От кого такое евангелие: кости, которые целуют?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Jeka2
    Христианин

    • 20 January 2007
    • 4340

    #16
    "21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
    22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."
    Также странные слова Иисуса, если сравнивать с сегодняшними традициями самых правильных.
    Жизнь - это поиск Бога,
    смерть - это встреча с Ним...
    ---------------------------------
    Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
    но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

    Комментарий

    • Клантао
      Отключен

      • 14 April 2009
      • 19823

      #17
      Сообщение от ViGOS
      Это откуда ты взял? Где такое написано, что поклонялись "коробчёнке"?
      Пс. 5:8, 98:5, 131:7 например...

      Комментарий

      • Клантао
        Отключен

        • 14 April 2009
        • 19823

        #18
        Сообщение от Jeka2
        Также странные слова Иисуса, если сравнивать с сегодняшними традициями самых правильных.
        В смысле, протестантов, которые усопших во Христе называет "мёртвыми" и применяет к ним ветхозаветные заповеди, относившиеся к неспасённым узникам шеола?

        Комментарий

        • Jeka2
          Христианин

          • 20 January 2007
          • 4340

          #19
          Сообщение от Клантао
          В смысле, протестантов, которые усопших во Христе называет "мёртвыми" и применяет к ним ветхозаветные заповеди, относившиеся к неспасённым узникам шеола?
          "А теперь, Федя, скажи Васе то, что ты ему сказал, только на нормальном, гражданском языке!"(с) Х.ф. "Д. у."
          Жизнь - это поиск Бога,
          смерть - это встреча с Ним...
          ---------------------------------
          Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
          но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

          Комментарий

          • Вивьен Ли
            Отключен

            • 12 July 2009
            • 2081

            #20
            А как же мощи Св. Матроны?

            Комментарий

            • ViGOS
              Участник по вере

              • 27 February 2009
              • 3402

              #21
              Сообщение от Jeka2
              "21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
              22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."
              Также странные слова Иисуса, если сравнивать с сегодняшними традициями самых правильных.
              Жень,

              ну на это православные дружно тебе скажут, что у Бога все живы... не понимая, что тленное тело, покинутое душой называется мёртвым, а освящённый дух- называется живым и не умирает, но возносится к Господу, в ожидании обещанного соединения с новым нетленным телом. Дух же человека во грехе- о нем и сказано, что ето мертвец, погребающий своих мертвецов (по плоти и духу).

              Интересен вопрос с отрезанной якобы от тела Крестителя рукой... помимо загадочной истории- как то теряются на фоне общей лобызательной эйфории слова Господа Иисуса о Предтече:

              Цитата из Библии:
              Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.


              Из них четко видно, что он- антиобраз для христианина: самый праведный человек перед законом (которым таки никто оправдаться не в силах), но меньше самого наименьшего сына Божьего во Христе Иисусе.

              Что и подтверждает дальнейшее непостоянство в вере Иоанна: он усомнился во Христе, хотя имел откровения от Духа Святого и свидетельство от Бога-Отца в день крещения Иисуса.

              И частью тела маловера Иоанна православные сегодня благословляют друг-друга...

              Комментарий

              • ViGOS
                Участник по вере

                • 27 February 2009
                • 3402

                #22
                Сообщение от Клантао
                Пс. 5:8, 98:5, 131:7 например...
                Благодарю за ссылки, Клантао,

                но я там что-то не нашёл слов о поклонении "коробчёнке"...

                Или это ты так называешь Храм Господень и подножие Его ног?

                Он на коробочке стоит?

                Комментарий

                • ViGOS
                  Участник по вере

                  • 27 February 2009
                  • 3402

                  #23
                  Сообщение от Вивьен Ли
                  А как же мощи Св. Матроны?
                  Здравствуй, Вивьен!

                  А что с Матроной не так?

                  Комментарий

                  • Вивьен Ли
                    Отключен

                    • 12 July 2009
                    • 2081

                    #24
                    Сообщение от ViGOS
                    Здравствуй, Вивьен!

                    А что с Матроной не так?
                    С ней всё так. Она после смерти людям помогает.

                    Комментарий

                    • Клантао
                      Отключен

                      • 14 April 2009
                      • 19823

                      #25
                      Сообщение от ViGOS
                      Или это ты так называешь Храм Господень и подножие Его ног?

