Ириней Лионский не Предание ставит утверждением Церкви, а Евангелие и оживотворяющее действие Духа: "Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей".
Про 4 Евангелия, я еще вспомнил их гармонизацию в виде Диатессарона Татиана. Противопоставляет Ириней ложным писаниям гностиков истинные Писания Апостолов, когда пишет, что валентиниане "свое недавнее сочинение озаглавливают Евангелием истины, хотя оно ни в чем несогласно с Евангелиями Апостолов". А в другом месте пишет, что еретики "приводят несказанное множество апокрифических и подложных писаний, которые они сами составили для того, чтобы поражать людей несмысленных и незнающих писаний истинных". Я вообще не могу понять о какой опоре на предание, православные могут утверждать, если доникейская патристика была субординационистской, кто-то мыслил модалистски, если взгляд на Евхаристию можно встретить подобно лютеранскому или реформатскому?! Например, Ириней учит, что Евхаристия состоит из двух вещей - из земного и небесного. То есть, если апеллировать к преданию, как к чему то изначально православному, то оно не будет в пользу православных. Но чтобы это понять, надо иметь знания и включить ум. Мы видим, что в доникейский период, было разное богословское построение, богословие развивалось. Свой вклад в развитие богословия вкладывали Тертуллиан, Ориген. На триадологическом наследии Оригена, свое богословие строили Великие Каппадокийцы, да и вообще Ориген на многих повлиял, хотя сам был субординационистом. Он вводит в богословие понятие о Трех Ипостасях, правда в субординационистском ключе, учит совечности Сына Отцу. Но фундаментом для богословского развития, служило Писание, которое обрамлялось через философское восприятие. Ранние христианские авторы в богословском построении применяли платоновскую модель иерархии бытия, соотнося к Отцу, как к абсолютно трансцендентному. Возможно на основе такой платоновской модели, следовал субординационизм, где Лица Троицы, как круги на воде, каждый из которых, меньше предыдущего; где Слово - необходимый Посредник, являющийся звеном между Отцом и тварным миром. Но даже в самом Евангелии мы читаем слова Христа, где Он говорит, что Отец более Его, а так-же в Евангелии читаем, что Сын являет Отца. Мы даже не знаем тонкостей веры самих авторов новозаветных текстов, где они касаются Христологии, мы ведь интерпретируем их слова в свете постникейского понимания. Но одно мы можем точно знать из новозаветных текстов, что Христос Спаситель, что Его природа предвечна, что Отец через Него творил мир, что Ему подобает такое же почитание, как и Отцу (Ин. 5:23). Об этом ясно говорится в самих текстах, особенно в Евангелии от Иоанна и в Павловых Посланиях. Читая эти тексты, так-же можно увидеть Триадологию, как общую картину, в которой Отец, Сын и Дух Святой, связаны между Собой. Но когда дело стало заходить в богословские споры, вне данного Откровения, мы вступаем в область скорее спекулятивного богословия, примером чему могут служить споры миафизитов с "несторианами". Как по мне, здесь остается тайна, касательно тонкостей богословия, касательно какова была воля Христа и прочее. Этого мы не можем знать, а что действительно можем знать, то изложено в Писании, поэтому несравнима роль Писания, потому что в нем записано Откровение. Библеист Раймонд Браун, преподаватель Нового Завета, по чьим книгам ведется преподавание почти на всех кафедрах библеистики, заявляет, что крещение "во имя Иисуса Христа", означало, что от крещаемого требовалось произнести свое собственное признание веры, т.е. сказать: "Иисус - Мессия (Христос)", "Иисус - Сын Божий" или "Иисус - Сын Человеческий". На мой взгляд, подобные личные исповедания уверовавших, не требовали от них тонкостей богословия. Уверовавшие просто признавали Иисуса: Мессией, Спасителем, Сыном Божьим. Это очень ранний период, подобное личное исповедание, мы видим у евнуха-эфиоплянина, в Книге Деяний Апостолов. Протестанты не отрицают Соборы, но подходят к ним иначе, я вам как то уже цитировал реформата Луиса Беркхофа, где он пишет о протестантском взгляде на Соборы. А что касается Иринея, ну вот сами видите, что гностикам он противопоставляет Апостольские Писания и утверждает, что Евангелие является утверждением Церкви. И когда Ириней пишет о епископах, как преемниках Апостолов, он имеет в виду, что они преемники евангельской веры, а не механической цепочки рукоположений, как это сейчас понимается под Апостольской преемственностью.
