Пожалуйста, охотно подскажу.
Иосиф Флавий, знаменитейший древнееврейский историк (и современник эпохи Иисуса, кстати) ничего не знал о публичных предсказаниях мессии Иисуса, ничего не знал о совершенных им при всем честном народе чудесах. И это Иосиф, еврейский историк, писавший историю своего народа с превеликим обилием всяких подробностей! Особенно подробно описывает он период, предшествовавший падению Иерусалима, ибо сам принимал участие в защите города. Рожденный четыре года спустя после представления на Голгофе, или тридцать один год спустя после грандиозного восстания Иуды Галилеянина, он знал иудео-христиан, но о таких христианах, как Петр и Павел, даже не слыхивал!
Справедливости ради, надо сказать, что существует позднейшая вставка в текст Флавия: «в это время жил Иисус, мудрый человек, если впрочем его следует называть человеком, ибо он был совершителем удивительных дел, учителем людей, с удовольствием принимающих истину. Он привлёк к себе многих как из иудеев, так и из эллинов. Это был Христос. И когда Пилат, по жалобе знатных людей наших, осудил его на крестную казнь, то те которые ранее полюбили его, не отступились от него. Он явился им на третий день снова живым, как предсказали пророки об этом и о многом другом относительно него. Ещё и теперь не прекратилось поколение християн, названных по его имени». Почему это фальшивка? Да потому что знаменитейший богослов Ориген (середина III века) критикует Флавия за то, что он не упоминает Иисуса, а Евсевий Кесарийский, автор "Церковной Истории" (начало IV века) уже ссылается на Флавия, и именно на этот текст. Таким образом, вставка сделана где-то между 254 (год смерти Оригена) и 324 (завершение "Церковной Истории"). Считается, что автором фальшивки является сам Евсевий. Фальшивость вставки настолько очевидна, что даже сторонники историчности личности Иисуса избегают на нее ссылаться. Из его (Оригена) полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об Иоанне Крестителе и святом Иакове. А об Иисусе ни слова.
Иосиф Флавий, знаменитейший древнееврейский историк (и современник эпохи Иисуса, кстати) ничего не знал о публичных предсказаниях мессии Иисуса, ничего не знал о совершенных им при всем честном народе чудесах. И это Иосиф, еврейский историк, писавший историю своего народа с превеликим обилием всяких подробностей! Особенно подробно описывает он период, предшествовавший падению Иерусалима, ибо сам принимал участие в защите города. Рожденный четыре года спустя после представления на Голгофе, или тридцать один год спустя после грандиозного восстания Иуды Галилеянина, он знал иудео-христиан, но о таких христианах, как Петр и Павел, даже не слыхивал!
Справедливости ради, надо сказать, что существует позднейшая вставка в текст Флавия: «в это время жил Иисус, мудрый человек, если впрочем его следует называть человеком, ибо он был совершителем удивительных дел, учителем людей, с удовольствием принимающих истину. Он привлёк к себе многих как из иудеев, так и из эллинов. Это был Христос. И когда Пилат, по жалобе знатных людей наших, осудил его на крестную казнь, то те которые ранее полюбили его, не отступились от него. Он явился им на третий день снова живым, как предсказали пророки об этом и о многом другом относительно него. Ещё и теперь не прекратилось поколение християн, названных по его имени». Почему это фальшивка? Да потому что знаменитейший богослов Ориген (середина III века) критикует Флавия за то, что он не упоминает Иисуса, а Евсевий Кесарийский, автор "Церковной Истории" (начало IV века) уже ссылается на Флавия, и именно на этот текст. Таким образом, вставка сделана где-то между 254 (год смерти Оригена) и 324 (завершение "Церковной Истории"). Считается, что автором фальшивки является сам Евсевий. Фальшивость вставки настолько очевидна, что даже сторонники историчности личности Иисуса избегают на нее ссылаться. Из его (Оригена) полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об Иоанне Крестителе и святом Иакове. А об Иисусе ни слова.
Комментарий