Про иконы

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Йицхак
    R.I.P.

    • 22 February 2007
    • 57437

    #1846
    Грустно...

    Сообщение от test
    Не пытайтесь втянуь меня в обсуждение были ли изображения Иисуса и святых до 5-го века. У меня есть дела поважнее. Вы сами может найти данные... Даже у "иконоборцев". Даже из письма арианина Евсевия можно заключить, что раз "принцесса" просит прислать ей изображение, значит такие изображения имели место быть. Короче думайте своей головой. Не напрягайте других по пустякам, ладушки?

    Он был арианинов и исповедовал еретические идеи (они же нашли отражение и в его ответе).

    Хватит тупить. Она хотела не "посмотреть", а получить такое изображение. Читать будем, что написано?!

    Если я иконоборца (Вас напр.) попрошу прислать мне святую икону Спасителя, Вы мне ответите точно так же как и Евсевий, то есть наврете. И это будет на Вашей совести.

    Браво, Константин. Не лжесвидетельствуй (с) - это не для православных или лично не для Вас?
    Конечно, у Вас есть дела поважнее, чем правда Божия. И Вы ими так заняты, что пришли на форум и участвуете в диспутах.
    Конечно, назвать православного епископа арианином и исповедником еретических идей - запросто. Не беда, что никакой собор или епископат (кроме Вас лично) такого постановления не выносил.
    Конечно передергивать, сравнивая меня с рукоположенным православным епископом - не проблема. Клеветать ведь могут только протестанты, а православные (исключая, конечно Евсевия) - ни за что.
    Мне искренне жаль Вас.

    Но пост этот, в общем то, не для Вас. Это для читателей. Чем больше подобных "опровержений" и "опровергателей", тем читателям всё яснее.
    Не более того.

    Комментарий

    • ma3471
      Ghjofqnt!!Казистый Годяй

      • 08 July 2005
      • 3936

      #1847
      Сообщение от Йицхак
      Но пост этот, в общем то, не для Вас. Это для читателей. Чем больше подобных "опровержений" и "опровергателей", тем читателям всё яснее.
      Не более того.
      Да уж читателям давно уже должно быть всё ясно. Если не было икон, то с чем боролись ИКОНОборцы?

      Это не Вам вопрос, а читателям. Логичный ответ таков: раз были иконоборцы, значит и было то, с чем они боролись, а именно иконы и их почитание. В практике жизни Церкви иконопочитание было, но догматически оно ещё не было оформлено ибо это была живая практика жизни верующих и в том не было тогда нужды. А догматическое обоснование Церковью было сделано аккурат по причине восстания иконоборцев.

      Умоляю Вас, не отвечать никогда на мои посты! Я буду Вас цитировать токма с целью просвещения читателя воизбежание запудривания Вами их мозгов. Не принимайте мои цитирования Вас как желание пообщаться с Вами. Умоляю! Не надо мусорить в темах.

      PS Йицхак карабин пожалуйста не отвечайте мне никогда!
      ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

      Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

      Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
      Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
      Аминь.
      Молитва св. Ефрема Сирина

      Комментарий

      • Searhey
        Ветеран

        • 30 November 2002
        • 4505

        #1848
        Just-a-man, приветствую!

        Не хотел пока в этой теме участвовать... Но по Вашему посту сложилось впечатление, что Ваши мысли зравы, и в узлы не завязаны.

        А если я вижу, как водитель маршрутки, матерясь...
        А если я вижу, как студентка вырезает из "Московского Комсомольца" икону...
        Какое у них "исповедание"? Они все считают себя "православными". От того и иконки вешают, возят, носят. А "православными" они считают себя от того, что иконками пользуются. Вот и всё "исповедание"... Это "исповедание" на иконах начинается, ими же и заканчивается.

