас еще какие-либо доказательства того, что католическая церковь имеет власть устанавливать церковные праздники по своему усмотрению?
Ответ. Если бы у нее не было такой власти, она бы не смогла сделать то, в чем с ней согласны сегодня все верующие, - изменить празднование седьмого дня недели на первый, поскольку такое изменение не основывается на Священном Писании" (Stephen Keenan, A Doctrinal Catechism, p. 174).
"Католическая церковь своей божественной властью перенесла празднование субботы на первый день недели" (The Catholic Mirror, 23 сентября 1893 года).
"Вопрос. Какой день является священным днем отдыха?
Ответ. Суббота - священный день отдыха.
Вопрос. Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?
Ответ. Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь на Лаодикийском соборе (336 г. по Р. Хр.) перенесла празднование с субботы на воскресенье" (Rev. Peter Geiermann, C. SS. R., The Convert's Catechism of Catholic Doctrine, p. 50, 2nd edition, 1910).
"Вы можете прочитать всю Библию от Бытия до Откровения, и не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресного дня. Писания требуют религиозного соблюдения субботы, дня, которого мы никогда не освящали" (James Cardinal Gibbons, The Faith of Our Fathers (1917 ed.), pp. 72,73).
"За две тысячи лет до существования какого-либо протестанта, католическая церковь, единственно силою своего божественного призвания, перенесла празднование субботнего дня с седьмого на первый день недели. Библия говорит: "Помни день субботний, чтобы святить его". Католическая же церковь объявляет: "Нет, силой божественной власти я отменяю эту заповедь и повелеваю святить первый день недели". И что мы видим: в покорном послушании весь цивилизованный мир преклоняется пред святейшей католической церковью. Она заставила людей не только праздновать первый день недели, абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой, субботний день, грозя ослушникам церковным проклятием, отлучением и конфискацией имущества" (О. Энрайт, The Catholic Mirror, сентябрь 1893 г.)
«Библия говорит: «Помните, что вам надо соблюдать освященный субботний день». Католическая же церковь говорит: «Нет, моей божественной властью я запрещаю субботний день и обязываю соблюдать первый день недели». И сегодня весь цивилизованный мир склоняется в почтительном послушании перед предписанием священной католической церкви». (Выдержка из речи католического священника Энрайта, напечатанной в журнале «American Sentinel», New-York).
"Церковь заменила соблюдение субботы соблюдением воскресенья по праву Божественного непогрешимого авторитета, дарованного ей ее основателем Иисусом Христом. Протестант, утверждающий, что Библия является единственным руководством веры, не имеет никакого основания для соблюдения воскресенья. В этом вопросе Адвентист седьмого дня является единственно последовательным протестантом" (The Catholic Universe Bulletin, 14 августа, 1942 г., стр. 4).
«Она (Церковь) приняла языческий день солнца и сделала его христианским воскресеньемИ, таким образом, языческий день солнца, посвященный Балдеру, богу солнца, стал христианским воскресеньем, посвященным Иисусу». (Католический мир, март 1894 года, c. 809).
Папа Николай III писал: «если император Константин чествовал простых прелатов богами, то не понятно ли каждому, что я, стоящий гораздо выше всех прелатов, должен быть в таком случае почитаем и выше всех богов. Поэтому мне дана власть отменять у людей праздники, праздничные времена и законы, и освобождать их от обязанностей, возложенных на них Христом».
«Теперь, как мы видим, закон о соблюдении воскресения, не является незыблемым декретом Бога, но законом нашего собственного изобретения. Те же самые факторы (христианского закона и обычаи), которые были оформлены, перефразированы и истолкованы, чтобы приспособить к нуждам шестого столетия можно, если представится необходимым, снова переоформить или истолковать, приспособляясь к особым нуждам нашего времени». (Статья Воскресенье не есть суббота, Лавренс Макреви, стр.48, Австралийский католический справочник, Сент. 1941, Мельбурн, Австралия).
