Древние тексты о первых еврейских христианах
Из серии: Израильские корни христианства
Мессианский комитет | Познаете истину и истина сделает вас свободными

ТЕКСТ 30: ЕВСЕВИЙ И ГEГECИПП О РОДНЫХ ИИСУСА (ИЦ 111:19-20)
Когда Домициан повелел истребить Иудеев, происходящих от рода Давидова, то некоторые из еретиков, по древнему преданию, указали на потомков Иуды, (а Иуда был по плоти брат Спасителя), что они происходят от Давида и находятся в родстве с самим Христом. Об этом повествует Гегесипп, говоря слово в слово так:
Из родственников Господа оставались еще внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним, и на них-то указывала, как на происходящих из рода Давидова. Один эвокат привел их пред кесаря Домициана, потому что и этот последний, подобно Ироду, боялся пришествия Христова.
Домициан спросил их: справедливо ли приписывают им происхождение от Давида?
Они признались.
Потом император сделал вопрос: сколько у них имущества, или какими владеют они суммами денег?
Наше имущество состоит только в 9000 динариях, отвечали оба; из него каждому принадлежат половина. Но это имущество не в деньгах, прибавили они, а в цене тридцати плетров (мер) земли, обрабатывая которую своими рукам мы и вносим подати и питаемся сами.
Тут же показали они и свои руки, как свидетельство трудов, показали и жесткость тела, и от беспрестанной работы затверделые мозоли на руках.
Наконец Домициан спросил их о Христе и Его царстве, каково оно будет, когда и где откроется;
и они отвечали, что Его царство не от мира и не земное, а небесное и ангельское, что оно откроется по окончании века, когда, пришедши во славе, Он будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
По этому объяснению Домициан ничего не заключал о них, но, презрев их как людей ничтожных, дал им свободу, а указом прекратил гонение на Церковь. А отпущенные сделались предстоятелями церквей, как исповедники и вместе родственники Господа. Наслаждаясь миром, они дожили до времени Траяна.»
Так повествует Гегесипп.
ТЕКСТ 31: ИAKOB, МИН* (Kохелет Рабба 18:3)
* так раввины называют сектантов, вероотступников; прежде всего евреев, уверовавших в Иисуса
"Вот другое толкование «суета сует, все суета сует»: еретические слова утомляют человека. Однажды р. Елиезера арестовали за ересь; правитель заставил его для суда взойти на помост. Он сказал: «Рабби, как может такой великий муж, как ты, заниматься подобными пустыми вещами?» Р. Елиезер ответил: «Верен Судья, которому я вверил себя.» Правитель думал, что он говорит о нем, а на самом деле, тот говорил о Боге. Поэтому он сказал: «Так как ты меня признаешь достойным, я по размышлении скажу: «Возможно ли, что и академии заблуждаются по столь пустым делам!» Ты, следовательно, оправдан и свободен.»
После того, как р. Елиезер покинул помост, он испытывал тяжкие мучения из-за того, что был арестовал как еретик. Его ученики пришли к нему с утешениями, но он не принял их утешений.
Р.Акива пришел к нему и сказал: «Рабби, может, кто-нибудь из минов говорил что-либо в твоем присутствии, что понравилось тебе?»
Он ответил: «Клянусь небом, ты мне напомнил! Однажды шел я по главной улице Сепфориса, когда ко мне подошел человек, по имена Иаков из Кфар Схании, который рассказал мне от имени Такого-то нечто, что пришлось мне по сердцу, а именно, «В вашем Законе записало «Не вноси платы блудницы, а цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету» (Втор.23:18). Что же можно с ними сделать?»
Я сказал ему, что их ни на что нельзя употребить. Он сказал мне: «Они не могут быть приношением, но можно ли уничтожать их?» Я возразил ему: «Но в этом случае, что можно с ними сделать?» Он сказал мне: «Пусть на них выстроят бани и уборные.» Я воскликнул: «Отлично сказано!» и на минуту забыл о законе никогда не слушать слов мина. Когда он увидел, что я одобрил его слова, он прибавил: «Так сказал Такой-то: Из грязи они вышла, пусть же на грязь и будут истрачены, как сказано: «из любодейных даров она устроивала их; на любодейные дары они и будут обращены»(Мих.1:7). Пусть же будут потрачены на общественные уборные» и мне понравилась эта мысль.