                      Он на коробочке стоит?
                      Не-а, это в храме коробочка стояла. А в ней два камушка лежали. А храм (а раньше скиния) - это всего лишь футляр длчя коробочки, к которой непосредственно только првосвященник мог раз в год, в Йом-Киппур приближаться. А коробочку ещё в процессиях носили - на войну там, или во время праздника, отражённого в ряде псалмов (23-м, например) и отменённого Иосией (2Пар.35:3). И все ей кланялись.

                      Комментарий

                      • ViGOS
                        Участник по вере

                        • 27 February 2009
                        • 3402

                        #26
                        Сообщение от Вивьен Ли
                        С ней всё так. Она после смерти людям помогает.
                        Ничего себе, Вивьен!

                        Отчего-ж её к Господу не пустили, что её дух-помошник до сих пор по земле скитается?

                        Или дух у Господа, а "помогает" мертвое тленное тело?

                        И с чего ты взяла, что это не дух нечистый в помошниках, подделав "мокументы" усопшей?

                        Комментарий

                        • ViGOS
                          Участник по вере

                          • 27 February 2009
                          • 3402

                          #27
                          Сообщение от Клантао
                          Не-а, это в храме коробочка стояла. А в ней два камушка лежали. А храм (а раньше скиния) - это всего лишь футляр длчя коробочки, к которой непосредственно только првосвященник мог раз в год, в Йом-Киппур приближаться. А коробочку ещё в процессиях носили - на войну там, или во время праздника, отражённого в ряде псалмов (23-м, например) и отменённого Иосией (2Пар.35:3). И все ей кланялись.
                          Клантао,

                          и где тут призыв служить и кланятся "коробочке"?

                          Цитата из Библии:
                          и сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу: поставьте ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу Богу нашему и народу Его Израилю;


                          Что-то ты все вокруг, да около...

                          Комментарий

                          • Клантао
                            Отключен

                            • 14 April 2009
                            • 19823

                            #28
                            Сообщение от ViGOS
                            и где тут призыв служить и кланятся "коробочке"?
                            Здесь не призыв кланяться (что делали и до Иосии, начиная от Моисея - см. хотя бы 2Цар. 6:13-15), а как раз отмена процессий с ковчегом - во исполнение прочитанных им слов найденной в храме книги Закона (Второзакония) о том, что поклоняться надлежит "только на месте, которое изберёт Господь" (12:5,11,14,18,21,26, 14:23-25 и др.).

                            А мощам, как и иконам, тоже никто не служит.

                            Комментарий

                            • SW_Николай
                              Участник

                              • 29 April 2007
                              • 320

                              #29
                              Я ничуть не сомневаюсь в значимости деяний и благочестивой жизни Святых подвижников. Но в чем смысл поклонения их мощам? Ставит ли неприятие подобного поклонения меня вне Православия?

                              Человек живет богоугодной жизнью не только душою, но и телом. Мы существа психосоматические, мы не ангелы, у нас другая природа. Мы существуем в теле и потому, по словам Священного писания, поклоняемся Богу и в душах, и в телесех наших. Мы «чаем воскресения мертвых». Мы понимаем, что настоящая, полная жизнь в «жизни будущаго века». Это жизнь в воскресшем, преобразованном теле. То есть тело в православном учении это неотъемлемая сторона человеческой сущности «дух-душа-тело», и каждой составляющей этой сущности мы покланяемся Богу, каждой составляющей мы пытаемся искать духовно-воспитательную силу в различных проявлениях жизни.
                              Мощи святых это их тела, в этом теле святые творили дела милосердия, это тело постилось, предстояло на молитве, терпело зной и холод, воспитывая душу. А в случаях святых мучеников именно их тело пострадало за Христа и через это освятило всего человека. А во времена первых христиан благодаря этому телу иногда совершалось крещение кровью когда человек в акте своей мученической смерти, не будучи крещен водой и духом, становился христианином.
                              Не почитание святых мощей, неприятие их благодатной воспитательной силы, как и воспитательной силы икон, - ставит нас вне Православия. Но я не думаю, что вы, Вера, по-настоящему не почитаете мощи. Часто такое наше отношение неприятие, непонимание - возникает от нездоровой атмосферы, шумихи вокруг нетленных мощей, миротечения, благовония. От того, когда люди, поклоняясь мощам, ищут не воспитательного момента для своего духовного взросления, а ждут чудес, фокусов, ярких новых впечатлений. Если проблема вашего неприятия в этом, то я вас прекрасно понимаю.




