Не понимаю, за что меня судят?
Свернуть
X
-
-
Справедливости ради надо признать - хороший ответ.Однако, согласитесь внешность Иисуса Христа неизвестна. В Евангелиях на Его внешность указаний нет и следовательно , чтобы нарисовать Его образ художник вынужден был фантазировать. Если я ничего не путаю, то кажется на иконах африканских церквей Иисус имеет внешность африканца , что для иудея мегко говоря странно.Судовой ЖурналКомментарий
-
Справедливости ради надо признать - хороший ответ.Однако, согласитесь внешность Иисуса Христа неизвестна. В Евангелиях на Его внешность указаний нет и следовательно , что рисовать Его образ художник вынужден фантазировать. Если я ничего не путаю, то кажется на иконах африканских церквей Иисус имеет внешность африканца , что для иудея мегко говоря странно.
Или по-вашему, когда первые христиане изображали рыбу, они предполагали, что Христос имел плавники или жабры?Комментарий
-
Вы сами должно быть прекрасно знаете, что изображая рыбу первые христиане подразумевали греческую аббревиатуру IXTIOS.Насколько икона символическое изображение? Некоторые иконы вполне похожи на обычные портреты, а у католиков , скажем , Сикстинская мадонна (которая если не ошибаюсь тоже икона) имеет черты реальной девушки , современницы Рафаэля.Или в православии иконы Николая 2 или Иоанна Кронштадского по-вашему не имеют сходства с внешностью тех, кто изображен?Судовой ЖурналКомментарий
-
Вы сами должно быть прекрасно знаете, что изображая рыбу первые христиане подразумевали греческую аббревиатуру IXTIOS.Насколько икона символическое изображение? Некоторые иконы вполне похожи на обычные портреты, а у католиков , скажем , Сикстинская мадонна (которая если не ошибаюсь тоже икона) имеет черты реальной девушки , современницы Рафаэля.Или в православии иконы Николая 2 или Иоанна Кронштадского по-вашему не имеют сходства с внешностью тех, кто изображен?
Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский).
Византийский иконографический канон регламентировал:
- круг композиций и сюжетов священного писания
- изображение пропорций фигур
- общий тип и общее выражение лица святых
- тип внешности отдельных святых и их позы
- палитру цветов
- технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.
После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
Результатом этих исканий стали следующие установки:
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.
Техника иконописи
Техника станковой живописи была такова:
На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.
"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.
Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания.
Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. "обратная" перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).
Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.
Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая.
Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).
Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи.
Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли даром - они привели к созданию нового вида искусства.
И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?
Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая "первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений. Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще, без мистики - "первоявленные" иконы - это великие произведения неизвестных средневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой из приведенной иллюстраций - икона "Христос-Пантократор" монастыря Святой Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики. Икона создана в VI веке - задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора в основном пишут именно так.
Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видение иконописца - это трактовка канонического изображения на основе собственного духовного опыта (таланта).
Однако, талант - вещь штучная, а потребность в иконах была велика. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на то способности - от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все изографы обладали, обладают и сегодня духовным зрением (проще говоря, талантом). Вот им-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования чужих произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский, "в канонических формах дышится легко". На них "ломались" лишь "ничтожества и заострялись настоящие дарования". Поэтому канон для мастера не оковы, а скорее рыцарские доспехи.
Комментарий
-
Хорошо, что вы не стали приводить здесь все требования канонов иконописи целиком. Надеюсь, что и приведенные вы скоропировали , а не набирали вручную.Тем более, что я все равно , увы, не понял : сходство внешности образа и первообраза (по-вашей терминологии ) должно быть или нет?Судовой ЖурналКомментарий
-
Хорошо, что вы не стали приводить здесь все требования канонов иконописи целиком. Надеюсь, что и приведенные вы скоропировали , а не набирали вручную.Тем более, что я все равно , увы, не понял : сходство внешности образа и первообраза (по-вашей терминологии ) должно быть или нет?