- - - Добавлено - - -
И не только у лютеран, но и у реформатов:
1) Страсбургская литургия
2) Совершение Евхаристии в Венгерской реформатской церкви - https://youtu.be/Vmlh0QRKBUY?t=79
3) Первое Причастие детей. Девочки одеты во всем белом, прям как у римо-католиков - https://youtu.be/Vmlh0QRKBUY?t=879
- - - Добавлено - - -
Принцип сола скриптура у древних отцов:
1) Василий Великий: Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления
Правило 26. К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления, Нравственные правила - святитель Василий Великий
2) Кирилл Иерусалимский: Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.
По ссылке, это 17-й параграф - Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]., Поучения огласительные - святитель Кирилл Иерусалимский
3) Августин пишет: «Только эти книги Писания, называемые каноническими, столь достославны, что мы веруем: авторы их ни в чем не погрешили против истины. Что же до прочих писателей, труды коих мне довелось читать, то полагаю, не все в их трудах истина, ведь какой бы не достигли они учености и святости, это все равно просто их собственные писания и помышления» (Epis. ad Hieron. XIX, 1 перевод С.И. Еремеева).
В своем знаменитом письме Иерониму (№ 82 ок. 405), Августин пишет: "I have learned to yield this respect and honor only to the canonical books of Scripture: of these alone do I most firmly believe that the authors were completely free from error. And if in these writings I am perplexed by anything which appears to me opposed to truth, I do not hesitate to suppose that either the manuscript is faulty, or the translator has not caught the meaning of what was said, or I myself have failed to understand it".
Я это к тому привел, что сам принцип сола скриптура существовал очень задолго до протестантов, причем, я в пример привел двух восточных отцов.
- - - Добавлено - - -
Она Тамара.
Про 4 Евангелия, я еще вспомнил их гармонизацию в виде Диатессарона Татиана. Противопоставляет Ириней ложным писаниям гностиков истинные Писания Апостолов, когда пишет, что валентиниане "свое недавнее сочинение озаглавливают Евангелием истины, хотя оно ни в чем несогласно с Евангелиями Апостолов". А в другом месте пишет, что еретики "приводят несказанное множество апокрифических и подложных писаний, которые они сами составили для того, чтобы поражать людей несмысленных и незнающих писаний истинных". Я вообще не могу понять о какой опоре на предание, православные могут утверждать, если доникейская патристика была субординационистской, кто-то мыслил модалистски, если взгляд на Евхаристию можно встретить подобно лютеранскому или реформатскому?! Например, Ириней учит, что Евхаристия состоит из двух вещей - из земного и небесного. То есть, если апеллировать к преданию, как к чему то изначально православному, то оно не будет в пользу православных. Но чтобы это понять, надо иметь знания и включить ум. Мы видим, что в доникейский период, было разное богословское построение, богословие развивалось. Свой вклад в развитие богословия вкладывали Тертуллиан, Ориген. На триадологическом наследии Оригена, свое богословие строили Великие Каппадокийцы, да и вообще Ориген на многих повлиял, хотя сам был субординационистом. Он вводит в богословие понятие о Трех Ипостасях, правда в субординационистском ключе, учит совечности Сына Отцу. Но фундаментом для богословского развития, служило Писание, которое обрамлялось через философское восприятие. Ранние христианские авторы в богословском построении применяли платоновскую модель иерархии бытия, соотнося к Отцу, как к абсолютно трансцендентному. Возможно на основе такой платоновской модели, следовал субординационизм, где Лица Троицы, как круги на воде, каждый из которых, меньше предыдущего; где Слово - необходимый Посредник, являющийся звеном между Отцом и тварным миром. Но даже в самом Евангелии мы читаем слова Христа, где Он говорит, что Отец более Его, а так-же в Евангелии читаем, что Сын являет Отца. Мы даже не знаем тонкостей веры самих авторов новозаветных текстов, где они