Привет. Прошу прощения за паузы с ответами...
Времени на форум пока не очень много.
И еще. Из-за того, что времени немного, что-то из сказанного может звучать излишне категорично.
Даже если это так, простите - и постарайтесь удержаться в рамкам мирного и аргументированного общения.
Ваше старание вести диалог именно так заметно, и дорогого стоит.
Но по большинству людей откроется, кто одни, а кто скажем так, не они только в веке будущем.
Поэтому как разделенные категории - это дело будущего.
А в настоящем все живут и общаются неразделенными.
Это верно. Но никто и не заводил разговор о количестве того и другого как о факторе, достаточном (или даже определяющем) спасение.
Речь с моей стороны идет о способности вообще различать мед и деготь.
Без этого первого (кстати, относящегося к «познанию истины») - все остальные разговоры безсмысленны.
Условно говоря деготь нужно вылить, а мед приумножить. Если человек не различает того и другого, то ни вылить ненужное, ни приумножить нужное он не может.
Это тупик в познании: вроде как нужно быть в свете, нужно познавать истину а человек неспособен отличить свет от тьмы, ложь от истины. Он из этого состояния даже сторону, куда ему двигаться, определить не может.
И просто повторением "Господи, Господи" ситуацию не исправишь...
Это притча не о разделении меда и дегтя. А о том, когда пшеница будет отделена от плевел, и почему.
Мед и деготь - это категории добра и зла.
А пшеница и плевелы - категории людей, собиравших первое или второе.
Поэтому без способности отличать мед от дегтя предстать к последнему дню пшеницей очень сложно. Потому что может оказаться, что человек всю жизнь собирал деготь, других им мазал... но думал о себе, что творил правду и познавал истину...
А услышит "отойди от Меня, делающий беззаконие"...
А разве кто-то уже сегодня знает, где пшеница а где плевелы?
То, что вырастет на колосе к жатве вот то и определит, пшеница это была, или плевела. По плодам определится и род.
А раньше жатвы даже Ангелы не могут точно различить пшеницу и плевелы.
Только то, с чем кто предстанет, окончательно определит, кто есть пшеница, а кто плевелы.
Это Вы неожиданно для меня «назначили» так.
Я же говорил о меде и дегте, подразумевая подлинное добро, и подлинное зло. Не некое "промежуточное", а вполне абсолютное. В таком разделении, которое будет и на Суде.
Если же оказывается, что Вы говорили не о подлинном, а о человеческом тогда вообще убираем и мед, и деготь. Нет ни того, ни другого: есть емкость с непонятным составом, в котором ничто ни от чего не отделено.
А если мы все-таки беремся говорить об отделении (различении) то это уже не о человеческом, а о Божьем.
Можно кому?
Это можно только достигшему способности различать добро и зло.
А не достигший не различает ничего он в этом смысле слеп, все время путается, и очень часто, даже желая сотворить добро, творит зло.
И у каждого человека в каждый конкретный момент жизненного пути эта способность разная.
Если же мы говорим о подлинной христианской духовности ее наличие позволяет различать добро и зло безошибочно. Потому что духовность это уже Божье в человеке.
Поэтому духовный человек не ошибается в определении добра и зла: он доброе и называет добрым. Так и на Суде оно будет названо.
А злое - злым.
Но вот суд над самим человеком, который это добро и зло творил, даже духовные христиане на себя не берут. Даже если допустить, что им станут известны все дела какого-то человека до мелочей: и добрые, и злые - все равно суд остается Божьим.
Не понимаю, что Вы здесь хотели сказать но по форме утверждения это не так. Божьим является только Божье семя. А есть еще человеческое. А есть еще сатанинское.
Семя просто соответствует роду.
Нет. Семя только предпосылка. Как доброе семя может взойти, но погибнуть так и недоброе семя может переродится в «род святой» в обетованиях Нового Завета.
К какому роду всякого человека отнесет Господь - определит только жатва.
А слова Св. Писания, которые Вы приводите - не о семени. А о необходимости... «сохранять урожай». Т.е. когда семя уже посеяно, и взошло, и полито, и ухожено, и плод созрел. Это еще не все: его еще нужно собрать и сохранить до конца.
Это не так просто, как Вам кажется. Если коротко... то те, чьим мечом погибнут взявшие меч от меча не погибнут.
Эта заповедь (и само правило) не «цепочечная» (как змея, кусающая собственный хвост), а «пресекающая».