Вот почему меня и арестовали за ересь. Более того, я преступал повеление Закона: «Держи дальше от нее путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее» (Прит. 5:8). «Держи дальше от нее путь твой», т.е. от ереси, «и не подходи близко к дверям дома ее», т.е. к безнравственности. Почему? «Потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею» (Прит.7:26). Ha каком расстоянии от нее следует держаться? На расстоянии четырех локтей.
По этой-то причине умер р. Елиезер бен Дама, сын сестры р. Ишмаэля. Его укусила змея, а Иаков из Схании пришел к нему, чтобы исцелить его, но р. Ишмаэль не разрешал ему, говоря: «Тебе не позволено, Бен Дама, воспользоваться услугами этого мина». Тот сказал ему: «Позволь мне доказать тебе примером из Закона, что это разрешено»; но ему не хватало времена привести пример и он умер.
Р. Ишмаэль обрадовался и воскликнул: «Счастлив ты, Бен Дама, что испустил дух, не осквернившись и не перейдя ограды, установленной Мудрецами! Ибо всякий переходящий ее понесет наказание, как сказано: «кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл.10:8). Ho разве его не укусила змея? Это значит, что в грядущем мире змея его не укусит. Что можно привести по этому поводу из Закона? «Которые исполняя, человек будет жив» (Левит 18:5) «Человек будет жив, исполняя» т.е. не умрет, исполняя."
ТЕКСТ 32: ИУСТ МУЧЕНИК О ИУДЕО-ХРИСТИАНАХ (Диалог с Трифоном 47)
Трифон снова спросил: Если человек (т.е. иудео-христианин) знает об этом и также о Христе, и верит и повинуется Ему, но хочет соблюдать все предписания Закона, спасется ли он?
По моему мнению, Трифон, я бы сказал, что он будет спасен, если только он не старается изо всех сил убедить других, (я имею в виду тех язычников, которые была обрезаны во Христе и освободились от заблуждений), соблюдать его заповеди, уверяя их, что они не обретут спасения, если не будут их придерживаться. Ты сам именно так поступал в начале нашего разговора, утверждая, что я не спасусь, если не буду соблюдать заповедей.
Он отвечал: Почему же тогда ты говоришь: «На мой взгляд, этот человек спасется?» Есть ли такие, которые говорят, что они не спасутся? Есть такие люди, Трифон, был мой ответ, которые ведут себя так дерзко, что не желают даже присоединиться к обрезанным в разговоре или за трапезой; с этими я сам не согласен. Но если те, по слабости своего ума, желают выполнять такие заветы Моисея, которые возможно выполнять верующему которые, как мы думаем, даны были из-за ожесточения людских сердец но при этом надеются на Христа, хотя и желают выполнять правила праведности и благочестия, которые даны навечно в соответствии с природой, и предпочитают жить вместе с христианами и верующими, как я уже говорил, не вынуждал их обрезываться или соблюдать субботы а тому подобные вещи, с такими, я утверждаю, мы: должны иметь общение во всем, как братья в одной семье.
Но если, Трифон, сказал я, твои соотечественники говорят, что веруют в нашего Христа и заставляют верующих в Христа из язычников жить в соответствии с законом Моисея или гнушаются теми, кто не ведет такой жизни этого я также не принимаю.
Те же, кто следует их советам и живет согласно законам, не оставляя веры в Божьего Христа, я думаю, может быть, спасутся. Но те, кто однажды уверовала в Христа, а затем по какой-либо причине перешли на жизнь по Закону, отрицая, что это Христос, и не раскаются перед смертью, те, я утверждаю, никак не могут спастись.
Подобным же образом, я заявляю, что все те, от семени Авраама, которые соблюдают Закон и не уверуют в нашего Христа до конца своей жизни, не будут спасены, особенно те, кто в синагогах проклинали и по-прежнему проклинают тех, кто верует в Христа, чтобы получать спасение и избавиться от геенны огненной. Ибо милость Божия а Его любовь к человеку и преизобилие Его богатств делают кающегося в своих грехах (как говорит Иезекииль) праведным и безгрешным; Он также видит и того, кто от благочестия и праведности переходит к беззаконию и нечестию: таков неправедный и безбожный грешник (Иезек.3З: 12-20).
