Не могу не признать что и я узнаю Плага - так лестно и приятно обругать человека, что хочется сказать "спасибо" 
Гм думаю вопрос риторический, конечно выберет какую-нибудь вкусняшку.
Однако позвольте задать встречный вопрос, что тогда по-вашему свобода воли? Рулетка?
Конечно же ничего
Ок, можно сказать и так что выбор предопределен. Однако в случае существования свободы воли, это предопределение будет являться прогнозом, а не точным результатом. Ибо пока у нас есть возможность взять какую-нибудь гадость, и пока мы не сделали выбор, остается возможность сделать... не предопределенный выбор. И возможность эта подразумевает, что вероятность такого события (иного выбора) не равна нулю.
Уменьшая масштаб вашего примера (что я сделал в предыдущем посте), мы постепенно доберемся до такого уровня детализации, что этот предопределенный выбор можем представить в виде комбинации атомов, рассчитав которую, мы сможем сказать абсолютно точно каков будет выбор. И тогда уже не будет никаких "вероятностей", а будет четкое и единственное решение. Демон Лапласа.
Так вот, свобода воли, в моем понимании, предполагает, что отличие от нуля вероятности действия субъектом обусловлено не нашим практическим незнанием полной картины сил, а является объективным фактором Бытия. Т.е. да, скорей всего мы выберем вкусняшку, но возможность иного выбора всегда будет существовать как данность, сколь подробно бы мы не рассматривали и сколь точно бы мы не рассчитывали картину действующих сил.
Во-во. Однако что же тогда воля в таком случае, и свободна ли она, и в чем ее свобода?
Представить волю Бога в виде некой неравномерности, которая и порождает движение, действие? Или как?
Потому что Бог есть Любовь
А начальник подчиненных любит, но странною любовью.
Не, за непонимание. Или неприятие части картины.
Понимаете, поскольку Бог устроил мир по своим законам, то как ломать мир ради спасения каждого, кто захочет отморозить себе уши? Таков закон, так этот мир устроен - вот тебе топор, хочешь иди рубить лес, хочешь - свою голову. А то что Бог и в топоре, и в дереве, и в голове, так так уж этот мир УЖЕ устроен. Да и как можно устроить мир, в котором человек сам, имея возможность причинить себе вред(руками Бога, ибо Бог вездесущ), не имел бы возможности себе его причинить, по-вашему?
Гм хотелось бы заметить что Он и не обязан подчиняться логике - следовательно такое положение вещей можно ввести аксиоматично. Уж если в арифметике беда с деленим на ноль решена простым запретом 
Однако я кажется нашел для себя что-то похожее на разрешение этого парадокса. Помните я писал что то живое что в нас есть - от Бога? Дух, который делает нас живыми, и есть - Бог. Невозможно наказать мертвый камень. А наказывая живого человека, Бог тем самым причиняет боль себе самому, ибо боль которую чувствует человек, чувствует часть самого Бога и только она.

Да забудьте Вы про материализм, нейроны и даже про атомы. Пусть будет "первичность сознания перед бытием", абсолютно свободная воля и никакого детерминизма со сторомы материи. Речь то не об этом.
Вот представьте, что Вам захотелось покушать. Вам предлагается на выбор свежая вкусная булочка со стаканом молока, засохший до каменного состояния заплесневевший сухарь, протухшая селедка и, скажем, еще и кучка навоза во дворе.
И как поступит Ваша абсолютно свободная воля, не скованная никаким материалистическим детерминизмом? Пошлет Вас навоз жевать? Или все таки выбор уже предопределен условиями?
Вот представьте, что Вам захотелось покушать. Вам предлагается на выбор свежая вкусная булочка со стаканом молока, засохший до каменного состояния заплесневевший сухарь, протухшая селедка и, скажем, еще и кучка навоза во дворе.
И как поступит Ваша абсолютно свободная воля, не скованная никаким материалистическим детерминизмом? Пошлет Вас навоз жевать? Или все таки выбор уже предопределен условиями?
Однако позвольте задать встречный вопрос, что тогда по-вашему свобода воли? Рулетка?
И можно сразу же рассмотреть другой пример. Никаких плесневелых сухарей и тухлых селедок. Только булочки - все одинаковые, как с конвеера, не отличаются ни формой, ни размером, ни цветом, ни запахом. На вкус (обещаю) тоже одинаковые. Безвольный "робот" в такой ситуации всегда выбирает самую первую или самую последнюю из одинаковых. Вашей свободной воле есть где разгуляться и Вы можете выбрать вторую, пятую, третью... Но вопрос уже другой - а что Вы объективно выиграете, по сравнению с "роботом", выбрав точно такую же булочку, как и он, но "свободной волей"?