Как действие заповеди В.З. не распространялось на мстителя за кровь - так и те, кто отвечает взявшим меч, не погибнут от меча.
Более Вам скажу: Господь и Сам мститель за кровь. И отмститель взявшим меч.
Неужели Вы думаете, что Его слово противоречат Его же делу?
Ух... Ну какая же это твердая пища? Это как раз и есть «чистое словесное молоко», то есть суть Благовестия. Доступная и младенцам.
При том в этом ряду непротивление злу насилием не абсолютная категория. Ее нельзя ставить в один ряд с жертвенностью, святостью, совершенством.
Думаете, я был иудеем до уверования?

Нет, не был.
Кстати, именно проповедь о жертвенности, о святости, о совершенстве и привела меня к вере в Господа.
Давать твердую пищу может только тот, у кого она есть. А тот, у кого она есть не ошибется. Если он до этого уровня в познании дорос, то определить, кому что из этого давать, он в состоянии.
Извините, нет. Это всего лишь разговор о том, какое молоко чистое, а какое нет.
И абсолютизация этого утверждения человеческая добавка в молоко. Кстати, ничего плохого в этом нет пока младенцы не берутся судить ближних и власти с «высоты своего младенчества».
А мудрый христианин никогда не осудит чужое противление злу силой. Максимум скажет, что это был не лучший выбор (если он действительно был не лучший).
А иногда такой выбор единственный, который был по силам выбиравшему. И тут вообще не человеку судить.
Извините, а что Вы оспариваете?
Перечитайте мое утверждение.
Да, Ап. Павел говорил о любом начальстве.
А я добавил, что среди них могут быть неосознанные слуги Божьи а могут быть и осознанные.
Но при этом нужно понимать, что Ап. Павел говорил не о любом возможном действии этого начальства и этой власти.
Ап. Павел слова "Божий слуга" пояснил утверждением «отмститель в наказание делающему злое».
Это означает, что если начальствующий выступает отмстителем делающему злое - то он творит правду Божью, и поэтому "Божий слуга".
Но это не означает, что если этот же начальник завтра этим же мечом начнет обижать сироту или вдову, то он и в этом зле будет «Божий слуга».
Не думаю. Это словосочетание трудно не понять.
Думаю, на самом деле дело в способности и желании поверить сказанному.
Ваше право так находить. Более того, без всяких жертв с моей стороны стараюсь дать Вам возможность испытать мое понимание.
Так я и не путаю. А утверждаю, что если Господь не препятствует совершению зла то человек, делая зло, творит свою волю, а не Божью. И он, творя свою волю, не Божий слуга - а свой собственный.
"Предопределение» - категория действенная. Тот, кто определяет, что совершать фактически сам сначала совершает то, что определил другому.
А в случае с человеческим злом Господь не «предопределяет», а «предузнает». То есть не волю человека направляет ко злу а учитывает то, куда движение злой воли придет. То есть не обеспечивает зло для осуществления Собственного замысла а учитывает как внешнее обстоятельство.
Извините, но я никуда и не уходил.
Мы говорим о том, что мне и без этого разговора известно.
Об «использовании» можно было бы говорить, если бы добро во зле нуждалось. Тогда была бы необходимость во зле: чтобы было из чего выйти добру. И это было бы «использование» зла к добру.
А обращение это иная категория. Обращение не опирается на зло, а прямым текстом - не замечает его наличия. Так, как будто на этом месте ничего нет.
Есть оно, это зло, или нет вовсе для утверждения добра это не имеет никакого значения.
Самое важное здесь, что тот, кто творит зло творит его по собственной воле и по собственной похоти. Против воли Божьей.
При этом его на это никто, кроме его собственной похоти, не использует. Поэтому всякий творивший зло несет за него справедливую и заслуженную ответственность.
А воли Божьей на то, чтобы он творил это зло, нет.
Поэтому нет никого, кто бы творил зло и был в этом Божьим слугой.
Нет. Зло не может послужить добру. Если Господь обращает что-то во благо то это будут уже не «те» дела, а новое дело Божье.
И такие Свои благие дела Господь и так делает - без чьей-то злой помощи. Поэтому и слуги, творящие зло, Ему не нужны.
Что слуга Божий не творит волю Божью.
Или что творит волю Божью, но это зло.
Неважно любая комбинация в рамках этих понятий с Вашей позиции выйдет неверная.
Если по совести то одно и то же. Это почти полные синонимы.
А вот если что-то не по совести, то действительно может различаться.
