Антихрист в политике
29.09.2011

Судный день близится по крайней мере так считают те христиане, что относятся к правым религиозным кругам. Глобальный экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия, угроза со стороны исламского радикализма все это убеждает некоторых евангелистов, что конец света вот-вот наступит. Конечно, от подобных утверждений всегда можно отмахнуться, назвав их бредом немногочисленной, но шумной группы фанатиков, но не стоит забывать, что страх перед апокалипсисом в тридцатые-сороковые годы прошлого века способствовал формированию антиправительственных движений, и в 2012 году он тоже может оказать решающее влияние на исход президентских выборов.
Апокалиптические теории имеют долгую и разнообразную историю. Та, что наиболее распространена сегодня, возникла примерно сто лет назад: ее авторами стала большая группа проповедников, евангелистов, преподавателей теологии и издателей, основавших христианское фундаменталистское движение. Среди них были баптисты, методисты, пресвитерианцы, пятидесятники, независимые все они считали необходимым вернуть христианскую религию к «истокам».
Такие феномены, как критика Библии атеистами, возвращение евреев на Святую землю, появление эволюционной теории и Первая мировая война привели их к выводу, что мир находится на пороге Второго пришествия. Основываясь на предсказаниях библейских пророков, прежде всего книгах Даниила и Иезекииля, а также Откровении Иоанна, они находили в современном им обществе признаки приближения Судного дня: формирование сильных централизованных властных структур и объединение независимых стран в одно гигантское «сверхгосударство» во главе с казалось бы благонамеренным лидером, обещающим установить мир во всем мире.
В конечном итоге, однако, должно выясниться, что этот лидер никто иной как Антихрист, который, после так называемого вознесения подлинных святых на небеса, ввергнет человечество в эпоху мытарств, чьей кульминацией станет Второе пришествие Христа и Армагеддон. В 20 веке эти убеждения разделял ряд консервативных проповедников, евангелистов и известных медийных фигур, например, Билли Сандей (Billy Sunday), Эйми Семпл Макферсон (Aimee Semple McPherson), Билли Грэхэм (Billy Graham) и Джерри Фэлуэлл (Jerry Falwell).
Из-за своей концепции о грядущем «сверхгосударстве» в политике фундаменталисты придерживались правых взглядов. Усиление роли государства в условиях индустриализации они трактовали как свидетельство о близком Вознесении. Появление фашистских режимов в 1930-х годах лишь усилило их тревогу. Охваченные навязчивой идеей «подогнать» современные события под библейские пророчества, фундаменталисты внимательно следили за Муссолини, Гитлером и Сталиным, видя в них предвестников Антихриста.
Политика президента Франклина Рузвельта также вызывала у них беспокойство. Тот факт, что он оставался в Белом доме неполных четыре срока подряд, его попытки подорвать независимость Верховного суда, мечта о всемирной организации ООН, и особенно резкое расширение полномочий государства в рамках «нового курса» подтверждали худшие опасения фундаменталистов: не только Европа, но и США готовы оказаться под властью мирового диктатора.
В результате многие видные фундаменталисты вместе с правыми либертарианцами начали борьбу против Рузвельта. Противоречивость этого сочетания теоретической предопределенности с практической активностью зачем пытаться изменить существующую систему, если мир все равно обречен на Армагеддон их никогда не смущала. Они попросту заявляли, что Иисус призвал их «блюсти» его достояние до своего возвращения, ссылаясь на Евангелие от Луки (19:13). Подобно ортодоксальным марксистам, борющимся против капитализма, хотя он, в соответствии с их учением, представляет собой неизбежный этап на пути к социалистическому раю, консервативные христиане никогда не позволяли своим апокалипсическим прогнозам привести их к пассивности.
Сегодняшняя обстановка в мире во многом напоминает ситуацию 1930-х. Хаос на международной арене и затянувшийся экономический спад подпитывают недоверие к государству. На ту же мельницу льет воду и либертарианство нового типа, воплотившееся во «взлете» движения «Чаепитие».
Некоторые евангелисты считают опасной фигурой президента Обаму. Лживые гипотезы о месте его рождения, его «интернационалистские» склонности, отказ от безоговорочной поддержки Израиля и даже полученная президентом Нобелевская премия мира вписываются в созданный ими образ Антихриста. То же самое относится и к стремлению Обамы расширить полномочия государства в таких сферах, как здравоохранение.
В 2008 году этими апокалипсическими страхами евангелистов воспользовался предвыборный штаб кандидата от Республиканской партии сенатора Джона Маккейна (John McCain), заказав пропагандистский ролик под названием «Се человек», саркастически преподносящий Обаму в роли мессии. Впрочем, кое в чем политтехнологи Маккейна попали в точку. Со времен Рузвельта у нас не было президента, обладающего такой харизмой и популярностью в мире, а значит настолько соответствующего представлениям евангелистов об Антихристе.