«Возлюбленные братья и сестры, взгляните только на те различные секты и религиозные общества, которые спорят между собой. Но покажите мне хотя одну единственную из них, которая бы требовала власти или, которая имеет власть издавать законы, которые управляли бы человеческой совестью. Есть только одна единственная церковь, на всей земле - которая имеет власть издавать законы, могущие завладеть человеческой совестью, его сознанием перед Богом, и которая, в случае противления, угрожая адским судом, заставляла бы слушаться. Как пример возьмем хотя бы тот день, который мы празднуем - день солнца. Или теперешнее воскресение.
Какое основание имеют протестанты праздновать этот день? Не наименьшее ли. Вы, конечно скажите, что это есть исполнение библейской заповеди. Но та же говорит: «Помни день субботний (т.е. седьмой день) чтобы святить его»: но день солнца, или первый день недели не является священным днем, ни по Библии, ни по счету времени. Каждый знает, что теперешнее воскресенье - первый день недели, тогда как напротив суббота, седьмой день, есть установленный Богом день покоя. Эта истина признана во всех цивилизованных странах.
Я уже многократно предлагал 1000 долларов тому, кто мне на Библии может доказать, что первый день недели есть тот день, который мы должны святить: но еще до сего дня никто не постарался потребовать эту сумму. Если бы мне кто-нибудь сейчас на этом месте сумел показать хотя бы один текст из Священного Писания, где оправдывается празднование воскресения, то я того желаю завтра же вечером на этом же месте поблагодарить и выразить ему свое признание. - Это святая католическая церковь, которая перенесла святой день покоя с седьмого дня на первый день недели. Она не только приказала всем праздновать первый день недели, но на Лаодикийском соборе в 364 году после Р. Х., произнесла проклятие над всеми теми, которые будут держаться празднования святого дня покоя Господня, и принуждает всех, под страхом проклятия, совершать свои ежедневные дела в седьмой день недели.
Какой церкви послушен весь цивилизованный мир? Протестанты называют нас различными именами, какие только можно придумать.: антихрист, красный зверь, Вавилон и пр.; в тоже самое время они высказывают большое уважение к Библии, и все же через празднование воскресенья или дня солнца они признают силу и власть католической церкви. Библия говорит: «Помни день субботний (т.е. седьмой день) чтобы святить его», но католическая церковь говорит: «Нет, соблюдай святой первый день недели»; и весь мир послушен ей» (Выдержка из речи католического священника Энрайта, сказанной 15-го декабря 1889 года и напечатанной в журнале «Harlez American»).
«Протестанты часто насмехаются над авторитетом церковных преданий, утверждая, что они руководствуются лишь Библией. однако и они, часто сами того не подозревая, следуют преданиям раннехристианской церкви, не имеющим библейского подтверждения им основывающимся лишь на церковной традиции!... Библия, о которой протестанты говорят как о единственном авторитете своей веры и которой одной они следуют в своей христианской жизни, не дает ни какого повеления об изменении празднования субботнего дня на первый день недели.
На каком же тогда основании они празднуют воскресный день, как и католики?
Лишь на том, что и сама католическая церковь, от которой они отрекаются и чьи предания они осуждают и высмеивают» (John L. Stoddard, Rebwilding a Lost Faith [1926 ed.], p. 80).
«Была и остается заповедь о святости субботнего дня, но отнюдь не воскресного. Часто говорят, причем не без интонации некоего показного триумфа, что суббота была перенесена с седьмого дня недели на первый вместе со всеми ее обязанностями, преимуществами и установлениями. Движимый искренней жаждой знаний по этому вопросу, который я изучаю вот уже много лет, я спрашиваю: где в Библии можно найти сведения об этом? Не в Новом Завете, это абсолютно точно. В Писании нет свидетельств о том, что соблюдение субботнего дня перенесено с седьмого дня недели на первый.