        Так вот знайте, православные, меня это соблазняет! Скажете, это - только мои проблемы? Вам до меня нет никакого дела?
        Когда Вы так ставите вопрос - да, нам до Вас не будет никакого дела. Пока не станет ясно, ПОЧЕМУ это Вас соблазняет. Вот когда вскроется причина... Тогда и будет ясно, ревность в Вас говорит - или похоть очей и гордость житейская...
        Давайте попробуем разобраться, ПОЧЕМУ Вас это соблазняет? Ведь согласитесь, если кто-то в подобной ситуации действительно ПОСТРАДАВШАЯ сторона - так это ну никак не Вы, а те православные христиане, для которых исповедание и не начинается иконами, и тем более не заканчивается.
        Эти, как Вы сказали, "продвинутые православные" куда более Вас имеют проблему - Вы-то, даже если вдруг решите совершить что-то мерзкое (конечно, не дай Бог!!!) не будете при этом бить себя в грудь и кричать "Я - ПРАВОСЛАВНЫЙ". Но ведь достаточно таких, кто подобное делает, увы.
        И "формально верующих" много, и они тоже могут назвать себя православными, имея только некоторую причастность к исторически-нравственной традиции православия (но не к Церкви), не более...
        Вот и взгляните на это не своими глазами (без криков "караул, Я главный пострадавший"). В чем Вы пострадали, кроме как в собственном эстетическом чувстве? Они ведь не "Вашим именем" называются.
        А те, под "ЧЬИМ" именем происходят нехорошие вещи - молчат и терпят в надежде, что Господь и этим неразумеющим даст покаяние в жизнь.
        Например, я тоже одним из таких был - да и теперь недалеко ушел...

        А Вы что таким НАМ можете предложить? Чтобы многие из нас, НЕМОЩНЫХ В ВЕРЕ, и иконку из машины выбросили? Ну и будет, как в поговорке: "С глаз долой - из сердца вон..." А Вы примете нашу кровь на свою главу?
        Если Вы лично способны заглянуть в сердце человека - тогда Вы и скажите ему те пять-семь БОЖЬИХ слов, которых ему будет достаточно, чтобы покаяться в прахе и пепле. А Вы и слов для таких не имеете - и иконы их Вас соблазняют... Ну и как Вам угодить?

        Вы говорите, что мы клевещем на православие, не зная его, а сами то вы уверены, что его знаете?
        Скажу за себя - знаю только отчасти. Но и этой части вполне достаточно, чтобы увидеть разницу с другими "исповеданиями" в пользу православного христианства.

        Вы поймите, что мнение русских протестантов об иконах и православии формируется не от общения с "продвинутыми" 3% процентами, а от ежедневной практики. От коллег, родственников, соседей.
        Понимаем. Поэтому не себя "вывешиваем" на всеобщее обозрение как образец ВОПЛОЩЕНИЯ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ. А Святых Церкви Христианской. Зайдите в любой храм - и увидите, кто для нас истинно православные христиане, кто без сомнения носит это имя законно.
        Все честно и открыто, можно проверить в любом городе в любом храме в любой момент.
        Если же Вы по собственному произволу выбираете "из нас" образцы для составления впечатления - это впечатление будет произвольным и незаконным.

        И ох, как трудно поверить, что "настоящее" православие - это не то что, мы видели каждый день в течение многих лет.
        Извините, но что искали - то и видели. Настоящее православие найти нетрудно, как и где - я уже сказал. Берете жизнеописания и произведения Святых - Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштатского. И все ясно - для Вас "итинно православными" будут те, кого признают САМИ ПРАВОСЛАВНЫЕ, причем все без исключения. А если ищете в другом месте - тоже все ясно, но не в Вашу пользу.

        Иначе что мне, например, мешает посчитать настоящими лютеранами нацистов фашистской Германии и содомитов Голландии и Дании. Они оттуда, и это правда - но ведь еще не Истина. Более скажу, сквернословие и курение Православной Церковью осуждается как грехи - а "голубые" в "церкви" венчаются? Это Вас лично не соблазняет?
        Или вот баптисты - разве они не такие, как Джордж Буш и Бритни Спирс?А какие ТОГГДА?????

        И так далее...
        О смыслах книги Откровение Иоанна Богослова

        Комментарий

        • Алмодад
          Ветеран

          • 20 May 2006
          • 2353

          #1849
          Сообщение от Йицхак
          Наш диалог для тех, кто читает: умеющие читать - прочитают .
          Я полагаю дорогой брат, что мы напрсно ломаем копья, убеждая наших братьев верить по Слову. Я думаю это даже хорошо что братья православные прекланяются перед иконами и больше верят в целительную силу мощей (иконы). Я надеюсь вы меня поняли к чему я клоню.
          Мы с вами покланяемся так, как просил нас об этом Сам Иисус Христос.
          И пусть будет каждому по его заслугах.
          Слава Богу!

          Комментарий

          • Йицхак
            R.I.P.