Давайте еще один пример. Опать же без плесени и тухлятины. Пусть это будет жаренная рыба. Четыре - пять больших кусков филе, с красивой поджаристой корочкой. На вид все примерно одинаковые и по размеру и по цвету, названия тоже Вам никаких подсказок не дадут. Вы можете своей абсолютно свободной волей выбрать любую рыбину.
Но вот если бы Вы их еще до выбора попробовали, то обнаружили, что ... одна сухая и жесткая, другая слишком пахнет тиной, третья вроде и не сухая, но вообще безвксусная как жеванная бумага. И лишь четвертая - сочная, мягкая с отменным насыщеным вкусом и приятно хрустящей корочкой. Вот зная такой "расклад" Вы что предпочли бы - "играть в рулетку", с малой вероятностью заполучить действительно вкусную еду или сначала получить дополнительную информацию - эта "на любителя", эта - "полное фуфло", а эта - "пальчики оближешь"? В последнем случае, если Вы выберете "пальчики оближешь", выбор будет не свободным. Но в том то и вопрос - нам оно надо? Ведь сам выбор никогда не является целью, а лишь средством. А если цель можно достичь без выбора, а с выбором лишь "заплутать" и не достичь цели (в данном случае цель - не просто насытиться, а сделать это максимально приятно), то ... что нам ценнее то? Возможность выбрать что-нибудь наугад или возможность получить максимально соответствующее предпочтениям?
Но вот если бы Вы их еще до выбора попробовали, то обнаружили, что ... одна сухая и жесткая, другая слишком пахнет тиной, третья вроде и не сухая, но вообще безвксусная как жеванная бумага. И лишь четвертая - сочная, мягкая с отменным насыщеным вкусом и приятно хрустящей корочкой. Вот зная такой "расклад" Вы что предпочли бы - "играть в рулетку", с малой вероятностью заполучить действительно вкусную еду или сначала получить дополнительную информацию - эта "на любителя", эта - "полное фуфло", а эта - "пальчики оближешь"? В последнем случае, если Вы выберете "пальчики оближешь", выбор будет не свободным. Но в том то и вопрос - нам оно надо? Ведь сам выбор никогда не является целью, а лишь средством. А если цель можно достичь без выбора, а с выбором лишь "заплутать" и не достичь цели (в данном случае цель - не просто насытиться, а сделать это максимально приятно), то ... что нам ценнее то? Возможность выбрать что-нибудь наугад или возможность получить максимально соответствующее предпочтениям?
Уменьшая масштаб вашего примера (что я сделал в предыдущем посте), мы постепенно доберемся до такого уровня детализации, что этот предопределенный выбор можем представить в виде комбинации атомов, рассчитав которую, мы сможем сказать абсолютно точно каков будет выбор. И тогда уже не будет никаких "вероятностей", а будет четкое и единственное решение. Демон Лапласа.
Так вот, свобода воли, в моем понимании, предполагает, что отличие от нуля вероятности действия субъектом обусловлено не нашим практическим незнанием полной картины сил, а является объективным фактором Бытия. Т.е. да, скорей всего мы выберем вкусняшку, но возможность иного выбора всегда будет существовать как данность, сколь подробно бы мы не рассматривали и сколь точно бы мы не рассчитывали картину действующих сил.
Да бох с Вами, кто же волю Бога представляет как следствие движений атомов? Это Вы уже что-то совсем непотребное скроили из двух противоположных мировоззрений.


Так а зачем тогда вообще выбирать мать в качестве аналогии?

Так вот если Бога кто-то называет палачом, то явно не за предупреждение "по-маминому", а за наказание потом.
Понимаете, поскольку Бог устроил мир по своим законам, то как ломать мир ради спасения каждого, кто захочет отморозить себе уши? Таков закон, так этот мир устроен - вот тебе топор, хочешь иди рубить лес, хочешь - свою голову. А то что Бог и в топоре, и в дереве, и в голове, так так уж этот мир УЖЕ устроен. Да и как можно устроить мир, в котором человек сам, имея возможность причинить себе вред(руками Бога, ибо Бог вездесущ), не имел бы возможности себе его причинить, по-вашему?
Кстати, обратите внимание, что само по себе наказание и даже жестокость не являются аргументом или претензией "к Богу". Суть в том, что логически не увязываются вместе три вещи - доброжелательность Бога ("так возлюбил Бог мир"), Его могущество и неотвратимость наказания ("за грех смерть"). Причем любые два из этой тройки уживаются прекрасно. Если таки Он доброжелателен ко всем людям, но не всемогущ, то неотвратимость наказания вполне логична, просто она следствие закона, перед которым даже Создатель бессилен. Если Он всесилен, но не добр, то опять же наказание логично - Он что хочет то и делает, если хочет - наказывает беспощадно, но и доброты к наказываемым (да и помилованным) тут нет. Но если Он и доброжелателен и всемогущ, то обязательное наказание - просто нелепость.

Однако я кажется нашел для себя что-то похожее на разрешение этого парадокса. Помните я писал что то живое что в нас есть - от Бога? Дух, который делает нас живыми, и есть - Бог. Невозможно наказать мертвый камень. А наказывая живого человека, Бог тем самым причиняет боль себе самому, ибо боль которую чувствует человек, чувствует часть самого Бога и только она.
Комментарий