Христос является и человеком в том числе. Ибо Он существует и как Бог и как человек одновременно.
Под влиянием Иудаизма эти предпосылки увидеть непросто, учитывая ещё тот факт, что иудеи искажали многие места еврейского текста Писаний. Например в Синодальном переводе, который основывается на еврейском тексте Библии Пс. 39:7 звучит так - "Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал". Апостольское извлечение сего места из ТаНаХа, сделанное в первом веке выглядет иначе: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе" (Евр.10:5), такой же вид сего места в Септуагинте.
Само предсуществование Господа как Божественного Логоса, уже указывает на Его Божественность. Он ещё до Своего воплощения обращается через пророков, употребляя их, это видно из Псалмов, из книги пророка Исаии. Ведь человек не может предсуществовать, Христос же является "Владыкой Израиля" и имеет существование "от дней вечных" (Мих. 5:2).
Для нас не имеет большого значения, как именно делался греческий перевод Библии, я не буду отстаивать те легенды, которые связаны с 70-ю толковниками. Здесь важно другое - Ветхий Завет в виде Септуагинты был передан Церкви самими апостолами.
В этом плане интересна и такая ссылка: РзвесСРёСЏ РЈСалССЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЃСРґР°ССЃСвенного СРЅРёРІРµССЃРёСРµСР° в 3(69), 2009. РР±СесСвеннСРµ РЅР°СРєРё.
там в частности очень хорошо говорится:
"Отметим в связи с обсуждаемой темой то, что с открытием свитков Мертвого моря (19471956), датируемых приблизительно периодом 250 г. до н. э. 68 г. н. э., ученые получили текстуальные свидетельства того, что Семьдесят переводчиков имели перед глазами еврейский текст, отличный от общепринятого Масоретского текста (на который Иероним ориентировался при осуществлении своего перевода). С другой стороны, было показано и доказано, что стабильный Масоретский текст не может быть признан оригиналом, но лишь редакцией одного из вариантов первоначального текста. Так, Э. Тов, один из ведущих современных текстологов, в предисловии к своей фундаментальной работе «Текстология Ветхого Завета» пишет: «Масоретский текст и библей-ский текст не идентичные понятия. Масоретский текст лишь один из источников, отражающих библейский текст» [13, XXV; 13, 161]. Такого же мнения придерживается и Ю. Алрик (Алрич E. Alrich), признанный специалист в области кумранских находок, который резюмирует данную проблему так: «Теперь ученые осознают, что Масоретский текст не является исходным текстом еврейской Библии и даже не является текстом. Это собрание текстов, разных в отношении каждой из книг, каждый из которых являл собой воспроизведение одного из вариантов книги, существовавших в иудейских кругах на исходе периода Второго Храма» [11, 4]. Более того, в некоторых случаях Септуагинта может считаться первичным текстом для Масоретского текста, что подтверждается рукописными данными из Кумрана [24, 85; 20, 151152]."
О том что Христос есть и Бог и человек нам говорят и апостолы и мужи апостольские. Так апостол Пётр начинает своё 2-е Послание с исповедания Христа "Богом" и "Спасителем": "по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Петра 1:1). Игнатий Антиохийский в послании к Римлянам в 3 главе говорит так "Бог наш Иисус Христос является в большой славе, когда Он в Отце", а в 4 главе послания к Смирнянам: "Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю всё это, и Он укрепляет меня, потому что соделался человеком совершенным".