            • 22 February 2007
            • 57437

            #1850
            Сообщение от Алмодад
            Я полагаю дорогой брат, что мы напрсно ломаем копья, убеждая наших братьев верить по Слову. Я думаю это даже хорошо что братья православные прекланяются перед иконами и больше верят в целительную силу мощей (иконы). Я надеюсь вы меня поняли к чему я клоню.
            Мы с вами покланяемся так, как просил нас об этом Сам Иисус Христос.
            И пусть будет каждому по его заслугах.
            Слава Богу!
            Аминь. Но брата Мишу я все равно люблю, хоть он и завидует моей реакции
            Миша, не огорчайтесь. В битии бесов в пятак мне Вас всё равно не превзойти

            Комментарий

            • test
              Ветеран

              • 15 December 2003
              • 4658

              #1851
              Сообщение от Йицхак
              Браво, Константин. Не лжесвидетельствуй (с) - это не для православных или лично не для Вас?
              ....
              Конечно, назвать православного епископа арианином и исповедником еретических идей - запросто. Не беда, что никакой собор или епископат (кроме Вас лично) такого постановления не выносил.
              утомляете уже...
              ОРИГЕН, ЕВСЕВИЙ И ИКОНОБОРЧЕСКИЙ СПОР

              Хватить выдергивать отдельные факты и фактики, для того чтобы устраивать бузу.
              Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

              Комментарий

              • test
                Ветеран

                • 15 December 2003
                • 4658

                #1852
                Сообщение от Алмодад
                Я полагаю дорогой брат, что мы напрсно ломаем копья, убеждая наших братьев верить по Слову. Я думаю это даже хорошо что братья православные прекланяются перед иконами и больше верят в целительную силу мощей (иконы). Я надеюсь вы меня поняли к чему я клоню.
                Мы с вами покланяемся так, как просил нас об этом Сам Иисус Христос.
                И пусть будет каждому по его заслугах.
                Слава Богу!
                Не останавливайтесь... Продолжайте... Убедите "дорогого брата" перестать "ломать копья"
                Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                Комментарий

                • Searhey
                  Ветеран

                  • 30 November 2002
                  • 4505

                  #1853
                  Алмодад.

                  Мы с вами покланяемся так, как просил нас об этом Сам Иисус Христос.
                  Не обманывайтесь, Алмодад. Вы покланяетесь всего лишь так, как лично Вы уразумели букву Писания. А Йицхак не так, как Вы - а так, как он. И это поклонение у вас разное настолько, насколько разные у каждого человека способности к пониманию текстов, нравственные и культурные особенности, воображение и вера.

                  Вы сейчас обманулись видимостью единства только потому, что оба оказались ПРОТИВ чего-то.
                  А соглашаться против кого-то и чего-то много проще, чем быть в согласии друг с другом.

                  И пусть будет каждому по его заслугах.
                  Дай Вам Господь не по Вашим заслугам - а по Своей милости!!!!

                  Спаси, Господи!
                  О смыслах книги Откровение Иоанна Богослова

                  Комментарий

                  • Йицхак
                    R.I.P.

                    • 22 February 2007
                    • 57437

                    #1854
                    Грустно улыбнулся

                    Сообщение от test
                    утомляете уже...
                    ОРИГЕН, ЕВСЕВИЙ И ИКОНОБОРЧЕСКИЙ СПОР

                    Хватить выдергивать отдельные факты и фактики, для того чтобы устраивать бузу.
                    Дорогой Константин, Вы серьезно не понимаете разницу между: (а) грызней б-словов по поводу и без - и - (б) показанием ОЧЕВИДЦА "в мое время иконы в церкви не употребляли, потому как считали идолопонством".
                    Если НЕ видите разницу - мне жаль. Если ЛУКАВИТЕ - глубоко Ваш выбор.
                    Не боле того.

