Бог не есть Бог мертвых, но живых (ср.: Мф. 22, 30, 32). Если все живущие на земле умирают и остаются в могилах, как тогда можно было бы назвать Бога Богом живых?
Хотя Писание и говорит: в вечной памяти будет праведник (Пс. 111,6) и память праведника пребудет благословенна (Притч. 10,7), но протестантам от памятования вне-библейских праведников пришлось решительно отказаться. И не только от памятования, но даже и от их различения. Когда протестанты слышат вопросы со ссылками на эти и другие цитаты: А где ваши праведники, которых вы должны помнить?, они отвечают, что не нам, грешным, судить, кто праведен пред Богом, а кто - нет. Истинный сонм святых в настоящее время известен только Богу.[1] Ответ этот не более чем уклонение от ответа. Неужели ветхозаветная церковь имела способность отличить человека Божия от грешника, а Новозаветная почему-то эту способность утратила? И это притом, что действие Духа Божия в новозаветной Церкви, несомненно, умножилось.
Поминайте наставников ваших... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13,7) - заповедует апостол.
В Писании молитва часто называется просьбой: Чего ни пожелаете, просите, и будет вам... Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё. Просите и получите (Мф. 21,22; Ин. 15,7; 16,23-24; Лк. 16,27; Мк. 11,24; Рим. 1,10; 1Ин.5,15; Иак. 1,5-6 и т.п.). И если молитву мы назовём просто прошением, то этот вопрос разрешится сам собой. Итак, просить можно человека? Безусловно. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе (Рим. 2,10). А значит и хвалу можно адресовать не только Сотворившему небо и землю, но и всем тем, кому мы признательны. Следовательно, заключить это рассуждение можно так: если кто-либо считает непозволительным обращаться с молитвой к святым, то пусть обращается к ним с просьбой!
Главный вопрос: почему протестанты исключают святых[4] из Церкви Христовой? Откуда такая глубокая непреодолимая стена между Церковью земной и небесной? Принимая христианство, мы не просто начинаем верить в бытие Бога, Его святых и ангелов. Мы входим в реальное общение с ними. Мы приступили ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12,22-23.). А, приступив, не соединились ли? Бог положил всё небесное и земное соединить под Главою - Христом (Еф. 1,10). Итак, Церковь земная и небесная есть одно Тело, Глава которого - Христос (Еф. 4,15), дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1Кор. 12,25). Мы - одно Тело! Какая связь может быть теснее?! Не заботятся ли руки о ногах и т.д.? Вышний Иерусалим ... он - матерь всем нам (Гал. 4,26).
Ситуация парадоксальна. Во дни земной жизни апостолы подвизаясь ради Господа, любили ближних по слову Господню и потому молились за братьев своих во Христе. Но вот исполнилось желание апостола разрешиться и быть со Христом (Флп. 1,22), выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор. 2,8). И те, кто ещё недавно, желая выразить свою любовь к братьям, писали: мы... не перестаем молиться о вас (Кол. 1,8), неужели, оставив тело, потеряли и ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она никогда не перестает (1Кор. 13,8)?
Пророк Варух взывает: Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля! (Вар.3,4).[11]
Все иные посредники стали излишни с того момента, как Христос вознёсся, воссел одесную Бога Отца, чтобы ходатайствовать за нас.[14] Видимо, так ответила бы протестантская догматика на просьбы апостолов: Умоляю вас братия... подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15,30). Братия! молитесь о нас (1Фес. 5,25; 2Фес. 3,1; Еф. 6,19; Кол. 4,2-3; Евр. 13,18).
Ангелам Своим Господь открывает дела человеческие и потому бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15,10). А духи праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23), согласно христианской антропологии (в данном случае как православной, так и баптистской), обладают не меньшей степенью богообщения, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии (Лк. 20,36).
Это же обстоятельство подтверждает и свидетельство св. ап. Иоанна Богослова о виденных им душах убиенных за Слово Божие, которые молились о правосудии Божием над живущими на земле (Откр. 6,10-11). Тот факт, что они знали о том, что Владыка святый и истинный не судит и не мстит живущим на земле за кровь их, не оставляет сомнений в том, что святые пребывают в ведении земных судеб и событий.
МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ. Православие-протестантизм. Штрихи полемики священник Вячеслав Рубский
Хотя Писание и говорит: в вечной памяти будет праведник (Пс. 111,6) и память праведника пребудет благословенна (Притч. 10,7), но протестантам от памятования вне-библейских праведников пришлось решительно отказаться. И не только от памятования, но даже и от их различения. Когда протестанты слышат вопросы со ссылками на эти и другие цитаты: А где ваши праведники, которых вы должны помнить?, они отвечают, что не нам, грешным, судить, кто праведен пред Богом, а кто - нет. Истинный сонм святых в настоящее время известен только Богу.[1] Ответ этот не более чем уклонение от ответа. Неужели ветхозаветная церковь имела способность отличить человека Божия от грешника, а Новозаветная почему-то эту способность утратила? И это притом, что действие Духа Божия в новозаветной Церкви, несомненно, умножилось.
Поминайте наставников ваших... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13,7) - заповедует апостол.
В Писании молитва часто называется просьбой: Чего ни пожелаете, просите, и будет вам... Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё. Просите и получите (Мф. 21,22; Ин. 15,7; 16,23-24; Лк. 16,27; Мк. 11,24; Рим. 1,10; 1Ин.5,15; Иак. 1,5-6 и т.п.). И если молитву мы назовём просто прошением, то этот вопрос разрешится сам собой. Итак, просить можно человека? Безусловно. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе (Рим. 2,10). А значит и хвалу можно адресовать не только Сотворившему небо и землю, но и всем тем, кому мы признательны. Следовательно, заключить это рассуждение можно так: если кто-либо считает непозволительным обращаться с молитвой к святым, то пусть обращается к ним с просьбой!
Главный вопрос: почему протестанты исключают святых[4] из Церкви Христовой? Откуда такая глубокая непреодолимая стена между Церковью земной и небесной? Принимая христианство, мы не просто начинаем верить в бытие Бога, Его святых и ангелов. Мы входим в реальное общение с ними. Мы приступили ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12,22-23.). А, приступив, не соединились ли? Бог положил всё небесное и земное соединить под Главою - Христом (Еф. 1,10). Итак, Церковь земная и небесная есть одно Тело, Глава которого - Христос (Еф. 4,15), дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1Кор. 12,25). Мы - одно Тело! Какая связь может быть теснее?! Не заботятся ли руки о ногах и т.д.? Вышний Иерусалим ... он - матерь всем нам (Гал. 4,26).
Ситуация парадоксальна. Во дни земной жизни апостолы подвизаясь ради Господа, любили ближних по слову Господню и потому молились за братьев своих во Христе. Но вот исполнилось желание апостола разрешиться и быть со Христом (Флп. 1,22), выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор. 2,8). И те, кто ещё недавно, желая выразить свою любовь к братьям, писали: мы... не перестаем молиться о вас (Кол. 1,8), неужели, оставив тело, потеряли и ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она никогда не перестает (1Кор. 13,8)?
Пророк Варух взывает: Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля! (Вар.3,4).[11]
Все иные посредники стали излишни с того момента, как Христос вознёсся, воссел одесную Бога Отца, чтобы ходатайствовать за нас.[14] Видимо, так ответила бы протестантская догматика на просьбы апостолов: Умоляю вас братия... подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15,30). Братия! молитесь о нас (1Фес. 5,25; 2Фес. 3,1; Еф. 6,19; Кол. 4,2-3; Евр. 13,18).
Ангелам Своим Господь открывает дела человеческие и потому бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15,10). А духи праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23), согласно христианской антропологии (в данном случае как православной, так и баптистской), обладают не меньшей степенью богообщения, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии (Лк. 20,36).
Это же обстоятельство подтверждает и свидетельство св. ап. Иоанна Богослова о виденных им душах убиенных за Слово Божие, которые молились о правосудии Божием над живущими на земле (Откр. 6,10-11). Тот факт, что они знали о том, что Владыка святый и истинный не судит и не мстит живущим на земле за кровь их, не оставляет сомнений в том, что святые пребывают в ведении земных судеб и событий.
МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ. Православие-протестантизм. Штрихи полемики священник Вячеслав Рубский
Комментарий