                              Первое сообщение о чуде, совершенном мощами святого, содержится в 4 Книге Царств в 13-ой главе, стихи 20-21, где говорится, что умерший, коснувшийся мощей пророка Елисея, воскрес. В Деяниях Апостольских также упоминается и о святынях платках и опоясаниях святого апостола Павла, творивших Божией милостью чудеса (Деян. 19:11-12). Как можем мы отрицать, что святые мощи и другие святыни творят чудеса, когда об этом говорится в Священном Писании? С самых ранних времен христиане поклонялись мощам мучеников, о чем свидетельствуют, например, жития священномучеников Поликарпа и Игнатия. Конечно, не надо заблуждаться все чудеса совершаются Богом, но часто Он совершает их через святые мощи и святыни. Если Сам Господь так чтит их, то как же мы можем отказывать им в поклонении?

                              Зачастую отказ уверовать в значение чудотворных святых мощей связан с тем, что мы воспитывались в обществе, учащем, что тело представляет собой лишь вещь, в которой обитает внутреннее существо, или душа; последняя играет главную роль, а тело служит только сосудом или носителем, который совершенно не важен и не нужен. Однако, Священное Писание учит, что тело является такой же составной частью личности, как и душа. Если бы это было не так, то зачем обещал бы Бог воскресить тела покойных? Почему бы Ему просто не дать им новые тела, сделанные из какого-то другого материала или же полностью отказаться от тела при воскрешении. Поскольку Господь обещал воскресить тела умерших праведников, сохранив их от тления и смерти, то нам должно быть ясно, что существует полная тождественность между душой и телом. Мы почитаем тела святых, потому что они служат нам для связи со святыми, пребывающими в раю с Господом. Господь прославил их Своими чудесами и знамениями и верующие должны чтить их.
                              Письма Протестантки

                              Статья № 23
                              Тень праведников

                              Вопрос читателя:
                              Как в православии возник культ почитания мощей, и не противоречит ли это Слову Божьему?

                              Ответ:

                              Отдавая почтение угодникам Божьим, отошедшим душами своими на Небо, святая Церковь вместе с тем почитает и оставленные на земле мощи (то есть тела) их. Славянское слово мощи относится не только к телам преставленных святых: в церковнославянском языке оно обозначает тела почивших вообще, а не мощь, как иногда неверно толкуют. Почитая святые мощи, православные верующие верят не в мощь, не в могущество или силу самих по себе останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-то в этих телах. Следовательно, мощи святых, как и иконы, являются своеобразными катализаторами, поднимающими молитвенное состояние.

                              Когда мы посещаем могилу близкого нам человека, то обязательно в памяти всплывают дорогие нам воспоминания о нём, яркие эпизоды его жизни, он будто оживает, возвращаясь из небытия. Подобно этому, пребывание возле раки с мощами того или иного святого, безусловно, повышает молитвенно-эмоциональное состояние верующего человека. В памяти оживают эпизоды из достославной жизни святого угодника Божьего, мы снова и снова сопереживаем ему, вспоминая прочитанную когда-то достойную подражания историю его подвижнической жизни. Воистину, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5.1416).

                              Уже начиная со ІІ столетия мы имеем сведения о почитании христианами останков своих святых. Так, после изображения мученической смерти святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского ( 107 г.), свидетель его кончины повествует, что остатки от его тела (св. Игнатий был разодран зверьми в цирке, О.В.), наиболее твёрдые части, отвезены были в Антиохию, и положены в полотно, как бесценное сокровище, ради благодати, которая пребывала в мученике, оставленной святой Церкви. Также после мученического конца жизни св. Поликарпа, епископа Смирнского, и сожжения проконсулом его тела ( 155 г.), христиане собрали кости святого Поликарпа, как сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их для празднования дня его мученического рождения и в научение и утверждение будущим христианам.