                    Комментарий

                    • Just-a-man
                      Участник

                      • 09 March 2007
                      • 48

                      #1855
                      Сообщение от test
                      утомляете уже...
                      ОРИГЕН, ЕВСЕВИЙ И ИКОНОБОРЧЕСКИЙ СПОР
                      Хватить выдергивать отдельные факты и фактики, для того чтобы устраивать бузу.
                      Даааа, лучше бы Вы не приводили эту ссылку. Там, конечно, имеется "наезд" на Евсевия, но в этой главе можно найти прямо-таки удивительные признания. Хочется цитировать абзацами, но попытаемся ограничить себя:
                      Как ни странно, ключ к пониманию этого спора для нас, кажется, утерян. Происхождение, значение и природа иконоборческого конфликта остаются неясными и загадочными. Современные историки не сходятся между собой в самых основных понятиях.
                      Отчего так?
                      Не будет преувеличением сказать, что позиция иконопочитателей известна и понятна нам гораздо лучше позиции иконоборцев. Богословские убеждения и стремления защитников святых икон достаточно ясны. Их суммировали и разъяснили выдающиеся авторы нашего времени .... Богословская позиция иконоборцев, напротив, остается неясной. Конечно, это связано прежде всего с недостатком информации. Наши документы неполны и отрывочны: труды иконоборцев в основном уничтожены, и нам приходится восстанавливать их по свидетельствам противников.
                      Да, что и говорить, историю пишут победители. Если бы не perestroika and glasnost, мы бы с вами до сих пор историю новейшего времени изучали по капээсэсовским мифам. И удивлялись бы, отчего таким глупыми и жестокими были монархисты, кадеты, эсеры, меньшевики (далее везде)? Меня, признаться, тоже утомляют наши постоянные ссылки на Евсевия. А что делать? Всё остальное уничтожено.
                      Об этом же говорит и Карташов:
                      Все исторические источники времени иконоборчества принадлежат гонимым и оскорбленным православным и потому рисуют царей-иконоборцев в самых мрачных чертах.

                      Историческая объективность тут требовала поправок, но поправки вскоре превратились в противоположную крайность. Симпатии немецких протестантских историков и восточных историков, как, например, Папарригопуло ("История эллинского народа"), склонны к полному оправданию императоров-иконоборцев, как просто реформаторов-прогрессистов. Наш профессор Терновский сопоставляет эту оценку с оценкой в нашей истории реформ Петра Великого. Как было бы трудно, говорит он, сформулировать объективно оценку реформ Петра, если были бы уничтожены все исторические источники, кроме обличительных слов Стефана Яворского.
                      Да, интересное сравнение. Петр Великий - герой. Победителей не судят. Я читал у некоего "патриота" следующую интерпретацию пресловутой переливки колоколов на пушки: "С тех времен и доныне в каждом русском артиллерийском орудии слышится звон церковных колоколов". Вот так, победителям в истории прощают всё, побежденным - ничего.

                      А что пишет на эту тему православный историк Михаил Поснов:
                      Почитание священных изображений ведет свое начало с первых времен христианства. В первые века священные изображения были символического характера; в IV-ом и V-ом в. совершается переход к исторической иконописи. Законность и важность исторических священных изображений в лицах и событиях некоторыми не признавались, и с их стороны раздавались протесты. Эти протесты приобретали особую силу в тех случаях, когда иконопочитание сопровождалось суеверными обычаями, или обращалось в идолатрию. Здесь нарушалась вторая заповедь закона Божия.
                      дальше - наш любимый Евсевий и потом:
                      С течением времени число лиц высказывавшихся против иконопочитания не только не уменьшалось, но возрастало. Благоприятную почву для них создавали суеверия и неправильности в иконопочитании. Иконоборцы были и среди духовенства даже епископов и среди светских лиц. У них была своя особая идеология, которая выражена в определении иконоборческого Собора 754 года. Отсюда видно, что гонение на иконы, предпринятое императорами иконоборцами в VIII-ом в. не есть явление совершенно неожиданное и при встрече с ним едва ли справедливо останавливаться в полном недоумении.
                      Пожалуй, единственное, в чем сходятся историки: иконоборчество - тема чрезвычайно сложная и плохо изученная. И неудивительно, ведь даже современники не просекли, в чем фишка:
                      Сообщение от Л.А. Успенский. Богословие иконы Православной церкви
                      Карл Великий созвал в 794 г. собор во Франкфурте. Собор этот, в котором принимало участие более 300 епископов... отказался признать и Седьмой Вселенский Собор, и иконоборческий собор 754 г., заявив: «Ни тот, ни другой не достойны называться Седьмым. Оставаясь приверженными православному учению, согласно которому мы должны воздавать поклонение одному только Богу, а святым почитание, мы не желаем ни отказываться от икон с одним из этих Соборов, ни поклоняться им с другим, и отбрасываем писания этого смехотворного Собора»[52].
                      Современные православные комментарии по поводу этого непонимания напоминают мне Задорновское: "Ну, тупы-ы-ые!"

