Дмитрий Резник
Текст неоднозначный, надо сказать. Вот народ, вот неподалеку гора, дым, молнии, трубный глас, вот, ни один из образов, который описан ранее в Исходе (неопалимый терновый куст, огненный и облачный столбы), не связан с тельцом ничем, а народ легко соглашается с образом тельца. Потенциал для трактовок широчайший (влоть до мидрашей, в которых этот самый телец переходит с народом Израиля через море).
Грех золотого тельца - р. Моше Вейсман. Мидраш рассказывает. Шмот
Мидраша.net - Недельная глава Тецавэ.Золотой телец бунт ограниченности против абстракции
Маханаим / <a href="http://ejwiki.org/w/index.php?title=Еврейская_Библия">Еврейская Библия</a> / Статьи к недельным главам Торы
(рав Полонский тут приводит чтение не "бог", а "боги")
Тут у православных даже с раввинистами выходит своеобразный консенсус
Т.е. либо речь шла о богоотступничестве, либо о поиске нового посредника, либо о том и другом вместе, но вероятность того, что тельцом изображался Бог Авраама, Исаака и Иакова непсоредственно - на порядок меньшая.
Нет. Почитайте текст внимательно.
Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось
Грех золотого тельца - р. Моше Вейсман. Мидраш рассказывает. Шмот
Мидраша.net - Недельная глава Тецавэ.Золотой телец бунт ограниченности против абстракции
Но вернемся к нашей ситуации. РаШИ приводит Мидраш, согласно которому Сатан показал смятенным сынам Израиля мираж высоко в небе ангелы несли гроб с телом Моше. Понятно, что такой "глюк" не добавил им уверенности в завтрашнем дне, и они обратились к Агарону с требованием: ""ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (Шмот 32:1). Это требование необходимо пояснить. С одной стороны, евреи вроде бы ударяются в махровое идолопоклонство ("сделай нам божество"!), с другой стороны, они объясняют свою просьбу тем фактом, что они остались без предводителя ввиду отсутствия Моше, и им нужен новый лидер на его место. Так кого же они хотят новое божество или нового лидера? Ответ и то, и другое! Как отмечают многие комментаторы, совершенно невозможно представить, что народ, который только несколько недель назад слышал слова самого Творца "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства", скатится с этой вершины духовности и святости в темную пропасть язычества. Тогда что же? Дело в том, что человеку свойственно стремиться к стабильности. Он хочет твердо знать, что принесет ему "завтра". Только вот закавыка его "завтра" зависит от того, как он поступит "сегодня". Именно поэтому "ман" нельзя было накопить впрок. Человек должен понять, что только выполнение воли Вс-вышнего сможет обеспечить ему светлое будущее.
А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику Агарону?
А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику Агарону?
(рав Полонский тут приводит чтение не "бог", а "боги")
потому они сделали Золотого Тельца и сказали: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" (Исход 32:4)
Т.е. либо речь шла о богоотступничестве, либо о поиске нового посредника, либо о том и другом вместе, но вероятность того, что тельцом изображался Бог Авраама, Исаака и Иакова непсоредственно - на порядок меньшая.

Комментарий