А вообще если желаете понять смысл и значение иконы в Православии, рекомендую ознакомиться с работами Павла Флоренского "Иконостас" и Евгения Трубецкого "Три очерка о русской иконе".
П. Флоренский. Иконостас
еЧЗЕОЙК фТХВЕГЛПК. фТЙ ПЮЕТЛБ П ТХУУЛПК ЙЛПОЕКомментарий
-
Сходство не играет совершенно никакой роли. Так например на древнерусских иконах "Входа Христа в Иерусалим" Христос изображается сидящим на коне, а не на осле, поскольку древнерусский иконописец осла в жизни никогда не видел и как он выглядит представления не имел.
А вообще если желаете понять смысл и значение иконы в Православии, рекомендую ознакомиться с работами Павла Флоренского "Иконостас" и Евгения Трубецкого "Три очерка о русской иконе".
П. Флоренский. Иконостас
еЧЗЕОЙК фТХВЕГЛПК. фТЙ ПЮЕТЛБ П ТХУУЛПК ЙЛПОЕ
Честно скажу , не вижу я для себя необходимости вникать в смысл и значение иконы.
Представьте , что мы общаемся с вами в реальной обстановке и без возможности давать интернет-ссылки.
Можете вы объяснить , почему в случае с Николаем 2 сходство присутствует и значит важно , а в случае с нашим Господом Иисусом Христом это неважно?
Сможете рассказать - расскажите, нет - значит нет.Судовой ЖурналКомментарий
-
Аминь и Аллилуя ! Значит я прав , называя портрет на доске " мужиком из Кукуево" ? Это символ Христа , а не сам Он ! Так а че лобызают не Христа ? Колени преклоняют НЕ перед Христом ? И почему Седрах , Месах и Авденого с риском для жизни не захотели этого делать ? Ведь статуя в виде шпиля - не бог какой то , а значит по РПЦ не идол , так почему же ? И почему обманывают , что мол это Матвей нарисовал икону Христа ? Ведь если это не Христос , то Матвей карикатуру сознательно малевал !!! Я такой глупости даже не знаю как обьяснить ! Поясни мил человек ? С миром , во Христе павел9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
(1Пет.2:9,10)- Я думаю , что РПЦ не верит во всеобщее священство рожденных свыше христиан , а верит в ересь о разделении их на "христиан -мирян" и "священников" , поэтому : "Мы как посланники от имени Христова,просим вас -примиритесь с Богом!"Комментарий
-
...............................Последний раз редактировалось nonconformist; 03 September 2010, 01:05 PM.Комментарий
-
Честно скажу , не вижу я для себя необходимости вникать в смысл и значение иконы.
Представьте , что мы общаемся с вами в реальной обстановке и без возможности давать интернет-ссылки.
Можете вы объяснить , почему в случае с Николаем 2 сходство присутствует и значит важно , а в случае с нашим Господом Иисусом Христом это неважно?
Сможете рассказать - расскажите, нет - значит нет.
А насчет сходства, которое почему=то вас так сильно волнует, то я уже третий пост пишу о том, что задача иконописца заключается в том, чтобы передать не внешнее подобие (которое у человека постоянно меняется на протяжении всей его жизни), а внутреннюю святость изображаемого святого. То есть говоря библейским языком изображается новая тварь, того кто во Христе (2Кор. 5,17). И делает иконописец это через те канонические правила иконописи, о которых речь шла выше.Комментарий
-
Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Если бы Вы были сами христианином, то и поступали бы по-христиански...Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Справедливости ради надо признать - хороший ответ.Однако, согласитесь внешность Иисуса Христа неизвестна. В Евангелиях на Его внешность указаний нет и следовательно , чтобы нарисовать Его образ художник вынужден был фантазировать. Если я ничего не путаю, то кажется на иконах африканских церквей Иисус имеет внешность африканца , что для иудея мегко говоря странно.Комментарий
Комментарий