Как в том анекдоте. Он же не святой.
Мнение преподавателя МДА, В.Асмуса :
На самом деле корни новой теории не простираются дальше ХIХ века. Родоначальником ее является Хомяков, который в «Опыте катихизического изложения учения о Церкви» писал, что Церковь «не отвергает и слова пресуществление, но не приписывает ему того вещественного смысла, который приписан ему учителями падших церквей». В сочинении «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» Хомяков говорит уже по-другому: «Тот, кто видит в Евхаристии одно лишь воспоминание, равно как и тот, кто настаивает на слове пресуществление или заменяет его словом сосуществление; другими словами, и тот кто, так сказать, выпаривает таинство, и тот, кто обращает его в чудо чистовещественное, одинаково бесчестят святую вечерю, приступая к ней с вопросами атомистической химии». Хомяковские воззрения получили достойную оценку у профессора МДА священника Павла Флоренского, который пишет: «Итак, Церковь "не отвергает" слова "пресуществление", но "настаивать" на нем это значит "безчестить тайную вечерю", "обращать ее в чудо чистовещественное", "приступать к ней с вопросами атомистической химии". Странная логика! Если настаивать на термине "пресуществление" есть не меньшее заблуждение, чем понимать Святую Евхаристию как сосуществление (то есть по формуле cum pane, in pane, sub pane или даже как простое воспоминание, то есть впадать в явное нечестие, то каким образом Церковь может "не отвергать" слова "пресуществление"? Вообще, как может Церковь "не отвергать" того, настаивать на чем предосудительно? Явное дело, Она или совсем отвергает обсуждаемый здесь термин, или, допустив его, тем самым позволяет держаться его, то есть настаивать на нем, коль скоро окажется нужда в нем и без него нельзя будет заградить уста еретику. Но Хомякову хочется избегнуть определенности и просто замолчать термин, который в евхаристическом споре с протестанствующими столь же решителен и потому неустраним, как термин "единосущный" в тринитарном споре с арианствующими или термин "Богородица" в споре с несторианствующими. "В литургии нет этого слова", замечает, протестантствуя, Хомяков. Но Хомякову ли неизвестно, что такая уловка недостойна его, ибо подобное же говорили, "не отвергая" термина "единосущный", и полуарианствующие, ссылаясь на несуществование его в Священном Писании. И, в довершение аналогии терминами: "единосущный" и "Богородица", равно как и термином "пресуществление", действительно пользовались еретики в своих целях, употребляя их огрубленно, чувственно. Но тем не менее Церковь их не только "не отвергла", но и положительно утвердила, ибо без них нельзя было сопротивляться размывающему церковный догмат потоку еретического лжеучения» (Флоренский. Соч. Т. 2. М., 1996. С. 300-301). С о. Павлом Флоренским был вынужден согласиться даже Бердяев, который как раз после опубликования работы свящ. П. Флоренского «Около Хомякова» подверг о. Флоренского самым яростным нападкам именно за это сочинение. В начале ХХ в. пытался продолжать Хомякова в воззрениях на Евхаристию богослов-дилетант генерал Киреев, который носился с надеждами на присоединение к Церкви старокатоликов и предлагал для них пункты отречения от католицизма, и одним из этих пунктов было отречение от «пресуществления». В целом же дореволюционное богословие в вопросе о Евхаристии держалось тех самых традиционных воззрений, которые выразил и свящ. П. Флоренский.
С ув. Сергей.
P.S. Вы предлагаете как пункт отречения от католицизма - отречение от работ св. преп. Иоанна Дамаскина..?
Мнение преподавателя МДА, В.Асмуса :
На самом деле корни новой теории не простираются дальше ХIХ века. Родоначальником ее является Хомяков, который в «Опыте катихизического изложения учения о Церкви» писал, что Церковь «не отвергает и слова пресуществление, но не приписывает ему того вещественного смысла, который приписан ему учителями падших церквей». В сочинении «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» Хомяков говорит уже по-другому: «Тот, кто видит в Евхаристии одно лишь воспоминание, равно как и тот, кто настаивает на слове пресуществление или заменяет его словом сосуществление; другими словами, и тот кто, так сказать, выпаривает таинство, и тот, кто обращает его в чудо чистовещественное, одинаково бесчестят святую вечерю, приступая к ней с вопросами атомистической химии». Хомяковские воззрения получили достойную оценку у профессора МДА священника Павла Флоренского, который пишет: «Итак, Церковь "не отвергает" слова "пресуществление", но "настаивать" на нем это значит "безчестить тайную вечерю", "обращать ее в чудо чистовещественное", "приступать к ней с вопросами атомистической химии". Странная логика! Если настаивать на термине "пресуществление" есть не меньшее заблуждение, чем понимать Святую Евхаристию как сосуществление (то есть по формуле cum pane, in pane, sub pane или даже как простое воспоминание, то есть впадать в явное нечестие, то каким образом Церковь может "не отвергать" слова "пресуществление"? Вообще, как может Церковь "не отвергать" того, настаивать на чем предосудительно? Явное дело, Она или совсем отвергает обсуждаемый здесь термин, или, допустив его, тем самым позволяет держаться его, то есть настаивать на нем, коль скоро окажется нужда в нем и без него нельзя будет заградить уста еретику. Но Хомякову хочется избегнуть определенности и просто замолчать термин, который в евхаристическом споре с протестанствующими столь же решителен и потому неустраним, как термин "единосущный" в тринитарном споре с арианствующими или термин "Богородица" в споре с несторианствующими. "В литургии нет этого слова", замечает, протестантствуя, Хомяков. Но Хомякову ли неизвестно, что такая уловка недостойна его, ибо подобное же говорили, "не отвергая" термина "единосущный", и полуарианствующие, ссылаясь на несуществование его в Священном Писании. И, в довершение аналогии терминами: "единосущный" и "Богородица", равно как и термином "пресуществление", действительно пользовались еретики в своих целях, употребляя их огрубленно, чувственно. Но тем не менее Церковь их не только "не отвергла", но и положительно утвердила, ибо без них нельзя было сопротивляться размывающему церковный догмат потоку еретического лжеучения» (Флоренский. Соч. Т. 2. М., 1996. С. 300-301). С о. Павлом Флоренским был вынужден согласиться даже Бердяев, который как раз после опубликования работы свящ. П. Флоренского «Около Хомякова» подверг о. Флоренского самым яростным нападкам именно за это сочинение. В начале ХХ в. пытался продолжать Хомякова в воззрениях на Евхаристию богослов-дилетант генерал Киреев, который носился с надеждами на присоединение к Церкви старокатоликов и предлагал для них пункты отречения от католицизма, и одним из этих пунктов было отречение от «пресуществления». В целом же дореволюционное богословие в вопросе о Евхаристии держалось тех самых традиционных воззрений, которые выразил и свящ. П. Флоренский.
С ув. Сергей.
P.S. Вы предлагаете как пункт отречения от католицизма - отречение от работ св. преп. Иоанна Дамаскина..?

Боги вы или твари дрожащие ?
Комментарий