Из серии: Израильские корни христианства
Мессианский комитет | Познаете истину и истина сделает вас свободными

ТЕКСТ 30: ЕВСЕВИЙ И ГEГECИПП О РОДНЫХ ИИСУСА (ИЦ 111:19-20)
Когда Домициан повелел истребить Иудеев, происходящих от рода Давидова, то некоторые из еретиков, по древнему преданию, указали на потомков Иуды, (а Иуда был по плоти брат Спасителя), что они происходят от Давида и находятся в родстве с самим Христом. Об этом повествует Гегесипп, говоря слово в слово так:
Из родственников Господа оставались еще внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним, и на них-то указывала, как на происходящих из рода Давидова. Один эвокат привел их пред кесаря Домициана, потому что и этот последний, подобно Ироду, боялся пришествия Христова.
Домициан спросил их: справедливо ли приписывают им происхождение от Давида?
Они признались.
Потом император сделал вопрос: сколько у них имущества, или какими владеют они суммами денег?
Наше имущество состоит только в 9000 динариях, отвечали оба; из него каждому принадлежат половина. Но это имущество не в деньгах, прибавили они, а в цене тридцати плетров (мер) земли, обрабатывая которую своими рукам мы и вносим подати и питаемся сами.
Тут же показали они и свои руки, как свидетельство трудов, показали и жесткость тела, и от беспрестанной работы затверделые мозоли на руках.
Наконец Домициан спросил их о Христе и Его царстве, каково оно будет, когда и где откроется;
и они отвечали, что Его царство не от мира и не земное, а небесное и ангельское, что оно откроется по окончании века, когда, пришедши во славе, Он будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
По этому объяснению Домициан ничего не заключал о них, но, презрев их как людей ничтожных, дал им свободу, а указом прекратил гонение на Церковь. А отпущенные сделались предстоятелями церквей, как исповедники и вместе родственники Господа. Наслаждаясь миром, они дожили до времени Траяна.»
Так повествует Гегесипп.
ТЕКСТ 31: ИAKOB, МИН* (Kохелет Рабба 18:3)
* так раввины называют сектантов, вероотступников; прежде всего евреев, уверовавших в Иисуса
"Вот другое толкование «суета сует, все суета сует»: еретические слова утомляют человека. Однажды р. Елиезера арестовали за ересь; правитель заставил его для суда взойти на помост. Он сказал: «Рабби, как может такой великий муж, как ты, заниматься подобными пустыми вещами?» Р. Елиезер ответил: «Верен Судья, которому я вверил себя.» Правитель думал, что он говорит о нем, а на самом деле, тот говорил о Боге. Поэтому он сказал: «Так как ты меня признаешь достойным, я по размышлении скажу: «Возможно ли, что и академии заблуждаются по столь пустым делам!» Ты, следовательно, оправдан и свободен.»
После того, как р. Елиезер покинул помост, он испытывал тяжкие мучения из-за того, что был арестовал как еретик. Его ученики пришли к нему с утешениями, но он не принял их утешений.
Р.Акива пришел к нему и сказал: «Рабби, может, кто-нибудь из минов говорил что-либо в твоем присутствии, что понравилось тебе?»
Он ответил: «Клянусь небом, ты мне напомнил! Однажды шел я по главной улице Сепфориса, когда ко мне подошел человек, по имена Иаков из Кфар Схании, который рассказал мне от имени Такого-то нечто, что пришлось мне по сердцу, а именно, «В вашем Законе записало «Не вноси платы блудницы, а цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету» (Втор.23:18). Что же можно с ними сделать?»
Я сказал ему, что их ни на что нельзя употребить. Он сказал мне: «Они не могут быть приношением, но можно ли уничтожать их?» Я возразил ему: «Но в этом случае, что можно с ними сделать?» Он сказал мне: «Пусть на них выстроят бани и уборные.» Я воскликнул: «Отлично сказано!» и на минуту забыл о законе никогда не слушать слов мина. Когда он увидел, что я одобрил его слова, он прибавил: «Так сказал Такой-то: Из грязи они вышла, пусть же на грязь и будут истрачены, как сказано: «из любодейных даров она устроивала их; на любодейные дары они и будут обращены»(Мих.1:7). Пусть же будут потрачены на общественные уборные» и мне понравилась эта мысль.