                      В общем, повторюсь, тема очень и очень сложная, и, кажется, лишь только некоторым участникам нашего форума "всё ясно" с иконоборцами.

                      Комментарий

                      • Алмодад
                        Ветеран

                        • 20 May 2006
                        • 2353

                        #1856
                        Эксперимент

                        А давайте проведем эксперимент. Константина поставим в одном месте и пусть глаголит Слово о Иисусе Христе, а на другом месте поставим Анушку с чудотворной иконой и посмотрим у кого будет больше народа

                        Комментарий

                        • Alex Shevchenko
                          Ветеран

                          • 19 February 2007
                          • 5997

                          #1857
                          и посмотрим у кого будет больше народа
                          Означает ли это, что вся суть в количестве?
                          Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                          Комментарий

                          • Алмодад
                            Ветеран

                            • 20 May 2006
                            • 2353

                            #1858
                            Сообщение от Alex Shevchenko
                            Означает ли это, что вся суть в количестве?
                            Да, означает дорогой брат. И без экспериментов это имеет место к великому сожалению. Ибо по Аське переговариваюсь з друзьями проваславными и они с горестью отмечают, что мало народу приходит к Богу. И когда вы устраиваете "чудо" в виде иконы или мощей, вас можно по хорошему понять. На этом сходняке можно пропоповедь прочитать, а народ у нас жертвенный .
                            Мы тоже, чего греха таить, устраиваем разные "поводы" для сбора...народа. Но улов конечно не сравним с вашим. Да и у нас ( я за нашую Церкву) средства "уходят" в основном на миссионерство, на потдержание вновь организованых церквей.

                            Комментарий

                            • Йицхак
                              R.I.P.

                              • 22 February 2007
                              • 57437

                              #1859
                              Улыбнулся

                              Сообщение от Алмодад
                              А давайте проведем эксперимент. Константина поставим в одном месте и пусть глаголит Слово о Иисусе Христе, а на другом месте поставим Анушку с чудотворной иконой и посмотрим у кого будет больше народа
                              Нечестно, однако. С чудотворной иконой даму толпа жаждущих чуда задавит через десять минут А вот слово Божие только избранные (остаток) пойдут слушать. Лучше наоборот: Константин как мужчина - с иконой.

                              Комментарий

                              • нинапри
                                Ветеран

                                • 18 August 2004
                                • 24603

                                #1860
                                Почему иконы, казалось бы, не самый главный вопрос христианской веры, всегда привлекает к себе такое внимание в спорах православных с протестантами? Этот предмет непременно вызывает неравнодушие обеих сторон, и иногда кажется, что в нем и сфокусирована вся суть противоречий и наглядное представление о конфессиональных различиях. Православные отстаивают иконы и почитание святых с таким пылом, что может сложиться впечатление, они не могут даже представить свое существование без этих атрибутов веры - иконы и Церковь для них неразделимы.
                                Однако так было не всегда. В эпоху становления христианской Церкви, апостолы, воспитанные в ветхозаветной традиции запрета на изображения Бога, не могли и помыслить, что может существовать практика священных изображений. Вот почему в их Посланиях нет об иконах ни слова. Тем не менее, как только христианство стало распространяться в языческой среде Римской империи, появились и изображения. Не сразу они приобрели статус 'икон'; будучи вначале чем-то вроде наглядных пособий. Большинство верующих имели смутное представление о Писании и нуждались в объяснениях, подсказках (часто сказывался их низкий социальный статус, многие были не знавшими грамоты рабами). Они всегда имели перед глазами пример многочисленных языческих храмов со статуями и изображениями богов. Трагическую роль сыграл разрыв между евреями-христианами и христианами, пришедшими из язычников, приведший к потере иудейской библейской традиции, защищавшей Церковь от язычества.
                                Между тем Церковь уже в начале своего существования почувствовала эту опасность. Епифаний, епископ Саламиды на Кипре (394 г.), рассказывает в письме Иоанну Иерусалимскому (переведенным на латинский св. Иеронимом), как в церкви в Анавлафе он сорвал занавес с изображением и заменил его простым занавесом. Он объявил изображения в церквах "противными нашей религии". Эльвирский собор в Испании (ок. 305 г.) постановил (определение XXXVI): "В церквах не должно быть изображений, ибо Тот, кому мы поклоняемся, не может быть изображен на стенах".
                                Таким образом этот спор сотрясал Церковь еще задолго до Реформации XVI века и даже до разделения Церкви на Католическую и Православную. В Византии, где иконы составляли немалую часть доходов монастырей, этот спор приводил к запрету на изображения с 726 по 780 и с 813 по 843 год. После первого периода, преодолевая восстания войск, императрица Ирина созвала VII Вселенский собор 787 года и восстановила культ священных изображений. Все документы иконоборческой эпохи были уничтожены.
                                За долгие годы Православие окончательно сформулировало свою позицию в отстаивании икон и почитания святых. Эту позицию можно свести к нескольким стандартным положениям или утверждениям. В таком виде они и приведены ниже. В тексте разбирается каждое такое положение с точки зрения Библейского христианства.