                              Согласно предписаниям Церкви остатки святых почитаются независимо от их нетленности, и не благодаря самой нетленности (если она имеет место), а ради глубокого уважения перед святой жизнью или мученической смертью святого. И тем более, когда имеют место явные и подтверждённые чудесные признаки исцелений во время молитв к святым о заступничестве их пред Богом. Церковные соборы неоднократно запрещали признавать почивших святых только по одному признаку нетленности их тел. Но, безусловно, нетленность тел праведников принимается как одно из знамений Божьих, которое подтверждает святость почивших.

                              Об отношении новозаветной Церкви к тленным и нетленным останкам своих святых нам рассказывает церковная история. А как же относилась Церковь ветхозаветная к останкам пророков и праведников? Об этом свидетельствует нам Священное Писание. Так, благочестивый царь Иосия, уничтожая кости нечестивцев, не тронул праха пророка Божьего Ахии, а отнёсся к нему с почтением: И взглянул Иосия, и увидел могилы, которые были там на горе, и послал, и взял кости из могил, и сжёг на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии (4Цар. 23.1618).

                              В этой же Четвёртой Книге Царств изображено чудо, которое произошло с мощами пророка Божьего Елисея. Безусловно этот текст в первую очередь необходимо рассматривать по духу. Но сейчас я привожу его без комментариев для тех читателей, которые принадлежат к религиозным конфессиям, которые, трактуя Священное Писание по букве, всё-таки отбрасывают почитание святых мощей, более того, упрекают почитающих их: И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4Цар. 13.2021).

                              И, напоследок, несколько цитат из Священного Писания, которые свидетельствуют о том, что всё связанное с жизнью и деяниями святых угодников Божьих, даже одежда и тень совершенных праведников, были чудотворными:

                              Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19.1112).

                              Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись всё (Деян. 5.1416).
                              Мощи. Культ почитания мощей. Для чего это нам? -

                              Почитание святых мощей

                              Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. "Кости ваши расцветут" (Ис. 66. 14), говорится в Священном Писании о праведниках.

                              I. Что такое мощи

                              Словом "мощи" в славянском языке переведено греческое слово "липсана" и латинское "реликвия", что в буквальном переводе на русский язык означает "останки". Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово "мощи" и в церковнославянском языке.

                              В чине "погребения мирских человек, священников и младенцев" постоянно встречаем выражения: "мощи усопшего лежат в доме", "вземше мощи усопшего, отходим к церкви", "молитва чтется близ мощей", "вложивше мощи во гроб" и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова "мощи" от коренного "мощь" сила, то станет очевидным, что словом "мощи" на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости.

                              В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: "Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины "мощи"" (Собрание русских летописей. Т
                              . VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: "Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все" (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще "на языке древней церковной литературы нетленные мощи это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости" (Голубинский Е.Е. Канонизация святых. С. 297-298).

                              История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла.

                              Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими.

                              В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан "честнее многоценных камней и дороже золота". Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: "Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия".

                              Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: "Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну".

                              Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: "Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах... С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион..." Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла в виде костей (Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

                              И история Русской Церкви также свидетельствует о т ом, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: "Видехом кости его, но состави не распашася"; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: "Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху".

                              Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук в Киевском Софийском соборе, челюсть в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.

                              Отрицание Предания в пользу Писания являет собой лишь попытку скрыть тот факт, что не существует «нейтрального» прочтения Библии, что любая попытка ее интерпретации есть создание собственного «предания», причем именно «предания человеческого», осуждаемого Словом Божиим (Марк.7:13)

                              (Священник Александр Усатов)

                              Комментарий

                              • SW_Николай
                                Участник

                                • 29 April 2007
                                • 320

                                #30
                                Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев.

                                Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: "Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб". Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: "Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами". В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: "Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его" (Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2).

                                Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого яв ления и в заключение прямо заявляют, что "последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа".

                                II. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей

                                В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

                                1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: "Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком".

                                Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.

                                В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя". Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей...

                                2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.

                                С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится..." Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: "В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно состоящее из людей, другое из небожителей..."

                                Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3).

                                В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его "домом", "жилищем", а сам мученик его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой в Солуни. К ко нцу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что "на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен" (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: "Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву".


                                Отрицание Предания в пользу Писания являет собой лишь попытку скрыть тот факт, что не существует «нейтрального» прочтения Библии, что любая попытка ее интерпретации есть создание собственного «предания», причем именно «предания человеческого», осуждаемого Словом Божиим (Марк.7:13)

                                (Священник Александр Усатов)

                                Комментарий

                                Обработка...