Нииифига не могу воткнуть..)))
Церковные каноны основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными соборами.
Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и поместных соборах и отмене не подлежат.
В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил». В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.
В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания).
Икона средство для общения с Богом и святыми Его.
Прежде чем приступить к сравнению стилистических особенностей иконописи и живописи, следует сказать, что изобразительный язык христианских священных изображений складывался поэтапно и синергизм внутреннего сакрального, и внешнего образно-эмоционального, формировавшийся на протяжении столетий получил свое законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона не иллюстрация Священного Писания и церковной истории, не портрет святого, хотя познавательная и просветительская функция священных изображений всегда учитывалась Церковью. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. Говоря по другому, икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать и мире грядущем, измененном и преображенном. И канон, как остро регламентированный способ передачи этой непохожести, не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.
Поскольку теперь речь пойдет о конкретике, то нужно условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.
Далее перечислены отличия одного от другого.
Глава 6-я. - о святых иконах
82-е прав. VI Собора говорит: писать красками образы, когда уже явились первообразы, было бы невежественно и излишне. Посему определяет - ни агнца, кровию которого великий в древности Моисей, помазав пороги домов, сделал жилища недоступными для губительного демона, ни Крестителя, показующего его перстом и гласящего людям: се агнец Божий (Иоанна 1, 29), - не живописать, но повелевает образы описывать, а на иконах представлять человеческое естество Бога Слова; ибо, взирая на Него и покланяясь, мы, по возможности, приводим на память неизреченное снисхождение и непостижимое для ума смирение и жизнь Его во плоти, страдания, смерть Ходатая жизни, и (все), чем спасены; ибо, хотя почтенны и образы, но гораздо более должно почитать истину, совмещающую у нас и то. Отсюда видно, что не прилично выпускать в церквах голубей вместо Св. Духа, или, вместо звезды, возжигать восковую свечу, или, вместо неизреченного рождения, представлять младенца и ложе [Замеч. из Вальсамона, tom. 137, p. 792.].
Это правило, равно как и несколько других правил VI Всел. Собора (32, 33, 56 и 99), направлено против армян.
На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение Закона. Сего ради, дабы и искуством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившогося искупления мира.
P.S. Так гдеее??..) - не так.
Церковные каноны основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными соборами.
Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и поместных соборах и отмене не подлежат.
В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил». В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.
В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания).
Икона средство для общения с Богом и святыми Его.
Прежде чем приступить к сравнению стилистических особенностей иконописи и живописи, следует сказать, что изобразительный язык христианских священных изображений складывался поэтапно и синергизм внутреннего сакрального, и внешнего образно-эмоционального, формировавшийся на протяжении столетий получил свое законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона не иллюстрация Священного Писания и церковной истории, не портрет святого, хотя познавательная и просветительская функция священных изображений всегда учитывалась Церковью. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. Говоря по другому, икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать и мире грядущем, измененном и преображенном. И канон, как остро регламентированный способ передачи этой непохожести, не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.
Поскольку теперь речь пойдет о конкретике, то нужно условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.
Далее перечислены отличия одного от другого.
Глава 6-я. - о святых иконах
82-е прав. VI Собора говорит: писать красками образы, когда уже явились первообразы, было бы невежественно и излишне. Посему определяет - ни агнца, кровию которого великий в древности Моисей, помазав пороги домов, сделал жилища недоступными для губительного демона, ни Крестителя, показующего его перстом и гласящего людям: се агнец Божий (Иоанна 1, 29), - не живописать, но повелевает образы описывать, а на иконах представлять человеческое естество Бога Слова; ибо, взирая на Него и покланяясь, мы, по возможности, приводим на память неизреченное снисхождение и непостижимое для ума смирение и жизнь Его во плоти, страдания, смерть Ходатая жизни, и (все), чем спасены; ибо, хотя почтенны и образы, но гораздо более должно почитать истину, совмещающую у нас и то. Отсюда видно, что не прилично выпускать в церквах голубей вместо Св. Духа, или, вместо звезды, возжигать восковую свечу, или, вместо неизреченного рождения, представлять младенца и ложе [Замеч. из Вальсамона, tom. 137, p. 792.].
Это правило, равно как и несколько других правил VI Всел. Собора (32, 33, 56 и 99), направлено против армян.
На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение Закона. Сего ради, дабы и искуством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившогося искупления мира.
P.S. Так гдеее??..) - не так.
Комментарий