БОГ И АСТРОНОМЫ
Открытие во Вселенной разумного замысла произвело на астрономов глубокое впечатление. Хойл пришел к выводу, что "высший разум сыграл шутку с физикой, химией и биологией",[14] а Дейвис, отказавшись от атеизма{15], пришел к заключению что "законы [физики] ... кажутся сами продуктом исключительно гениального замысла".[16] Далее он пишет:
«Для меня совершенно очевидно, что за всем этим что-то стоит. ... Создается впечатление, что кто-то великолепно все рассчитал прежде, чем сотворить вселенную. ... Невероятное ощущение замысла»[17]
Астроном Джордж Гринстайн в своей книге "Симбиотическая Вселенная" высказывает следующие мысли:
«Когда изучишь все свидетельства, неминуемо возникает мысль, что какая-то сверхъестественная Сила стоит за всем этим. Возможно ли, чтобы внезапно, сами того не желая, мы наткнулись на научные доказательства, того, что есть Высшая Сущность? Не Бог ли так умело и заботливо сотворил для нас космос?»[18]
А Тони Ротман, физик-теоретик, так подытоживает свою статью об антропном принципе (принципе, согласно которому Вселенная обладает очень точными характеристиками, обеспечивающими естественную среду для жизни человека):
«Средневековый теолог, смотревший в ночное небо глазами Аристотеля и видевший ангелов, летящих в гармонии через сферы, стал современным космологом, который смотрит в то же небо глазами Эйнштейна и видит перст Божий не в ангелах, а в константах природы. ... Когда лицом к лицу сталкиваешься с порядком и красотой, царящими во Вселенной, и со странными совпадениями в природе, велик соблазн перейти от веры в науку к вере в религию. Я уверен, что многие физики этого хотят. Желаю им набраться смелости и признаться в этом»[19]
В заключении обзорной статьи об антропном принципе, напечатанной в журнале Nature, космологи Бернард Карр и Мартин Риз констатируют:
«Природа действительно демонстрирует удивительные совпадения, и они требуют объяснения".[20]
В недавно вышедшей статье об антропном принципе Карр продолжает:
«Необходимо признать, что либо характеристики, сообразующиеся с антропным принципом, не больше чем совпадение, либо действительно Вселенная была специально сконструирована для человека. Кто именно ее сконструировал, я предоставляю выяснять теологам».[21]
Физик Фримэн Дайсон определил свою трактовку антропного принципа следующим образом:
"Проблема здесь заключается в том, чтобы сформулировать некоторые положения относительно смысла и цели возникновения Вселенной. Другими словами, целью является прочитать мысли Бога".[22]
Вера Кистяковски, физик Массачусетского Технологического института и недавний президент Ассоциации женщин в науке, дает свой комментарий: "Безукоризненная упорядоченность, продемонстрированная нашим научным пониманием физического мира, вызывает ощущение присутствия Божества".[23] Арно Пензиас, получивший Нобелевскую премию по физике за открытие космического фонового излучения, заметил:
«Астрономия подводит нас к уникальному открытию: мы живем во Вселенной, которая возникла из ничего, которой необходимо очень тонкое равновесие для того, чтобы обеспечить условия для существования жизни, Вселенной, в основе которой лежит (можно сказать "сверхъестественный ") план»[24]
Задолго до падения коммунистического режима Александр Поляков, теоретик и научный работник Московского Института им. Ландау, заявил:
"Мы знаем, что природа описывается наилучшей математикой потому, что природу создал Бог. Поэтому существует шанс, что эта математика будет создана в результате попыток физиков описать природу."[25]