Давайте.
Шаг первый: разве есть хоть кто-то, кто не ответственен перед Богом за то, что делает?
Так и каждый из начальников ответственен. В каждом своем действии.
А шаг два - тот самый, на котором мы и расходимся во взглядах: когда начальник творит добро Божье, а когда зло?
Извините, но это непонятно откуда взятое утверждение. Абсолютно безосновательное.
Подчинение это (если буквально) признание чина. То есть соблюдение правил установленной иерархии.
Словарь Ожегова:
- ПОДЧИНИТЬ: поставить под непосредственное руководство, передать в чье-нибудь непосредственное ведение
- ПОДЧИНЕННЫЙ: должностное лицо, которое подчиняется лицу, старшему по должности
При этом если распоряжение подчиненный (в рамках правил подчиненности) получает действенное (пойди и принеси) то и подчинение имеет действенную форму.
А если распоряжение бездейственное (молчи, не вмешивайся, стой на месте) то и подчинение бездейственное.
А вот при несоответствии распоряжения и действия - выйдет неподчинение.
И это безосновательное утверждение.
Словарь Ожегова:
- ПОКОРНЫЙ: Obs. Употр. в выражениях, означающих вежливо-смиренное отношение к кому-нибудь
- ПОКОРНЫЙ: послушный, уступчивый
То есть покорность это то же подчинение, только характеризующее больше внутреннее отношение, чем внешнюю исполнительность.
Ничего мы не должны мирским властям безусловно.
Мы обязаны и подчиняться, и быть покорными во всем, что не противоречит вере и доброй совести.
Делают они добрые дела - слава Богу за такие власти.
А во всем, что не соответствует этому определению, но чего мы не можем избежать - мы будем испытаны.
И за это слава Богу!
Времени на форум пока не очень много.
И еще. Из-за того, что времени немного, что-то из сказанного может звучать излишне категорично.
Даже если это так, простите - и постарайтесь удержаться в рамкам мирного и аргументированного общения.
Ваше старание вести диалог именно так заметно, и дорогого стоит.
Я придерживаюсь того, что в веке сем существует две категории людей: одни познАют истину и будут спасены, а другие нет.
Поэтому как разделенные категории - это дело будущего.
А в настоящем все живут и общаются неразделенными.
Изначальное количество меда или дегтя не является определяющим фактором для спасения, и потому обсуждение этого лишено смысла. Кто-то и с ложкой меда (изначально) в итоге сможет стать святым, а кого-то и бочка меда не отвратит от соблазна и погибели.
Речь с моей стороны идет о способности вообще различать мед и деготь.
Без этого первого (кстати, относящегося к «познанию истины») - все остальные разговоры безсмысленны.
Условно говоря деготь нужно вылить, а мед приумножить. Если человек не различает того и другого, то ни вылить ненужное, ни приумножить нужное он не может.
Это тупик в познании: вроде как нужно быть в свете, нужно познавать истину а человек неспособен отличить свет от тьмы, ложь от истины. Он из этого состояния даже сторону, куда ему двигаться, определить не может.
И просто повторением "Господи, Господи" ситуацию не исправишь...
Есть хорошая притча на этот счет:
"....оставьте расти вместе то и другое до жатвы; (Матфея 13:24-39)
"....оставьте расти вместе то и другое до жатвы; (Матфея 13:24-39)
Мед и деготь - это категории добра и зла.
А пшеница и плевелы - категории людей, собиравших первое или второе.
Поэтому без способности отличать мед от дегтя предстать к последнему дню пшеницей очень сложно. Потому что может оказаться, что человек всю жизнь собирал деготь, других им мазал... но думал о себе, что творил правду и познавал истину...
А услышит "отойди от Меня, делающий беззаконие"...
Как вы думаете, из плевела может ли вырасти пшеница? А из пшеницы плевел?
То, что вырастет на колосе к жатве вот то и определит, пшеница это была, или плевела. По плодам определится и род.
А раньше жатвы даже Ангелы не могут точно различить пшеницу и плевелы.
Только то, с чем кто предстанет, окончательно определит, кто есть пшеница, а кто плевелы.
Категории меда и дегтя являются человеческими. Они отражают текущее, промежуточное духовное состояние человека.
Я же говорил о меде и дегте, подразумевая подлинное добро, и подлинное зло. Не некое "промежуточное", а вполне абсолютное. В таком разделении, которое будет и на Суде.
