Честно говоря я не точно выразился, у души несколько уровней или аспектов проявления.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт. 2, 7)
«дыхание жизни» נשמת חיים нишма́т хайи́м. Слово נשמה нешама́, «дыхание», восходит к корню נשם наша́м «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух. А словами «душа живая» переведено древнееврейское נפש חיה не́феш хайа́ буквально «вдыхание живое». Слово «жизнь» в обороте נשמת חיים нишма́т хайи́м имеет форму двойственного числа, и весь оборот можно перевести как «дыхание [двух] жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, коей наделена «нешама» высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо животная душа человека, входящая в состав «нефеша» и оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир.
Кроме того, глагол נשם наша́м может быть переведен и как «вдохновлять», а глагол נפש нафа́ш как «ощущать вдохновение». «Нефеш», животная душа человека, получает жизнь от более высокого уровня его бытия бессмертного духа «нешама». Само же «дыхание», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш», именуется רוח ру́ах «дух».
В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 1114; Втор. 12, 23). Это относится к животной душе «нефеш» началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень, «руах», духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец, «нешама» сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь стих Быт. 2, 7 описывает, следовательно, воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа, необходимое для проявления личности на земном, вещественном уровне.
Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так:
Светильник Господень дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)
Здесь словом «дух» переведено древнееврейское «нешама».
В Книге Иова мы читаем:
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение. (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но руах находится в человеках [«в человеке» в собирательном смысле], а нешама Шаддая [напомним, что это имя означает «Всемогущий»] вразумляет их». Следовательно, в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе [нешама] человека, испытывающем все глубины сердца», указывают на самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт. 2, 7)
«дыхание жизни» נשמת חיים нишма́т хайи́м. Слово נשמה нешама́, «дыхание», восходит к корню נשם наша́м «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух. А словами «душа живая» переведено древнееврейское נפש חיה не́феш хайа́ буквально «вдыхание живое». Слово «жизнь» в обороте נשמת חיים нишма́т хайи́м имеет форму двойственного числа, и весь оборот можно перевести как «дыхание [двух] жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, коей наделена «нешама» высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо животная душа человека, входящая в состав «нефеша» и оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир.
Кроме того, глагол נשם наша́м может быть переведен и как «вдохновлять», а глагол נפש нафа́ш как «ощущать вдохновение». «Нефеш», животная душа человека, получает жизнь от более высокого уровня его бытия бессмертного духа «нешама». Само же «дыхание», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш», именуется רוח ру́ах «дух».
В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 1114; Втор. 12, 23). Это относится к животной душе «нефеш» началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень, «руах», духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец, «нешама» сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь стих Быт. 2, 7 описывает, следовательно, воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа, необходимое для проявления личности на земном, вещественном уровне.
Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так:
Светильник Господень дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)
Здесь словом «дух» переведено древнееврейское «нешама».
В Книге Иова мы читаем:
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение. (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но руах находится в человеках [«в человеке» в собирательном смысле], а нешама Шаддая [напомним, что это имя означает «Всемогущий»] вразумляет их». Следовательно, в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе [нешама] человека, испытывающем все глубины сердца», указывают на самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас.
Комментарий