11. Часть 10.
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно"(Втор.5:11)*
*Читателя, впервые вошедшего в тему, приглашаем начать с разбора первой заповеди и далее по специальным нумерованным постам, так как начала изъяснений символики даны там, вследствие чего чтение текущего раздела будет бесполезным.
20. Горы.
Последним пунктом нашей подготовки является исследование значения гор.
Первое, что бросается в глаза при изучении вопроса - это как тесно переплетено поклоненение Богу с горами.
Гора Синай, гора Сион, гора Ефремова, гора Елеонская, Гора Иудина, гора Самарии, гора Кармил, гора Сеир, гора Мориа, горы Галаад, Хорив, Гаризим, Гевал и т.д. - все они сопряжены с поклонением Богу.
На горе Синай дан закон через Моисея, на горе Сион открывается Новый Завет, на горе Елеон Иисус молился Отцу, на горе Кармил Илия взыскивал Бога, на горе Мориа Соломон построил храм, на горах Гаризим и Гевал объявлялось благословение и проклятие закона.
В этой связи, нам стоит самим себе напомнить, что мы разбираем не физические горы, а горы как действующие персонажи в сфере Богопознания.
И, таким образом, гора рассматривается как инструмент или способ Богопознания.
Писание раполагает огромным материалом, дающим ключ к разумению гор.
Поэтому мы не будем скупиться на цитаты, ибо сам предмет рассмотрения стоит того.
Имея в виду горы как самое высокое место поклонения Богу в сфере Богопознания, нетрудно связать их с духом.
Иными словами, горние помышления, горнее поклонение Богу есть духовные помышления по Боге и поклонение Богу в духе.
Но Богу поклоняются в духе и истине (Иоанна 4:23).
Дух без истины есть блудный дух, нечистый дух, непросвещённый дух.
И, таким образом, сочетание духа и истины в поклонении Богу является естественной необходимостью.
Значит гора является образом не просто поклонения Богу в духе, но в духе и истине.
И если так, то что представляет собой истина в образе горы?
Прежде чем мы займёмся этим вопросом, удостоверимся, что наши рассуждения согласуются с Писанием.
Итак, мы видим, что благославенная гора приносит хлеб и благославенный холм - правду.
Что ещё обитает на благой горе?
Имея в виду значение воды как живого учения, взглянём на слова Исайи:
Благославенные горы дают и откровение:
На фоне столь благостной картины совершенно иначе выглядит гора Синай:
Народу Синайского завета невозможно взойти на гору, чтобы поклоняться Богу в духе и истине.
Таким образом, доступ на гору имел лишь Моисей, в то время как народ имел дело с перессказом истины, облечённой в двойственный язык Писания и каменными скрижалями, написанными тем же языком.
Надо сказать, что тема гор в Писании более всего обращается вокруг горы Сион, которая является антиподом горы Синай.
О горе Сион упоминается в 20 раз чаще Синая, что заставляет нас уделить ей особое внимание.
Но мы забегаем вперёд.
Сейчас нас интересует установление значения горы в сфере богопознания.
Мы выяснили, что благославенная гора есть образ поклонения Богу в духе и истине, что приносит человеку хлеб познания, вино откровения, и воду живого учения.
Что может представлять собой противопложное значение горы (и холма)?
Очевидно, что возможны два варианта:
1. Бесплодная гора, на которой нет ни хлеба, ни винограда, ни воды.
2. Гора блуда, на которой поклоняются иным богам, получая чуждый хлеб, вино блуда и негодную воду.
Бесплодная гора.
Бесплодная гора представляет собой голый камень, в котором мы узнаём сухую бесплодную догму, не способную сообщить человеку ни должного разумения, ни откровения.
Разумея бесплодные горы и стены городов как догмы, невозможно не восхититься пророчеством Иезекииля:
Как прост буквальный смысл сего места, и как просто построить на нём человеческое богословие, пугающее землетрясениями и катаклизмами как явлением гнева Божия.
Но кто эти люди, которые отмечены Премудростью как "пребывающие на лице земли"? Не есть ли это люди, обращающиеся в сфере Богопознания?
И кто эти вострепетавшие звери полевые, рыбы морские, птицы небесные и пресмыкающиеся, как не разные уровни познания Бога?
А что нам говорить о стенах, горах и утёсах?! Падение человеческого богословия перед судами Божьими, обнаруживающими полное бессилие перед "народом севера"(Иез.38:14,15).
Рамки темы не позволяют нам рассмотреть целый пласт символики Писания, в который входит север и народы севера, юг, запад и восток и страна полуденная.
Впрочем ясно, что в области богопознания все персонажи свидетельствуют об истинных или ложных путях познания Бога.
Поэтому там, где стоят надменные города, горы и холмы, ищущие своих богов, происходят суды Божии:
Тонкость сего места в том, что пророк показывает индивидуальную ответственнось человека, пребывающего в блуде.