Если же оказывается, что Вы говорили не о подлинном, а о человеческом тогда вообще убираем и мед, и деготь. Нет ни того, ни другого: есть емкость с непонятным составом, в котором ничто ни от чего не отделено.
А если мы все-таки беремся говорить об отделении (различении) то это уже не о человеческом, а о Божьем.
Это то, что можно определить в себе или в других при жизни.
Это можно только достигшему способности различать добро и зло.
А не достигший не различает ничего он в этом смысле слеп, все время путается, и очень часто, даже желая сотворить добро, творит зло.
И у каждого человека в каждый конкретный момент жизненного пути эта способность разная.
Если же мы говорим о подлинной христианской духовности ее наличие позволяет различать добро и зло безошибочно. Потому что духовность это уже Божье в человеке.
Поэтому духовный человек не ошибается в определении добра и зла: он доброе и называет добрым. Так и на Суде оно будет названо.
А злое - злым.
Но вот суд над самим человеком, который это добро и зло творил, даже духовные христиане на себя не берут. Даже если допустить, что им станут известны все дела какого-то человека до мелочей: и добрые, и злые - все равно суд остается Божьим.
Категория семени является Божией.
Семя просто соответствует роду.
Она отражает конечное, предопределенное духовное состояние человека.
Это то, что можно определить только в вечности, после смерти человека. "Претерпевший же до конца спасется." (Матфея 10:22)
А слова Св. Писания, которые Вы приводите - не о семени. А о необходимости... «сохранять урожай». Т.е. когда семя уже посеяно, и взошло, и полито, и ухожено, и плод созрел. Это еще не все: его еще нужно собрать и сохранить до конца.
"все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матфея 26:52), восходящих еще к ветхозаветной заповеди "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Бытие 9:6), над мягким "никого не обижайте" Иоанна.
Эта заповедь (и само правило) не «цепочечная» (как змея, кусающая собственный хвост), а «пресекающая».
Как действие заповеди В.З. не распространялось на мстителя за кровь - так и те, кто отвечает взявшим меч, не погибнут от меча.
Более Вам скажу: Господь и Сам мститель за кровь. И отмститель взявшим меч.
Неужели Вы думаете, что Его слово противоречат Его же делу?
Если бы вам, тогда духовному младнцу, кто-то сразу стал давать твердую пищу о жертвенности, о святости, о совершенстве, о не противлении злу насилием?
При том в этом ряду непротивление злу насилием не абсолютная категория. Ее нельзя ставить в один ряд с жертвенностью, святостью, совершенством.
Такой человек мог бы только навредить вам, поступив вопреки мудрой притче Иисуса:
"И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Матфея 9:16-17)
"И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Матфея 9:16-17)

Нет, не был.
Кстати, именно проповедь о жертвенности, о святости, о совершенстве и привела меня к вере в Господа.
Но сейчас...настало время давать людям не только молоко, но и твердую пищу:
Непротивление злу насилием - это твердая пища, Searhey.
И абсолютизация этого утверждения человеческая добавка в молоко. Кстати, ничего плохого в этом нет пока младенцы не берутся судить ближних и власти с «высоты своего младенчества».
А мудрый христианин никогда не осудит чужое противление злу силой. Максимум скажет, что это был не лучший выбор (если он действительно был не лучший).
А иногда такой выбор единственный, который был по силам выбиравшему. И тут вообще не человеку судить.
Searhey:Извините, но я не утверждал, что все они «осознанные слуги Божьи». Вопрос обсуждается несколько в ином ракурсе: можем ли мы говорить о том, что среди них есть или хотя бы могут быть осознанные слуги Божьи.
whitehat:
Нет уж, извольте. Павел так вопрос не ставил. Он писал о любой власти, о любом начальстве. Ниже я рассмотрю этот вопрос подробнее.
whitehat:
Нет уж, извольте. Павел так вопрос не ставил. Он писал о любой власти, о любом начальстве. Ниже я рассмотрю этот вопрос подробнее.
Перечитайте мое утверждение.
Да, Ап. Павел говорил о любом начальстве.
А я добавил, что среди них могут быть неосознанные слуги Божьи а могут быть и осознанные.
Но при этом нужно понимать, что Ап. Павел говорил не о любом возможном действии этого начальства и этой власти.
Ап. Павел слова "Божий слуга" пояснил утверждением «отмститель в наказание делающему злое».
Это означает, что если начальствующий выступает отмстителем делающему злое - то он творит правду Божью, и поэтому "Божий слуга".