                                1. МЫ МОЛИМСЯ НЕ ИКОНАМ - ЧЕРЕЗ ИКОНЫ МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К БОГУ *
                                2. ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ДЕЛАЕТ ЗАКОННЫМ СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ *
                                3. МЫ НЕ ПОКЛОНЯЕМСЯ ИКОНАМ И СВЯТЫМ, А ПОЧИТАЕМ ИХ *
                                4. ИКОНЫ В ХРАМАХ В ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗАХ НАСТАВЛЯЮТ И ОБУЧАЮТ ХРИСТИАН ОСНОВАМ ВЕРЫ *



                                1. МЫ МОЛИМСЯ НЕ ИКОНАМ - ЧЕРЕЗ ИКОНЫ МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К БОГУ
                                "Но если свое сердце он раскрыл Богу перед иконой, то и ток благодати он ощущает как исходящий через тот дорогой Лик, перед Которым он собрался в молитвенном усилии. Бог творит чудо Сам, Он и только Он является источником благодатной энергии, но проявляет себя эта чудотворящая энергия Промыслителя через те или иные земные реалии и обстоятельства (через иконы и святую воду, мощи святого и слово духовника, евангельскую страничку и знамения природы и истории). Откуда свет в комнате? - Из окна. Является ли окно источником света для комнаты? - И да, и нет. Не окно производит свет, не оконное стекло создает свет, но через это окно и через это стекло свет, возникший за пределами комнаты, вливается в нее. Икона (как и Евангелие) и есть такое окошко. То, через посредство чего Господь обращает сердце человека к Себе и через что Он подает Свой свет, становится дорого для обращенного сердца и потому благоговейно почитается им как связанное с чудом, как "чудотворное".
                                Диакон Андрей Кураев.
                                В вышеприведенном тексте А. Кураев приравнивает икону к Евангелию как средству благодати. Значит, следует понимать, что Евангелие служит тем же целям и является таким же способом сообщения Бога с людьми, что и иконы. А раз Евангелие как средство не вызывает ни у кого возражений, то столь же законны и иконы в качестве средства сообщения с Богом. На первый взгляд, это звучит убедительно. Но если вдуматься, вырисовывается странная картина. Во-первых, мы никогда не слышали об особых, "чудотворных" Евангелиях, не правда ли? И ведь почему-то никто не предпочитает одну книгу Евангелия другой на том основании, что "именно эта лучше действует". И также не приходилось слышать, чтобы Евангелия защищали от сглаза, помогали при ревматизме и увечьях, излечивали от болезней если только от болезни неверия. В самом деле, все верующие единодушно воспринимают Евангелие именно так, как положено - как Благую Весть Господа. Весть, приносящую и укрепляющую веру. В этом они и видят они спасительное СРЕДСТВО Бога - Его Слово.
                                А вот с иконами, согласитесь, ситуация прямо противоположная. Вероятно, всем доводилось слышать рассказы о какой-либо иконе, что она особенная, лучше помогает. Приходилось слышать и объяснения, в какой жизненной ситуации надо обращаться к такому-то изображению, а в какой - к другому. Мы видим, что иконы -это некое лекарственное средство, защита против врагов, темных сил, житейских неурядиц. Часто иконы выполняют роль амулетов или талисманов, например, в кабинах водителей. Заметьте, Евангелия в кабинах водителей не увидишь. Все это напоминает языческих истуканов, к которым обращались за помощью и защитой наши предки. И ведь они тоже, поверьте, не думали, что этот кусок дерева или камня сам по себе обладает силой. Он тоже служил им лишь магическим средством соединения с потусторонними силами, неким "энергетическим каналом". Через него они обращались к высшим силам с точно теми же целями, с какими люди обращаются к иконам. Целью всегда было не служение Богу, а попытка поставить высшие силы на службу нам, нашим земным потребностям.
                                Если бы люди действительно использовали иконы только как помощников в молитвах! Это было бы полбеды. Но тогда "почему, - пишет Жан Кальвин, - люди пренебрегая одним изображением Богоматери, глубоко почитают другое? Почему пускаются в дальнее странствие ради лицезрения какой-то [иконы], в то время как подобная ей имеется рядом с ними? Не потому ли, ответим мы, что одному изображению они приписывают большую силу, нежели другому? И к чему тогда создают они миф о том, что не придают священного значения самим изображениям? Кого они хотят ввести в заблуждение?