У каждого блудника есть свой холм, своя гора, своё дерево и фимиам (молитва).
Как бы не блудил человек - будь то на холме или горе (поклонение Богу в духе заблуждения), будь то под ветвистым деревом (увлекаясь обширными учениями) или молясь чуждыми молитвами (фимиам) - каждый в соответствии со своим заблуждением получает индивидуальный суд.
Особо отметим, что духовный смысл Писания вообще не затрагивает блуд с иными языческими "богами" и их учениями.
Речь идёт о блуде с произвольным, человеческим трактованием Писания, на основе которого возникают собственные горы, холмы, идолы, деревья и фимиам.
Писание только в буквальном смысле рассматривает блуд с языческими богами и учениями иных народов.
В духовном плане, мы имеем дело с ложными трактовками Писания и возникшими на их основе ложными учениями и ложным поклонением Богу.
Напомним читателю, что в предыдущих разделах мы по Писанию доказали, что народы, окружающие Израиль, символизируют ложные учения и познания по Боге, возникшие из человеческой произвольной трактовки Писания.
Сфера Богопознания, отражённая в Писании, наполнена персонажами, отражающими ложные и истинные пути познания Бога, и Его Слова, выраженного в Писании.
Идольские капища, идоложертвенное, языческие жертвоприношения и обряды - всё это образы происходящего в духовной среде христиан.
Тем и ценна Библия, что она занимается исключительно средой христианства.
Имея в виду сказанное, мы просим читателя ещё раз перечитать пророчество Иезекииля:
Слово Божие живо и действенно, и острее меча обоюдоострого.
А вот поразительный в своей реалистичности портрет сытого христианства:
Человеческое богословие обнаруживает бессилие перед реальностями жизни. Судные жизненные обстоятельства и ситуации, которые воздвигает Господь, опустошает ложные доктины и учения, обнажает их пустоту и надуманность.
Они ничем не могут помочь человеку, вызывают разочарование и тем истребляются в день посещения.
Это никчёмное богатство утверждалось на догматах - горах и холмах - которые почитались твердынями, не подлежащими обсуждению.
И что остаётся делать апологетам догматического христианства, когда всё вокруг рассыпается?
Спрятаться за догмой в страхе и растерянности, цепляться разумом за последний оплот - но только не обратиться к Богу, не пытаться измениться.
Продолжение прямо сейчас.
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно"(Втор.5:11)*
*Читателя, впервые вошедшего в тему, приглашаем начать с разбора первой заповеди и далее по специальным нумерованным постам, так как начала изъяснений символики даны там, вследствие чего чтение текущего раздела будет бесполезным.
20. Горы.
Последним пунктом нашей подготовки является исследование значения гор.
Первое, что бросается в глаза при изучении вопроса - это как тесно переплетено поклоненение Богу с горами.
Гора Синай, гора Сион, гора Ефремова, гора Елеонская, Гора Иудина, гора Самарии, гора Кармил, гора Сеир, гора Мориа, горы Галаад, Хорив, Гаризим, Гевал и т.д. - все они сопряжены с поклонением Богу.
На горе Синай дан закон через Моисея, на горе Сион открывается Новый Завет, на горе Елеон Иисус молился Отцу, на горе Кармил Илия взыскивал Бога, на горе Мориа Соломон построил храм, на горах Гаризим и Гевал объявлялось благословение и проклятие закона.
В этой связи, нам стоит самим себе напомнить, что мы разбираем не физические горы, а горы как действующие персонажи в сфере Богопознания.
И, таким образом, гора рассматривается как инструмент или способ Богопознания.
Писание раполагает огромным материалом, дающим ключ к разумению гор.
Поэтому мы не будем скупиться на цитаты, ибо сам предмет рассмотрения стоит того.
Имея в виду горы как самое высокое место поклонения Богу в сфере Богопознания, нетрудно связать их с духом.
Иными словами, горние помышления, горнее поклонение Богу есть духовные помышления по Боге и поклонение Богу в духе.
Но Богу поклоняются в духе и истине (Иоанна 4:23).
Дух без истины есть блудный дух, нечистый дух, непросвещённый дух.
И, таким образом, сочетание духа и истины в поклонении Богу является естественной необходимостью.
Значит гора является образом не просто поклонения Богу в духе, но в духе и истине.
И если так, то что представляет собой истина в образе горы?
Прежде чем мы займёмся этим вопросом, удостоверимся, что наши рассуждения согласуются с Писанием.
"О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду...будет обилие хлеба на земле, наверху гор"(Пс.71:1-3,16)
Что ещё обитает на благой горе?