Есть и другие раннехристанские источники, где Христос выступает как неотъмлимая часть Божьего естества, это и Пастырь Ермы Римского, и "поучения Силуана", это и такое сочинение второго века, как "Послание двенадцати апостолов". В последнем есть такие слова:
"Вот что мы знаем: наш Господь и Искупитель Иcус Христос есть Бог, Сын Божий, Который был послан ЯХВЕ, Богом всего мира, Создателем и Творцом его, Который именуется всеми именами и превосходит высотою всякую власть, Господь господствующих, Царь царей, Правитель правящих, Единый на небесах, возседающий на херувах и серафах одесную престола Отца; Кто Своим Словом сотворил небеса и образовал землю и то, что на ней: день и ночь, солнце и луну, и поставил пределы морю, которые оно не прейдет; также и бездны и источники, чтобы им выходить на поверхность и течь по земле: день и ночь, солнце и луну установил Он, и звезды на небе; и Который разделил свет и тьму; Который призвал ад и в мгновение ока повелел зимою быть дождю, снегу, граду и льду, и дням в свои времена года; Который повелел земле трястись и вновь утвердил её; Который сотворил человека по образу Своему, по Своему подобию, и возвестил об этом через праотцов и пророков, Которого проповедали апостолы и Которого осязали Его ученики. В Бога, Господа, Сына Божия мы веруем, что Он есть Слово, ставшее плотью; что от святой девы Марии Он принял тело, рожденное от Святого Духа, не по желанию плоти, но по воле Божьей; что Он был обернут в пелены в Вифлееме и явил Себя, и возрастал, и достиг зрелости, когда и мы узрели Его."
Нужно разобраться, что мы понимаем под спасением. Это не просто искупление от грехов, но что самое важное - восстановление общения с Богом. Вот почему во Христе мы становимся причастниками Божьего естества (2Петра 1:4), приобщаемся к Божей Святости, к Божьей Премудрости, к Божьей Силе и Славе.
Само посредничество между Богом и человеком предполагает, чтобы Христос был одновременно и Богом и человеком.
Когда верующие делаются причастниками Божьего естества это не означает что мы сделались обладателями Божьей природы. В греко-православной традиции здесь принято говорить в духе паламизма, проводить различия между Божьей сущностью и "движением Божьей энергии". Они говорят что человек соприкасается не с самим Божьим естеством, которое недоступно, но имеют дело только с Божьей "энергией".
На более понятном языке лучше говорить о сближении человека и Бога в согласие воли, в святости, в Божьей любви, в едином Духе. Так Макарий Египетский дары Божьей благодати и человека их приобщившихся уподобляет с служением рабов доме царя царскими сосудами. Подобно тому как рабы во дворце служат царю не своими вещами, но царскими, - так и мы служим Богу не своими собственными достоинствами (ибо в очах Божих ничего достойного в нас нет), но тем, что Он дал нам. Человек не может угодить Богу своими собственными заслугами, он обязательно нуждается в дарах Божьей благодати, в общении Святого Духа - только так человек может угодить Богу. Употребляя дар Святого Духа, приходя в согласие с Ним и принося плоды духа - человек служит Богу и только так благоугождает Господу.
2.Есть ли предпосылки явления двух природ в мессии из ВЗ?
Само предсуществование Господа как Божественного Логоса, уже указывает на Его Божественность. Он ещё до Своего воплощения обращается через пророков, употребляя их, это видно из Псалмов, из книги пророка Исаии. Ведь человек не может предсуществовать, Христос же является "Владыкой Израиля" и имеет существование "от дней вечных" (Мих. 5:2).
Для нас не имеет большого значения, как именно делался греческий перевод Библии, я не буду отстаивать те легенды, которые связаны с 70-ю толковниками. Здесь важно другое - Ветхий Завет в виде Септуагинты был передан Церкви самими апостолами.
В этом плане интересна и такая ссылка: РзвесСРёСЏ РЈСалССЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЃСРґР°ССЃСвенного СРЅРёРІРµССЃРёСРµСР° в 3(69), 2009. РР±СесСвеннСРµ РЅР°СРєРё.