касаются Христологии, мы ведь интерпретируем их слова в свете постникейского понимания. Но одно мы можем точно знать из новозаветных текстов, что Христос Спаситель, что Его природа предвечна, что Отец через Него творил мир, что Ему подобает такое же почитание, как и Отцу (Ин. 5:23). Об этом ясно говорится в самих текстах, особенно в Евангелии от Иоанна и в Павловых Посланиях. Читая эти тексты, так-же можно увидеть Триадологию, как общую картину, в которой Отец, Сын и Дух Святой, связаны между Собой. Но когда дело стало заходить в богословские споры, вне данного Откровения, мы вступаем в область скорее спекулятивного богословия, примером чему могут служить споры миафизитов с "несторианами". Как по мне, здесь остается тайна, касательно тонкостей богословия, касательно какова была воля Христа и прочее. Этого мы не можем знать, а что действительно можем знать, то изложено в Писании, поэтому несравнима роль Писания, потому что в нем записано Откровение. Библеист Раймонд Браун, преподаватель Нового Завета, по чьим книгам ведется преподавание почти на всех кафедрах библеистики, заявляет, что крещение "во имя Иисуса Христа", означало, что от крещаемого требовалось произнести свое собственное признание веры, т.е. сказать: "Иисус - Мессия (Христос)", "Иисус - Сын Божий" или "Иисус - Сын Человеческий". На мой взгляд, подобные личные исповедания уверовавших, не требовали от них тонкостей богословия. Уверовавшие просто признавали Иисуса: Мессией, Спасителем, Сыном Божьим. Это очень ранний период, подобное личное исповедание, мы видим у евнуха-эфиоплянина, в Книге Деяний Апостолов. Протестанты не отрицают Соборы, но подходят к ним иначе, я вам как то уже цитировал реформата Луиса Беркхофа, где он пишет о протестантском взгляде на Соборы. А что касается Иринея, ну вот сами видите, что гностикам он противопоставляет Апостольские Писания и утверждает, что Евангелие является утверждением Церкви. И когда Ириней пишет о епископах, как преемниках Апостолов, он имеет в виду, что они преемники евангельской веры, а не механической цепочки рукоположений, как это сейчас понимается под Апостольской преемственностью.
- - - Добавлено - - -
И не только у лютеран, но и у реформатов:
1) Страсбургская литургия
2) Совершение Евхаристии в Венгерской реформатской церкви - https://youtu.be/Vmlh0QRKBUY?t=79
3) Первое Причастие детей. Девочки одеты во всем белом, прям как у римо-католиков - https://youtu.be/Vmlh0QRKBUY?t=879
- - - Добавлено - - -
Принцип сола скриптура у древних отцов:
1) Василий Великий: Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления
Правило 26. К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления, Нравственные правила - святитель Василий Великий
2) Кирилл Иерусалимский: Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.
По ссылке, это 17-й параграф - Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]., Поучения огласительные - святитель Кирилл Иерусалимский
3) Августин пишет: «Только эти книги Писания, называемые каноническими, столь достославны, что мы веруем: авторы их ни в чем не погрешили против истины. Что же до прочих писателей, труды коих мне довелось читать, то полагаю, не все в их трудах истина, ведь какой бы не достигли они учености и святости, это все равно просто их собственные писания и помышления» (Epis. ad Hieron. XIX, 1 перевод С.И. Еремеева).
В своем знаменитом письме Иерониму (№ 82 ок. 405), Августин пишет: "I have learned to yield this respect and honor only to the canonical books of Scripture: of these alone do I most firmly believe that the authors were completely free from error. And if in these writings I am perplexed by anything which appears to me opposed to truth, I do not hesitate to suppose that either the manuscript is faulty, or the translator has not caught the meaning of what was said, or I myself have failed to understand it".
Я это к тому привел, что сам принцип сола скриптура существовал очень задолго до протестантов, причем, я в пример привел двух восточных отцов.
- - - Добавлено - - -
Она Тамара.
Комментарий