Вот почему меня и арестовали за ересь. Более того, я преступал повеление Закона: «Держи дальше от нее путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее» (Прит. 5:8). «Держи дальше от нее путь твой», т.е. от ереси, «и не подходи близко к дверям дома ее», т.е. к безнравственности. Почему? «Потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею» (Прит.7:26). Ha каком расстоянии от нее следует держаться? На расстоянии четырех локтей.
По этой-то причине умер р. Елиезер бен Дама, сын сестры р. Ишмаэля. Его укусила змея, а Иаков из Схании пришел к нему, чтобы исцелить его, но р. Ишмаэль не разрешал ему, говоря: «Тебе не позволено, Бен Дама, воспользоваться услугами этого мина». Тот сказал ему: «Позволь мне доказать тебе примером из Закона, что это разрешено»; но ему не хватало времена привести пример и он умер.
Р. Ишмаэль обрадовался и воскликнул: «Счастлив ты, Бен Дама, что испустил дух, не осквернившись и не перейдя ограды, установленной Мудрецами! Ибо всякий переходящий ее понесет наказание, как сказано: «кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл.10:8). Ho разве его не укусила змея? Это значит, что в грядущем мире змея его не укусит. Что можно привести по этому поводу из Закона? «Которые исполняя, человек будет жив» (Левит 18:5) «Человек будет жив, исполняя» т.е. не умрет, исполняя."
ТЕКСТ 32: ИУСТ МУЧЕНИК О ИУДЕО-ХРИСТИАНАХ (Диалог с Трифоном 47)
Трифон снова спросил: Если человек (т.е. иудео-христианин) знает об этом и также о Христе, и верит и повинуется Ему, но хочет соблюдать все предписания Закона, спасется ли он?
По моему мнению, Трифон, я бы сказал, что он будет спасен, если только он не старается изо всех сил убедить других, (я имею в виду тех язычников, которые была обрезаны во Христе и освободились от заблуждений), соблюдать его заповеди, уверяя их, что они не обретут спасения, если не будут их придерживаться. Ты сам именно так поступал в начале нашего разговора, утверждая, что я не спасусь, если не буду соблюдать заповедей.
Он отвечал: Почему же тогда ты говоришь: «На мой взгляд, этот человек спасется?» Есть ли такие, которые говорят, что они не спасутся? Есть такие люди, Трифон, был мой ответ, которые ведут себя так дерзко, что не желают даже присоединиться к обрезанным в разговоре или за трапезой; с этими я сам не согласен. Но если те, по слабости своего ума, желают выполнять такие заветы Моисея, которые возможно выполнять верующему которые, как мы думаем, даны были из-за ожесточения людских сердец но при этом надеются на Христа, хотя и желают выполнять правила праведности и благочестия, которые даны навечно в соответствии с природой, и предпочитают жить вместе с христианами и верующими, как я уже говорил, не вынуждал их обрезываться или соблюдать субботы а тому подобные вещи, с такими, я утверждаю, мы: должны иметь общение во всем, как братья в одной семье.
Но если, Трифон, сказал я, твои соотечественники говорят, что веруют в нашего Христа и заставляют верующих в Христа из язычников жить в соответствии с законом Моисея или гнушаются теми, кто не ведет такой жизни этого я также не принимаю.
Те же, кто следует их советам и живет согласно законам, не оставляя веры в Божьего Христа, я думаю, может быть, спасутся. Но те, кто однажды уверовала в Христа, а затем по какой-либо причине перешли на жизнь по Закону, отрицая, что это Христос, и не раскаются перед смертью, те, я утверждаю, никак не могут спастись.
Подобным же образом, я заявляю, что все те, от семени Авраама, которые соблюдают Закон и не уверуют в нашего Христа до конца своей жизни, не будут спасены, особенно те, кто в синагогах проклинали и по-прежнему проклинают тех, кто верует в Христа, чтобы получать спасение и избавиться от геенны огненной. Ибо милость Божия а Его любовь к человеку и преизобилие Его богатств делают кающегося в своих грехах (как говорит Иезекииль) праведным и безгрешным; Он также видит и того, кто от благочестия и праведности переходит к беззаконию и нечестию: таков неправедный и безбожный грешник (Иезек.3З: 12-20).
Комментарий