Знаменитый китайский астрофизик Фанг Ли Чжи и его соавтор, физик Ли Шу Ксианг, недавно написали:
"Вопрос, который всегда считался предметом метафизи или теологии, т.е. вопрос о сотворении Вселенной сейчас стал областью активных исследований в физике!"[26]
В фильме 1992 года о Стефене Хокинге "Краткая история времени" коллега Хокинга, выдающийся математик Роджер Пенроуз, говорит:
«Я бы сказал, что Вселенная имеет цель. Она не появилась просто так, случайно».[27]
Коллега Хокинга и Пенроуза, Джордж Эллис сделал следующее заявление в докладе, представленном на Второй конференции по космологии и философии в Венеции:
«Мы видим невероятную гармонию физических законов, которые обеспечивают все многообразие Вселенной. Осознание этого многообразия и его сложной организации приводит к тому, что в отношении Вселенной становится сложно употреблять слово "чудесная" без аллюзии в сторону онтологического значения слова».[28]
Космолог Эдвард Харрисон делает следующий вывод:
«Это космологическое доказательство существования Бога концепция замысла Пэйли только усовершенствованное и обновленное. Поразительная гармоничность Вселенной обеспечивает прямое доказательство Божественного замысла. Выбирайте: слепой случай, который требует бесчисленного множества вселенных, или замысел, по которому требуется лишь одна ... Многие ученые, когда признаются в своих взглядах, склоняются к теологической концепции, или концепции замысла».[29]
Аллан Сэндидж, лауреат премии по астрономии Крэфорда (эквивалент Нобелевской премии), заметил:
«Я нахожу совершенно невероятным, чтобы такой порядок произошел из хаоса. Должен быть какой-то организующий принцип. Бог для меня тайна, но Он является объяснением чуда появления чего-то из ничего»[30]
Роберт Гриффитс, который получил премию Хейнеманна по математической физике, сказал:
«Если для дискуссии нам нужны атеисты, я иду их искать к философам. На физическом факультете атеистов не найти».[31]
Пожалуй, астрофизик Роберт Джастроу, называющий себя агностиком,[32] дал лучшее описание того, что произошло с его коллегами, после того как они измерили космос:
«Для ученого, который жил верой в мощь разума, все кончается, как плохой сон. Он всю жизнь карабкался на высокую гору знаний; он уже готов покорить главную ее вершину; и когда, сделав последний рывок, он оказывается наверху, его встречает группа теологов, сидевшая там в течение столетий» [33]
ССЫЛКИ
14. Hoyle, "The Universe," page 16.
15. Paul Davies, "God and the New Physics", (New York: Simon & Schuster, 1983), pages VIII, 3-42,142-143.
16. Paul Davies, "Superforce", (New York: Simon & Schuster, 1984), pages 243.
17. Paul Davies, The Cosmic Blueprint (New York: Simon & Schuster, 1988), page 203.
Paul Davies, "The Anthropic Principle," Science Digest 191, no. 10 (October 1983), page 24.
18. George Greenstein, "The Symbiotic Universe", (New York: William Morrow, 1988), page 27.
19. Tony Rothman, "A What You See Is What You Beget' Theory," Discover (May 1987), page 99.
20. Carr and Rees, page 612.
21. Carr, page 153.
22. Freeman Dyson, "Infinite in All Directions", (New York: Harper and Row, 1988), page 298.
23. Henry Margenau and Roy Abraham Varghese, ed., "Cosmos, BIOS, and Theos", (La Salle, IL: Open Court, 1992), page 52.
24. Margenau and Varghese, ed., page 83.
25. Stuart Gannes, "Fortune", 13 October 1986, page 57.
26. Fang Li Shi and Li Shu Xian, "Creation of the Universe", trans. T Kiang (Singapore: World Scientific, 1989), page 173.