Если во времена Великой депрессии фундаменталисты представляли собой лишь небольшой элемент в составе антирузвельтовских сил, то нынешние евангелисты поднаторели в политическом ремесле и стали одной из самых влиятельных группировок в Республиканской партии. В прошлом их энергию направляли в нужное русло сравнительно ответственные лидеры вроде Грэхэма, сотрудничавшего с президентами Линдоном Джонсоном и Ричардом Никсоном, и даже Фэлуэлл при Рейгане сдерживал религиозный фанатизм евангелистов в обмен на доступ в Белый дом. Сегодня ситуация складывается по-иному. У правых евангелистов наблюдается явный дефицит сильных лидеров, чем пользуются некоторые политики-республиканцы Рик Перри (Rick Perry), Мишель Бахманн (Michele Bachmann) и даже Рон Пол (Ron Paul). Насколько их радикальный антиэтатизм сможет сочетаться с апокалипсическим евангелизмом, пока неясно.
В стане левых царит разброд, а либертарианство находится на подъеме. Новое поколение евангелистов овладевшее навыками организационной работы, но лишенное умеряющего влияния сильных лидеров объединяется вокруг крайне правых антиэтатистов. И хотя лишь немногие из верующих убеждены, что их президент Антихрист, миллионы избирателей, как и во времена Депрессии, опасаются грядущих бедствий. И скорее всего тезис о том, что Обама, как и Рузвельт, готовит Америку к вступлению в мировую коалицию во главе с Антихристом, будет привлекать все больше сторонников.
Таким образом, если не произойдет «вознесения святых», Бахманн или Перри вполне могут въехать в Белый дом на волне апокалипсического антиэтатизма консервативных христиан. И тогда эпоха мытарств может наступить для нас всех.
Мэтью Эвери Саттон (Matthew Avery Sutton), ("The New York Times", США)

Мэтью Эвери Саттон преподаватель истории из Университета штата Вашингтон, автор книги «Эйми Семпл Макферсон и воскрешение христианской Америки» (Aimee Semple McPherson and the Resurrection of Christian America)
Новости-ARMENIA Today-Антихрист в политике
29.09.2011

Судный день близится по крайней мере так считают те христиане, что относятся к правым религиозным кругам. Глобальный экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия, угроза со стороны исламского радикализма все это убеждает некоторых евангелистов, что конец света вот-вот наступит. Конечно, от подобных утверждений всегда можно отмахнуться, назвав их бредом немногочисленной, но шумной группы фанатиков, но не стоит забывать, что страх перед апокалипсисом в тридцатые-сороковые годы прошлого века способствовал формированию антиправительственных движений, и в 2012 году он тоже может оказать решающее влияние на исход президентских выборов.
Апокалиптические теории имеют долгую и разнообразную историю. Та, что наиболее распространена сегодня, возникла примерно сто лет назад: ее авторами стала большая группа проповедников, евангелистов, преподавателей теологии и издателей, основавших христианское фундаменталистское движение. Среди них были баптисты, методисты, пресвитерианцы, пятидесятники, независимые все они считали необходимым вернуть христианскую религию к «истокам».
Такие феномены, как критика Библии атеистами, возвращение евреев на Святую землю, появление эволюционной теории и Первая мировая война привели их к выводу, что мир находится на пороге Второго пришествия. Основываясь на предсказаниях библейских пророков, прежде всего книгах Даниила и Иезекииля, а также Откровении Иоанна, они находили в современном им обществе признаки приближения Судного дня: формирование сильных централизованных властных структур и объединение независимых стран в одно гигантское «сверхгосударство» во главе с казалось бы благонамеренным лидером, обещающим установить мир во всем мире.
В конечном итоге, однако, должно выясниться, что этот лидер никто иной как Антихрист, который, после так называемого вознесения подлинных святых на небеса, ввергнет человечество в эпоху мытарств, чьей кульминацией станет Второе пришествие Христа и Армагеддон. В 20 веке эти убеждения разделял ряд консервативных проповедников, евангелистов и известных медийных фигур, например, Билли Сандей (Billy Sunday), Эйми Семпл Макферсон (Aimee Semple McPherson), Билли Грэхэм (Billy Graham) и Джерри Фэлуэлл (Jerry Falwell).