Я хотел бы сказать, что этот вопрос о субботе, я имею в виду только упомянутый аспект, есть наиболее трудный и озадачивающий из всех вопросов, касающихся христианских установлений, и он привлекает внимание всех христиан. И если он еще в большей степени, чем мы можем наблюдать, не будоражит христианскую мысль и не возбуждает религиозных дискуссий, так это только потому, что христианский мир просто удовлетворился убеждением, сто каким-то образом замещение все-таки произошло в начале христианской эры.
Мне кажется непостижимым, что Христос, за все три года обучения своих учеников столь часто беседуя с ними о субботе. Ни разу даже не упомянул о переносе этого дня. Этот вопрос также не поднимался и в те сорок дней, в которые Он являлся Своим ученикам после воскресения. Так же, насколько известно, и Святой Дух, Который был дан, чтобы утвердить все, чему учит Христос, ни разу этого вопроса не касался. Апостолы, которые служили делу проповеди Евангелия, организовывали новые церкви, давая советы и назидая обращенных, этот вопрос тоже не затрагивали.
Конечно же, я прекрасно знаю, что воскресенье как день поклонения действительно вошло в обычай на заре истории христианства - об этом мы узнаем от отцов Церкви и из других источников. Но как жаль, что утверждение этого обычая отмечено печатью язычества и соединено с именем божества солнца, что оно принято и освящено отступническим папством, а протестантизмом у него унаследовано!» (д-р Хискокс, «Examiner», Нью-Йорк, 16 ноября 1890 г.)
Мартин Лютер сказал: «Они (папы) без основания утвердили изменение субботы на воскресенье вопреки, как казалось, Декалогу; не было большего нахальства, чем изменение священного дня покоя. Они стремились показать, что власть церкви настолько могущественна, что обходится без указаний Декалога» (Philip Schaff. The Creeds of Christendom, vol. 3, p. 64).
«Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье» (Catholic Mirror, Sept. 1893).
"Божией церкви угодно, чтобы празднование субботнего дня было перенесено на "день Господень" (Catechism of the Council of Trent, part 3, chap. 4, p. 345).
Евсевий Кесарийский (270-338гг. по Р.Хр.), историк церкви, биограф императора Константина: «Все, что прежде необходимо было делать в субботу, мы (церковь) перенесли на день Господень» (Eusebius, Cjmmentary on the Psalms, in Patrologia Graece, Vol.23, cols.1171,1172).
"Вопрос. Как вы можете доказать, что церковь имеет власть устанавливать праздники?
Ответ. Самим фактом изменения празднования субботы на воскресенье, с чем согласны и протестанты, противореча самим себе тем, что сами строго соблюдают первый день недели, отвергая при этом все остальные праздники, утвержденные нашей церковью" (Henry Tuberville, An Abridgment of the Christian Doctrine, p. 58).
"Вопрос. Есть ли у вас еще какие-либо доказательства того, что католическая церковь имеет власть устанавливать церковные праздники по своему усмотрению?
Ответ. Если бы у нее не было такой власти, она бы не смогла сделать то, в чем с ней согласны сегодня все верующие, - изменить празднование седьмого дня недели на первый, поскольку такое изменение не основывается на Священном Писании" (Stephen Keenan, A Doctrinal Catechism, p. 174).
"Католическая церковь своей божественной властью перенесла празднование субботы на первый день недели" (The Catholic Mirror, 23 сентября 1893 года).
"Вопрос. Какой день является священным днем отдыха?
Ответ. Суббота - священный день отдыха.
Вопрос. Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?
Ответ. Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь на Лаодикийском соборе (336 г. по Р. Хр.) перенесла празднование с субботы на воскресенье" (Rev. Peter Geiermann, C. SS. R., The Convert's Catechism of Catholic Doctrine, p. 50, 2nd edition, 1910).
"Вы можете прочитать всю Библию от Бытия до Откровения, и не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресного дня. Писания требуют религиозного соблюдения субботы, дня, которого мы никогда не освящали" (James Cardinal Gibbons, The Faith of Our Fathers (1917 ed.), pp. 72,73).