27. Roger Penrose, in the movie "A Brief History of Time", (Burbank, CA: Paramount Pictures Incorporated, 1992).
28. George F. R. Ellis, page 30.
29. Edward Harrison, "Masks of the Universe", (New York: Collier Books: Macmillan, 1985), pages 252,263.
30. John Noble Wilford, "Sizing Up the Cosmos: An Astronomer's Quest," New York Times, 12 March 1991, page B9.
31. Tim Stafford, "Cease-fire in the Laboratory," Christianity Today, 3 April 1987, page 18.
32. Robert Jastrow, "The Secret of the Stars," New York Times Magazine 25 June 1978, page 7.
33. Robert Jastrow, "God and the Astronomers", (New York: W. W. Norton 1978), page 116.
Открытие во Вселенной разумного замысла произвело на астрономов глубокое впечатление. Хойл пришел к выводу, что "высший разум сыграл шутку с физикой, химией и биологией",[14] а Дейвис, отказавшись от атеизма{15], пришел к заключению что "законы [физики] ... кажутся сами продуктом исключительно гениального замысла".[16] Далее он пишет:
«Для меня совершенно очевидно, что за всем этим что-то стоит. ... Создается впечатление, что кто-то великолепно все рассчитал прежде, чем сотворить вселенную. ... Невероятное ощущение замысла»[17]
Астроном Джордж Гринстайн в своей книге "Симбиотическая Вселенная" высказывает следующие мысли:
«Когда изучишь все свидетельства, неминуемо возникает мысль, что какая-то сверхъестественная Сила стоит за всем этим. Возможно ли, чтобы внезапно, сами того не желая, мы наткнулись на научные доказательства, того, что есть Высшая Сущность? Не Бог ли так умело и заботливо сотворил для нас космос?»[18]
А Тони Ротман, физик-теоретик, так подытоживает свою статью об антропном принципе (принципе, согласно которому Вселенная обладает очень точными характеристиками, обеспечивающими естественную среду для жизни человека):
«Средневековый теолог, смотревший в ночное небо глазами Аристотеля и видевший ангелов, летящих в гармонии через сферы, стал современным космологом, который смотрит в то же небо глазами Эйнштейна и видит перст Божий не в ангелах, а в константах природы. ... Когда лицом к лицу сталкиваешься с порядком и красотой, царящими во Вселенной, и со странными совпадениями в природе, велик соблазн перейти от веры в науку к вере в религию. Я уверен, что многие физики этого хотят. Желаю им набраться смелости и признаться в этом»[19]
В заключении обзорной статьи об антропном принципе, напечатанной в журнале Nature, космологи Бернард Карр и Мартин Риз констатируют:
«Природа действительно демонстрирует удивительные совпадения, и они требуют объяснения".[20]
В недавно вышедшей статье об антропном принципе Карр продолжает:
«Необходимо признать, что либо характеристики, сообразующиеся с антропным принципом, не больше чем совпадение, либо действительно Вселенная была специально сконструирована для человека. Кто именно ее сконструировал, я предоставляю выяснять теологам».[21]
Физик Фримэн Дайсон определил свою трактовку антропного принципа следующим образом:
"Проблема здесь заключается в том, чтобы сформулировать некоторые положения относительно смысла и цели возникновения Вселенной. Другими словами, целью является прочитать мысли Бога".[22]
Вера Кистяковски, физик Массачусетского Технологического института и недавний президент Ассоциации женщин в науке, дает свой комментарий: "Безукоризненная упорядоченность, продемонстрированная нашим научным пониманием физического мира, вызывает ощущение присутствия Божества".[23] Арно Пензиас, получивший Нобелевскую премию по физике за открытие космического фонового излучения, заметил:
«Астрономия подводит нас к уникальному открытию: мы живем во Вселенной, которая возникла из ничего, которой необходимо очень тонкое равновесие для того, чтобы обеспечить условия для существования жизни, Вселенной, в основе которой лежит (можно сказать "сверхъестественный ") план»[24]
Задолго до падения коммунистического режима Александр Поляков, теоретик и научный работник Московского Института им. Ландау, заявил:
"Мы знаем, что природа описывается наилучшей математикой потому, что природу создал Бог. Поэтому существует шанс, что эта математика будет создана в результате попыток физиков описать природу."[25]