Из-за своей концепции о грядущем «сверхгосударстве» в политике фундаменталисты придерживались правых взглядов. Усиление роли государства в условиях индустриализации они трактовали как свидетельство о близком Вознесении. Появление фашистских режимов в 1930-х годах лишь усилило их тревогу. Охваченные навязчивой идеей «подогнать» современные события под библейские пророчества, фундаменталисты внимательно следили за Муссолини, Гитлером и Сталиным, видя в них предвестников Антихриста.
Политика президента Франклина Рузвельта также вызывала у них беспокойство. Тот факт, что он оставался в Белом доме неполных четыре срока подряд, его попытки подорвать независимость Верховного суда, мечта о всемирной организации ООН, и особенно резкое расширение полномочий государства в рамках «нового курса» подтверждали худшие опасения фундаменталистов: не только Европа, но и США готовы оказаться под властью мирового диктатора.
В результате многие видные фундаменталисты вместе с правыми либертарианцами начали борьбу против Рузвельта. Противоречивость этого сочетания теоретической предопределенности с практической активностью зачем пытаться изменить существующую систему, если мир все равно обречен на Армагеддон их никогда не смущала. Они попросту заявляли, что Иисус призвал их «блюсти» его достояние до своего возвращения, ссылаясь на Евангелие от Луки (19:13). Подобно ортодоксальным марксистам, борющимся против капитализма, хотя он, в соответствии с их учением, представляет собой неизбежный этап на пути к социалистическому раю, консервативные христиане никогда не позволяли своим апокалипсическим прогнозам привести их к пассивности.
Сегодняшняя обстановка в мире во многом напоминает ситуацию 1930-х. Хаос на международной арене и затянувшийся экономический спад подпитывают недоверие к государству. На ту же мельницу льет воду и либертарианство нового типа, воплотившееся во «взлете» движения «Чаепитие».
Некоторые евангелисты считают опасной фигурой президента Обаму. Лживые гипотезы о месте его рождения, его «интернационалистские» склонности, отказ от безоговорочной поддержки Израиля и даже полученная президентом Нобелевская премия мира вписываются в созданный ими образ Антихриста. То же самое относится и к стремлению Обамы расширить полномочия государства в таких сферах, как здравоохранение.
В 2008 году этими апокалипсическими страхами евангелистов воспользовался предвыборный штаб кандидата от Республиканской партии сенатора Джона Маккейна (John McCain), заказав пропагандистский ролик под названием «Се человек», саркастически преподносящий Обаму в роли мессии. Впрочем, кое в чем политтехнологи Маккейна попали в точку. Со времен Рузвельта у нас не было президента, обладающего такой харизмой и популярностью в мире, а значит настолько соответствующего представлениям евангелистов об Антихристе.
Если во времена Великой депрессии фундаменталисты представляли собой лишь небольшой элемент в составе антирузвельтовских сил, то нынешние евангелисты поднаторели в политическом ремесле и стали одной из самых влиятельных группировок в Республиканской партии. В прошлом их энергию направляли в нужное русло сравнительно ответственные лидеры вроде Грэхэма, сотрудничавшего с президентами Линдоном Джонсоном и Ричардом Никсоном, и даже Фэлуэлл при Рейгане сдерживал религиозный фанатизм евангелистов в обмен на доступ в Белый дом. Сегодня ситуация складывается по-иному. У правых евангелистов наблюдается явный дефицит сильных лидеров, чем пользуются некоторые политики-республиканцы Рик Перри (Rick Perry), Мишель Бахманн (Michele Bachmann) и даже Рон Пол (Ron Paul). Насколько их радикальный антиэтатизм сможет сочетаться с апокалипсическим евангелизмом, пока неясно.
В стане левых царит разброд, а либертарианство находится на подъеме. Новое поколение евангелистов овладевшее навыками организационной работы, но лишенное умеряющего влияния сильных лидеров объединяется вокруг крайне правых антиэтатистов. И хотя лишь немногие из верующих убеждены, что их президент Антихрист, миллионы избирателей, как и во времена Депрессии, опасаются грядущих бедствий. И скорее всего тезис о том, что Обама, как и Рузвельт, готовит Америку к вступлению в мировую коалицию во главе с Антихристом, будет привлекать все больше сторонников.
Таким образом, если не произойдет «вознесения святых», Бахманн или Перри вполне могут въехать в Белый дом на волне апокалипсического антиэтатизма консервативных христиан. И тогда эпоха мытарств может наступить для нас всех.
Мэтью Эвери Саттон (Matthew Avery Sutton), ("The New York Times", США)

Мэтью Эвери Саттон преподаватель истории из Университета штата Вашингтон, автор книги «Эйми Семпл Макферсон и воскрешение христианской Америки» (Aimee Semple McPherson and the Resurrection of Christian America)
Новости-ARMENIA Today-Антихрист в политике
Комментарий