                                Поддерживая миф об иконах как средстве обращения к Богу, православные обычно ссылаются на VII Вселенский собор, который, по выражению А.Кураева, "определил, что изображения должны быть везде - дабы чаще человек вспоминало Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать.Так и сегодня человек, проходя мимо храма, хоть и не зайдет в него, но хоть секундно, издалека молвит: "Господи, помоги!"... Чем больше будет поводов к таким молитовкам - тем лучше".
                                Что тут скажешь? Оказывается, можно и так мыслить: иконы - вид наглядной агитации. Наш век много чего может предложить в этом направлении. Например, расставить рекламные щиты с изображениями вдоль автострад - и будет сплошное водительское "воздыхание" и ежесекундные "молитовки".
                                Однако соотнесем доводы защитников икон не с человеческими соображениями, а с Законом Бога. Обратимся к Его десяти священным заповедям, начертанным на скрижалях. Во второй заповеди сказано: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель" (Исх 20:4). Как видим, Бог запрещает создавать изображения для поклонения. В то самое время, когда Моисей на горе Синай получал от Господа эти скрижали, народ обратился к священнику Аарону со словами: "Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исх 32:1-4). Обратите внимание, они сделали это не для того, чтобы обратиться к иному, египетскому богу, нет, они утверждали, что создали тельца для поклонения именно тому Богу, что вывел их из Египта, то есть истинному Богу. Поскольку они не представляли себе, как можно к Нему обращаться, они создали изображение, какое видели у египтян. Другими словами, они сделали вспомогательное средство именно для обращения к Богу. Казалось бы, что здесь ужасного? Всего лишь "благочестивое" желание поклониться Богу. "Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом?" - спрашивает А. Кураев и отвечает: можно.
                                Однако Бог отвечает иначе. Он говорит Моисею о народе: "истреблю их" - и только заступничество Моисея спасает народ. Моисей, спустившись с горы, приказывает левитам взять меч: " Пройдите по стану от ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх 32:27,2. Таков печальный итог "благочестивого" народного почина. Теперь подумайте, сколько погибло почитателей изображений при падении Византии от меча турок.
                                На этом примере Господь показывает, как серьезно Он относится к Своим заповедям. Обратите внимание: Он не наказывает язычников за поклонение идолам - они и так погибнут, не зная истинного Бога. Но от своего народа, которому Бог явил Себя, Он требует поклонения, которое Ему угодно. Есть только один путь обращения к Богу - его Сын, Иисус Христос, данный евреям в прообразах Моисеева богослужения. Только Он - Посредник между Богом и людьми. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим 2:5-6). Таким образом, обращение к любым другим посредникам - заступникам, святым, иконам, святой воде - есть умаление славы и достоинства Сына. Отец этого не прощает.
                                Вот почему так неубедительно выглядит довод православных, что после прихода в мир Христа, вторая заповедь устарела. Кстати, зачем останавливаться на одной заповеди? Известно, что многие люди считают устаревшей и заповедь "не прелюбодействуй", и не меньшее число "не кради". А желать дом ближнего своего у многих возведено в ранг доблести. Можно продолжить движение в этом направлении, вот только конец будет не менее печальным, как в самом начале становления народа Божиего. Когда в рабском подражании он слепил себе тельца для поклонения Богу, Который вывел его из земли рабства.
                                Иисус Христос - есть истинный Бог.

                                Комментарий

                                Обработка...