"За две тысячи лет до существования какого-либо протестанта, католическая церковь, единственно силою своего божественного призвания, перенесла празднование субботнего дня с седьмого на первый день недели. Библия говорит: "Помни день субботний, чтобы святить его". Католическая же церковь объявляет: "Нет, силой божественной власти я отменяю эту заповедь и повелеваю святить первый день недели". И что мы видим: в покорном послушании весь цивилизованный мир преклоняется пред святейшей католической церковью. Она заставила людей не только праздновать первый день недели, абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой, субботний день, грозя ослушникам церковным проклятием, отлучением и конфискацией имущества" (О. Энрайт, The Catholic Mirror, сентябрь 1893 г.)
«Библия говорит: «Помните, что вам надо соблюдать освященный субботний день». Католическая же церковь говорит: «Нет, моей божественной властью я запрещаю субботний день и обязываю соблюдать первый день недели». И сегодня весь цивилизованный мир склоняется в почтительном послушании перед предписанием священной католической церкви». (Выдержка из речи католического священника Энрайта, напечатанной в журнале «American Sentinel», New-York).
"Церковь заменила соблюдение субботы соблюдением воскресенья по праву Божественного непогрешимого авторитета, дарованного ей ее основателем Иисусом Христом. Протестант, утверждающий, что Библия является единственным руководством веры, не имеет никакого основания для соблюдения воскресенья. В этом вопросе Адвентист седьмого дня является единственно последовательным протестантом" (The Catholic Universe Bulletin, 14 августа, 1942 г., стр. 4).
«Она (Церковь) приняла языческий день солнца и сделала его христианским воскресеньемИ, таким образом, языческий день солнца, посвященный Балдеру, богу солнца, стал христианским воскресеньем, посвященным Иисусу». (Католический мир, март 1894 года, c. 809).
Папа Николай III писал: «если император Константин чествовал простых прелатов богами, то не понятно ли каждому, что я, стоящий гораздо выше всех прелатов, должен быть в таком случае почитаем и выше всех богов. Поэтому мне дана власть отменять у людей праздники, праздничные времена и законы, и освобождать их от обязанностей, возложенных на них Христом».
«Теперь, как мы видим, закон о соблюдении воскресения, не является незыблемым декретом Бога, но законом нашего собственного изобретения. Те же самые факторы (христианского закона и обычаи), которые были оформлены, перефразированы и истолкованы, чтобы приспособить к нуждам шестого столетия можно, если представится необходимым, снова переоформить или истолковать, приспособляясь к особым нуждам нашего времени». (Статья Воскресенье не есть суббота, Лавренс Макреви, стр.48, Австралийский католический справочник, Сент. 1941, Мельбурн, Австралия).
«Возлюбленные братья и сестры, взгляните только на те различные секты и религиозные общества, которые спорят между собой. Но покажите мне хотя одну единственную из них, которая бы требовала власти или, которая имеет власть издавать законы, которые управляли бы человеческой совестью. Есть только одна единственная церковь, на всей земле - которая имеет власть издавать законы, могущие завладеть человеческой совестью, его сознанием перед Богом, и которая, в случае противления, угрожая адским судом, заставляла бы слушаться. Как пример возьмем хотя бы тот день, который мы празднуем - день солнца. Или теперешнее воскресение.
Какое основание имеют протестанты праздновать этот день? Не наименьшее ли. Вы, конечно скажите, что это есть исполнение библейской заповеди. Но та же говорит: «Помни день субботний (т.е. седьмой день) чтобы святить его»: но день солнца, или первый день недели не является священным днем, ни по Библии, ни по счету времени. Каждый знает, что теперешнее воскресенье - первый день недели, тогда как напротив суббота, седьмой день, есть установленный Богом день покоя. Эта истина признана во всех цивилизованных странах.