Знаменитый китайский астрофизик Фанг Ли Чжи и его соавтор, физик Ли Шу Ксианг, недавно написали:
"Вопрос, который всегда считался предметом метафизи или теологии, т.е. вопрос о сотворении Вселенной сейчас стал областью активных исследований в физике!"[26]
В фильме 1992 года о Стефене Хокинге "Краткая история времени" коллега Хокинга, выдающийся математик Роджер Пенроуз, говорит:
«Я бы сказал, что Вселенная имеет цель. Она не появилась просто так, случайно».[27]
Коллега Хокинга и Пенроуза, Джордж Эллис сделал следующее заявление в докладе, представленном на Второй конференции по космологии и философии в Венеции:
«Мы видим невероятную гармонию физических законов, которые обеспечивают все многообразие Вселенной. Осознание этого многообразия и его сложной организации приводит к тому, что в отношении Вселенной становится сложно употреблять слово "чудесная" без аллюзии в сторону онтологического значения слова».[28]
Космолог Эдвард Харрисон делает следующий вывод:
«Это космологическое доказательство существования Бога концепция замысла Пэйли только усовершенствованное и обновленное. Поразительная гармоничность Вселенной обеспечивает прямое доказательство Божественного замысла. Выбирайте: слепой случай, который требует бесчисленного множества вселенных, или замысел, по которому требуется лишь одна ... Многие ученые, когда признаются в своих взглядах, склоняются к теологической концепции, или концепции замысла».[29]
Аллан Сэндидж, лауреат премии по астрономии Крэфорда (эквивалент Нобелевской премии), заметил:
«Я нахожу совершенно невероятным, чтобы такой порядок произошел из хаоса. Должен быть какой-то организующий принцип. Бог для меня тайна, но Он является объяснением чуда появления чего-то из ничего»[30]
Роберт Гриффитс, который получил премию Хейнеманна по математической физике, сказал:
«Если для дискуссии нам нужны атеисты, я иду их искать к философам. На физическом факультете атеистов не найти».[31]
Пожалуй, астрофизик Роберт Джастроу, называющий себя агностиком,[32] дал лучшее описание того, что произошло с его коллегами, после того как они измерили космос:
«Для ученого, который жил верой в мощь разума, все кончается, как плохой сон. Он всю жизнь карабкался на высокую гору знаний; он уже готов покорить главную ее вершину; и когда, сделав последний рывок, он оказывается наверху, его встречает группа теологов, сидевшая там в течение столетий» [33]
ССЫЛКИ
14. Hoyle, "The Universe," page 16.
15. Paul Davies, "God and the New Physics", (New York: Simon & Schuster, 1983), pages VIII, 3-42,142-143.
16. Paul Davies, "Superforce", (New York: Simon & Schuster, 1984), pages 243.
17. Paul Davies, The Cosmic Blueprint (New York: Simon & Schuster, 1988), page 203.
Paul Davies, "The Anthropic Principle," Science Digest 191, no. 10 (October 1983), page 24.
18. George Greenstein, "The Symbiotic Universe", (New York: William Morrow, 1988), page 27.
19. Tony Rothman, "A What You See Is What You Beget' Theory," Discover (May 1987), page 99.
20. Carr and Rees, page 612.
21. Carr, page 153.
22. Freeman Dyson, "Infinite in All Directions", (New York: Harper and Row, 1988), page 298.
23. Henry Margenau and Roy Abraham Varghese, ed., "Cosmos, BIOS, and Theos", (La Salle, IL: Open Court, 1992), page 52.
24. Margenau and Varghese, ed., page 83.
25. Stuart Gannes, "Fortune", 13 October 1986, page 57.
26. Fang Li Shi and Li Shu Xian, "Creation of the Universe", trans. T Kiang (Singapore: World Scientific, 1989), page 173.
27. Roger Penrose, in the movie "A Brief History of Time", (Burbank, CA: Paramount Pictures Incorporated, 1992).
28. George F. R. Ellis, page 30.
29. Edward Harrison, "Masks of the Universe", (New York: Collier Books: Macmillan, 1985), pages 252,263.
30. John Noble Wilford, "Sizing Up the Cosmos: An Astronomer's Quest," New York Times, 12 March 1991, page B9.
31. Tim Stafford, "Cease-fire in the Laboratory," Christianity Today, 3 April 1987, page 18.
32. Robert Jastrow, "The Secret of the Stars," New York Times Magazine 25 June 1978, page 7.
33. Robert Jastrow, "God and the Astronomers", (New York: W. W. Norton 1978), page 116.
Комментарий