Но это не означает, что если этот же начальник завтра этим же мечом начнет обижать сироту или вдову, то он и в этом зле будет «Божий слуга».
Вся проблема в верном понимании смысла словосочетания "слуга Божий".
Думаю, на самом деле дело в способности и желании поверить сказанному.
Изначально нас (меня) интересовала в этом плане только 13 глава Римлянам. Так вот применительно к этому месту Писания, я нахожу ваше понимание ошибочным.
Не стоит путать волю на принуждение ко злу и волю на непрепятствование к совершению зла.
Учитывая, что Господь знает все дела и мысли людей наперед, думаю, предопределение заключается во втором, а не в первом.
А в случае с человеческим злом Господь не «предопределяет», а «предузнает». То есть не волю человека направляет ко злу а учитывает то, куда движение злой воли придет. То есть не обеспечивает зло для осуществления Собственного замысла а учитывает как внешнее обстоятельство.
Ниже вы пришли к верному пониманию, того, что я пытался выразить словом "использование": не сотворение зла, а обращение зла в добро.

Об «использовании» можно было бы говорить, если бы добро во зле нуждалось. Тогда была бы необходимость во зле: чтобы было из чего выйти добру. И это было бы «использование» зла к добру.
А обращение это иная категория. Обращение не опирается на зло, а прямым текстом - не замечает его наличия. Так, как будто на этом месте ничего нет.
Есть оно, это зло, или нет вовсе для утверждения добра это не имеет никакого значения.
Главное здесь то, что используемый творит зло и несет наказание (это самый важный вывод для нашего обсуждения).
При этом его на это никто, кроме его собственной похоти, не использует. Поэтому всякий творивший зло несет за него справедливую и заслуженную ответственность.
А воли Божьей на то, чтобы он творил это зло, нет.
Поэтому нет никого, кто бы творил зло и был в этом Божьим слугой.
Но Бог, в конечном счете, может обратить его дела в добро на чье-либо благо.
И такие Свои благие дела Господь и так делает - без чьей-то злой помощи. Поэтому и слуги, творящие зло, Ему не нужны.
А какой у меня был вывод?
Или что творит волю Божью, но это зло.
Неважно любая комбинация в рамках этих понятий с Вашей позиции выйдет неверная.
Все верно сказано, за одним принципиальным моментом: покорность и подчинение - это не одно и то же (об этом ниже).
А вот если что-то не по совести, то действительно может различаться.
Тема нашей дискуссии опять сместилась в другое русло. Мы изначально обсуждали не противление властям, а ответственность властей, как "отмстителей", за применение ими оружия перед Богом. Давайте и впредь придерживаться этого направления в обсуждении.
Шаг первый: разве есть хоть кто-то, кто не ответственен перед Богом за то, что делает?
Так и каждый из начальников ответственен. В каждом своем действии.
А шаг два - тот самый, на котором мы и расходимся во взглядах: когда начальник творит добро Божье, а когда зло?
Подчинение - это служение, предполагает активные действия в пользу властей.
Подчинение это (если буквально) признание чина. То есть соблюдение правил установленной иерархии.
Словарь Ожегова:
- ПОДЧИНИТЬ: поставить под непосредственное руководство, передать в чье-нибудь непосредственное ведение
- ПОДЧИНЕННЫЙ: должностное лицо, которое подчиняется лицу, старшему по должности
При этом если распоряжение подчиненный (в рамках правил подчиненности) получает действенное (пойди и принеси) то и подчинение имеет действенную форму.
А если распоряжение бездейственное (молчи, не вмешивайся, стой на месте) то и подчинение бездейственное.
А вот при несоответствии распоряжения и действия - выйдет неподчинение.
Покорность - это отсутствие противления, предполагает отсутствие активных действий против властей.
Словарь Ожегова:
- ПОКОРНЫЙ: Obs. Употр. в выражениях, означающих вежливо-смиренное отношение к кому-нибудь
- ПОКОРНЫЙ: послушный, уступчивый
То есть покорность это то же подчинение, только характеризующее больше внутреннее отношение, чем внешнюю исполнительность.
Мы обязаны безусловно покоряться властям, но не обязаны безусловно подчиняться.
Мы обязаны и подчиняться, и быть покорными во всем, что не противоречит вере и доброй совести.
Делают они добрые дела - слава Богу за такие власти.
А во всем, что не соответствует этому определению, но чего мы не можем избежать - мы будем испытаны.
И за это слава Богу!
Комментарий