там в частности очень хорошо говорится:
"Отметим в связи с обсуждаемой темой то, что с открытием свитков Мертвого моря (19471956), датируемых приблизительно периодом 250 г. до н. э. 68 г. н. э., ученые получили текстуальные свидетельства того, что Семьдесят переводчиков имели перед глазами еврейский текст, отличный от общепринятого Масоретского текста (на который Иероним ориентировался при осуществлении своего перевода). С другой стороны, было показано и доказано, что стабильный Масоретский текст не может быть признан оригиналом, но лишь редакцией одного из вариантов первоначального текста. Так, Э. Тов, один из ведущих современных текстологов, в предисловии к своей фундаментальной работе «Текстология Ветхого Завета» пишет: «Масоретский текст и библей-ский текст не идентичные понятия. Масоретский текст лишь один из источников, отражающих библейский текст» [13, XXV; 13, 161]. Такого же мнения придерживается и Ю. Алрик (Алрич E. Alrich), признанный специалист в области кумранских находок, который резюмирует данную проблему так: «Теперь ученые осознают, что Масоретский текст не является исходным текстом еврейской Библии и даже не является текстом. Это собрание текстов, разных в отношении каждой из книг, каждый из которых являл собой воспроизведение одного из вариантов книги, существовавших в иудейских кругах на исходе периода Второго Храма» [11, 4]. Более того, в некоторых случаях Септуагинта может считаться первичным текстом для Масоретского текста, что подтверждается рукописными данными из Кумрана [24, 85; 20, 151152]."
3.Есть ли учение о двух природах во Христе среди ранних отцов до начала третьего века?
Есть и другие раннехристанские источники, где Христос выступает как неотъмлимая часть Божьего естества, это и Пастырь Ермы Римского, и "поучения Силуана", это и такое сочинение второго века, как "Послание двенадцати апостолов". В последнем есть такие слова:
"Вот что мы знаем: наш Господь и Искупитель Иcус Христос есть Бог, Сын Божий, Который был послан ЯХВЕ, Богом всего мира, Создателем и Творцом его, Который именуется всеми именами и превосходит высотою всякую власть, Господь господствующих, Царь царей, Правитель правящих, Единый на небесах, возседающий на херувах и серафах одесную престола Отца; Кто Своим Словом сотворил небеса и образовал землю и то, что на ней: день и ночь, солнце и луну, и поставил пределы морю, которые оно не прейдет; также и бездны и источники, чтобы им выходить на поверхность и течь по земле: день и ночь, солнце и луну установил Он, и звезды на небе; и Который разделил свет и тьму; Который призвал ад и в мгновение ока повелел зимою быть дождю, снегу, граду и льду, и дням в свои времена года; Который повелел земле трястись и вновь утвердил её; Который сотворил человека по образу Своему, по Своему подобию, и возвестил об этом через праотцов и пророков, Которого проповедали апостолы и Которого осязали Его ученики. В Бога, Господа, Сына Божия мы веруем, что Он есть Слово, ставшее плотью; что от святой девы Марии Он принял тело, рожденное от Святого Духа, не по желанию плоти, но по воле Божьей; что Он был обернут в пелены в Вифлееме и явил Себя, и возрастал, и достиг зрелости, когда и мы узрели Его."
4.Есть ли предпосылки учения о том что человечество может или должно быть искуплено двуприродным человеком?(Зачем Христу в деле спасения Божественная природа?)
Само посредничество между Богом и человеком предполагает, чтобы Христос был одновременно и Богом и человеком.
5. И самое главное,делает ли наличие Божественной природы.её обладателя Богом?
На более понятном языке лучше говорить о сближении человека и Бога в согласие воли, в святости, в Божьей любви, в едином Духе. Так Макарий Египетский дары Божьей благодати и человека их приобщившихся уподобляет с служением рабов доме царя царскими сосудами. Подобно тому как рабы во дворце служат царю не своими вещами, но царскими, - так и мы служим Богу не своими собственными достоинствами (ибо в очах Божих ничего достойного в нас нет), но тем, что Он дал нам. Человек не может угодить Богу своими собственными заслугами, он обязательно нуждается в дарах Божьей благодати, в общении Святого Духа - только так человек может угодить Богу. Употребляя дар Святого Духа, приходя в согласие с Ним и принося плоды духа - человек служит Богу и только так благоугождает Господу.
Комментарий