Имея в виду значение воды как живого учения, взглянём на слова Исайи:
"Бедные и нищие ищут воды, и нет её; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды"(Ис.41:18,19)
"Вот, наступят дни, говорит Господь...горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут"(Ам.9:13)
"Снова разведёшь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут пользоваться ими"(Иер.31:5)
"И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти"(Исход.19:12)
"После сего приблизились все сыны Израилевы, и он (Моисей) заповедал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае. Когда же входил Моисей пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым всё, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо своё, доколе не входил говорить с Ним"(Исход.34:33-35)
Надо сказать, что тема гор в Писании более всего обращается вокруг горы Сион, которая является антиподом горы Синай.
О горе Сион упоминается в 20 раз чаще Синая, что заставляет нас уделить ей особое внимание.
Но мы забегаем вперёд.
Сейчас нас интересует установление значения горы в сфере богопознания.
Мы выяснили, что благославенная гора есть образ поклонения Богу в духе и истине, что приносит человеку хлеб познания, вино откровения, и воду живого учения.
Что может представлять собой противопложное значение горы (и холма)?
Очевидно, что возможны два варианта:
1. Бесплодная гора, на которой нет ни хлеба, ни винограда, ни воды.
2. Гора блуда, на которой поклоняются иным богам, получая чуждый хлеб, вино блуда и негодную воду.
Бесплодная гора.
Бесплодная гора представляет собой голый камень, в котором мы узнаём сухую бесплодную догму, не способную сообщить человеку ни должного разумения, ни откровения.
"Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит. Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он не навёл темноты, и доколе ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою"(Иер.13:16)
"Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря"(2-я Пар.18:16)
"Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Возвратитесть, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!"(Иер.3:21-23)
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!"(Иер.3:21-23)
"И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдёт великое потрясение на земле Израильской. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утёсы, и все стены (!) падут на землю. "(Иез.38:19,20)
Но кто эти люди, которые отмечены Премудростью как "пребывающие на лице земли"? Не есть ли это люди, обращающиеся в сфере Богопознания?
И кто эти вострепетавшие звери полевые, рыбы морские, птицы небесные и пресмыкающиеся, как не разные уровни познания Бога?
А что нам говорить о стенах, горах и утёсах?! Падение человеческого богословия перед судами Божьими, обнаруживающими полное бессилие перед "народом севера"(Иез.38:14,15).
Рамки темы не позволяют нам рассмотреть целый пласт символики Писания, в который входит север и народы севера, юг, запад и восток и страна полуденная.
Впрочем ясно, что в области богопознания все персонажи свидетельствуют об истинных или ложных путях познания Бога.
Поэтому там, где стоят надменные города, горы и холмы, ищущие своих богов, происходят суды Божии:
"И узнаете, что Я Господь, когда поражённые будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме (!), на всех (!)вершинах гор и под всяким зелёным деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим"(Иез.6:13)
У каждого блудника есть свой холм, своя гора, своё дерево и фимиам (молитва).
Как бы не блудил человек - будь то на холме или горе (поклонение Богу в духе заблуждения), будь то под ветвистым деревом (увлекаясь обширными учениями) или молясь чуждыми молитвами (фимиам) - каждый в соответствии со своим заблуждением получает индивидуальный суд.
Особо отметим, что духовный смысл Писания вообще не затрагивает блуд с иными языческими "богами" и их учениями.
Речь идёт о блуде с произвольным, человеческим трактованием Писания, на основе которого возникают собственные горы, холмы, идолы, деревья и фимиам.
Писание только в буквальном смысле рассматривает блуд с языческими богами и учениями иных народов.
В духовном плане, мы имеем дело с ложными трактовками Писания и возникшими на их основе ложными учениями и ложным поклонением Богу.
Напомним читателю, что в предыдущих разделах мы по Писанию доказали, что народы, окружающие Израиль, символизируют ложные учения и познания по Боге, возникшие из человеческой произвольной трактовки Писания.
Сфера Богопознания, отражённая в Писании, наполнена персонажами, отражающими ложные и истинные пути познания Бога, и Его Слова, выраженного в Писании.
Идольские капища, идоложертвенное, языческие жертвоприношения и обряды - всё это образы происходящего в духовной среде христиан.
Тем и ценна Библия, что она занимается исключительно средой христианства.
Имея в виду сказанное, мы просим читателя ещё раз перечитать пророчество Иезекииля:
"И узнаете, что Я Господь, когда поражённые будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зелёным деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим"(Иез.6:13)
А вот поразительный в своей реалистичности портрет сытого христианства:
"Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем луше земля у него, тем более украшают они кумиры. Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их...говорят слова пустые, клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля...и истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: "покройте нас", и холмам: "падите на нас"(Осия 10:1-8)
Они ничем не могут помочь человеку, вызывают разочарование и тем истребляются в день посещения.
Это никчёмное богатство утверждалось на догматах - горах и холмах - которые почитались твердынями, не подлежащими обсуждению.
И что остаётся делать апологетам догматического христианства, когда всё вокруг рассыпается?
"И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца"(Откр.6:16)
Продолжение прямо сейчас.
Комментарий