Я уже многократно предлагал 1000 долларов тому, кто мне на Библии может доказать, что первый день недели есть тот день, который мы должны святить: но еще до сего дня никто не постарался потребовать эту сумму. Если бы мне кто-нибудь сейчас на этом месте сумел показать хотя бы один текст из Священного Писания, где оправдывается празднование воскресения, то я того желаю завтра же вечером на этом же месте поблагодарить и выразить ему свое признание. - Это святая католическая церковь, которая перенесла святой день покоя с седьмого дня на первый день недели. Она не только приказала всем праздновать первый день недели, но на Лаодикийском соборе в 364 году после Р. Х., произнесла проклятие над всеми теми, которые будут держаться празднования святого дня покоя Господня, и принуждает всех, под страхом проклятия, совершать свои ежедневные дела в седьмой день недели.
Какой церкви послушен весь цивилизованный мир? Протестанты называют нас различными именами, какие только можно придумать.: антихрист, красный зверь, Вавилон и пр.; в тоже самое время они высказывают большое уважение к Библии, и все же через празднование воскресенья или дня солнца они признают силу и власть католической церкви. Библия говорит: «Помни день субботний (т.е. седьмой день) чтобы святить его», но католическая церковь говорит: «Нет, соблюдай святой первый день недели»; и весь мир послушен ей» (Выдержка из речи католического священника Энрайта, сказанной 15-го декабря 1889 года и напечатанной в журнале «Harlez American»).
«Протестанты часто насмехаются над авторитетом церковных преданий, утверждая, что они руководствуются лишь Библией. однако и они, часто сами того не подозревая, следуют преданиям раннехристианской церкви, не имеющим библейского подтверждения им основывающимся лишь на церковной традиции!... Библия, о которой протестанты говорят как о единственном авторитете своей веры и которой одной они следуют в своей христианской жизни, не дает ни какого повеления об изменении празднования субботнего дня на первый день недели.
На каком же тогда основании они празднуют воскресный день, как и католики?
Лишь на том, что и сама католическая церковь, от которой они отрекаются и чьи предания они осуждают и высмеивают» (John L. Stoddard, Rebwilding a Lost Faith [1926 ed.], p. 80).
«Была и остается заповедь о святости субботнего дня, но отнюдь не воскресного. Часто говорят, причем не без интонации некоего показного триумфа, что суббота была перенесена с седьмого дня недели на первый вместе со всеми ее обязанностями, преимуществами и установлениями. Движимый искренней жаждой знаний по этому вопросу, который я изучаю вот уже много лет, я спрашиваю: где в Библии можно найти сведения об этом? Не в Новом Завете, это абсолютно точно. В Писании нет свидетельств о том, что соблюдение субботнего дня перенесено с седьмого дня недели на первый.
Я хотел бы сказать, что этот вопрос о субботе, я имею в виду только упомянутый аспект, есть наиболее трудный и озадачивающий из всех вопросов, касающихся христианских установлений, и он привлекает внимание всех христиан. И если он еще в большей степени, чем мы можем наблюдать, не будоражит христианскую мысль и не возбуждает религиозных дискуссий, так это только потому, что христианский мир просто удовлетворился убеждением, сто каким-то образом замещение все-таки произошло в начале христианской эры.
Мне кажется непостижимым, что Христос, за все три года обучения своих учеников столь часто беседуя с ними о субботе. Ни разу даже не упомянул о переносе этого дня. Этот вопрос также не поднимался и в те сорок дней, в которые Он являлся Своим ученикам после воскресения. Так же, насколько известно, и Святой Дух, Который был дан, чтобы утвердить все, чему учит Христос, ни разу этого вопроса не касался. Апостолы, которые служили делу проповеди Евангелия, организовывали новые церкви, давая советы и назидая обращенных, этот вопрос тоже не затрагивали.
Конечно же, я прекрасно знаю, что воскресенье как день поклонения действительно вошло в обычай на заре истории христианства - об этом мы узнаем от отцов Церкви и из других источников. Но как жаль, что утверждение этого обычая отмечено печатью язычества и соединено с именем божества солнца, что оно принято и освящено отступническим папством, а протестантизмом у него унаследовано!» (д-р Хискокс, «Examiner», Нью-Йорк, 16 ноября 1890 г.)
Комментарий