У меня созрел серьёзный вопрос о важности иконопочитания и его месте и роли в Священном Писании. Ввиду этого попрошу верующих с православными взглядами объяснить по прочтении нижеизложенного материала, почему они лично почитают иконы? И чем это для себя объясняют?
Привожу учение об иконопочитании. И рядом в скобках - попытки разобраться в сути написанного с упоминанием некоторых мест Священного Писания.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XVI. Об иконах
Так как некоторые порицают нас за то, что поклоняемся и воздаем почитание изображению Спасителя и Владычицы нашей, (Да не некоторые, а Слово Божие. Написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4). И кто такая, простите, «Владычица», если написано: ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами». (Пс.21:29)
а также и прочих святых и угодников Христовых, (где в Писании об «угодниках Христовых» сказано?)
то пусть услышат они, что Бог в начале сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 26). (Да, веский аргумент! По портрету Своему, очевидно, сотворил человека)
Отсюда не ради ли того мы кланяемся друг другу, что сотворены по образу Божию? (Кто это «мы»? Мы не кланяемся. Это вы друг другу кланяетесь Даааа, вот до чего дошло дело Написано ведь: «Не делайте себе кумиров и изваяний, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш». (Лев.26:1)
Ибо, как говорит богоглаголивый и многосведущий в божественном Василий, честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. (А не многовато ли эпитетов для человека? И как это, на первообраз? То есть, ежели я буду кланяться первому встречному человеку, то тем самым я кланяюсь его Творцу, так что ли? Забавно)
Первообраз же есть то, что изображается, с чего делается снимок. (Так у вас в храмах фотографии «святых» висят что ль???)
Ради чего Моисеев народ отовсюду поклонялся скинии, носившей образ и вид небесного, даже более всего творения? (Ага, и где ж об этом в Писании сказано-то, что он ПОКЛОНЯЛСЯ скинии???)
Действительно, Бог говорит Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу показанному ти на горе (Исх. XXXIII, 10). А также херувимы, осенявшие очистилище, не были ли делом рук человеческих? А знаменитый храм во Иерусалиме? Не рукотворенный ли он и не устроен ли искусством человеческим?. (Ну да. Конечно же рукотворённый. А о делах рук что написано? «И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и поклонялись делам рук своих». (Иер.1:16))
Божественное Писание осуждает тех, которые поклоняются кумирам и приносят жертвы демонам. (Ну вот Вы сами против себя и свидетельствуете)
Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. (И тем не менее, вы это делаете. Напомню вам, что у вас в храмах висят иконы с изображением Бога в образе старика)
Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. (А в Новом разрешены вдруг стали!)
Но так как Бог, по своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как (являлся) Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания. (Мдя Отцы рассудили! Во как! И кто ж эти таинственные отцы-то??? Ведь не Апостолы же, они ведь так не «рассуждали». Так для краткого напоминания или целования и поклонения рисуемо оно???)
Без сомнения, часто, не имея в уме (мысли) о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании (А Сам Христос сказал преломлять хлеб и причащаться к вину в Его ВОСПОМИНАНИЕ (Лук.22:19))
и павши поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается. (Да неужели? А несколькими главами выше Вы утверждали: «Итак, должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови, точно также и гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы: ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион твердыня Церквей и т. п.» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XI. О кресте и еще о вере) особенно мне нравится здесь «и т.п.»)
Ибо чем различается крест, не имеющий изображения Господа, от креста, имеющего (его)? То же должно сказать и о Богоматери. Ибо честь, воздаваемая ей, возводится к Воплотившемуся от нее. (Дя. Каким же это образом она возводится-то? А как же: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс.28:1))
Подобным образом подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству, к соревнованию, к подражанию их добродетели и к прославлению Бога. (К идолопоклонству они вас возбуждают (1Иоан.5:21))
Ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усердным из соработников, доказывает любовь к общему Владыке, и честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. (Ага. Доказывает любовь к Владыке. А как же: «Славы Моей не дам иному». (Ис.48:11)
И это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на восток, о поклонении кресту и о многом другом, подобно этому. (Ну вы даёте, ей-Богу! Что ж это за тайные невиданные предания такие??? Мар.7:8: «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого»)
Привожу учение об иконопочитании. И рядом в скобках - попытки разобраться в сути написанного с упоминанием некоторых мест Священного Писания.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XVI. Об иконах
Так как некоторые порицают нас за то, что поклоняемся и воздаем почитание изображению Спасителя и Владычицы нашей, (Да не некоторые, а Слово Божие. Написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4). И кто такая, простите, «Владычица», если написано: ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами». (Пс.21:29)
а также и прочих святых и угодников Христовых, (где в Писании об «угодниках Христовых» сказано?)
то пусть услышат они, что Бог в начале сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 26). (Да, веский аргумент! По портрету Своему, очевидно, сотворил человека)
Отсюда не ради ли того мы кланяемся друг другу, что сотворены по образу Божию? (Кто это «мы»? Мы не кланяемся. Это вы друг другу кланяетесь Даааа, вот до чего дошло дело Написано ведь: «Не делайте себе кумиров и изваяний, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш». (Лев.26:1)
Ибо, как говорит богоглаголивый и многосведущий в божественном Василий, честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. (А не многовато ли эпитетов для человека? И как это, на первообраз? То есть, ежели я буду кланяться первому встречному человеку, то тем самым я кланяюсь его Творцу, так что ли? Забавно)
Первообраз же есть то, что изображается, с чего делается снимок. (Так у вас в храмах фотографии «святых» висят что ль???)
Ради чего Моисеев народ отовсюду поклонялся скинии, носившей образ и вид небесного, даже более всего творения? (Ага, и где ж об этом в Писании сказано-то, что он ПОКЛОНЯЛСЯ скинии???)
Действительно, Бог говорит Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу показанному ти на горе (Исх. XXXIII, 10). А также херувимы, осенявшие очистилище, не были ли делом рук человеческих? А знаменитый храм во Иерусалиме? Не рукотворенный ли он и не устроен ли искусством человеческим?. (Ну да. Конечно же рукотворённый. А о делах рук что написано? «И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и поклонялись делам рук своих». (Иер.1:16))
Божественное Писание осуждает тех, которые поклоняются кумирам и приносят жертвы демонам. (Ну вот Вы сами против себя и свидетельствуете)
Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. (И тем не менее, вы это делаете. Напомню вам, что у вас в храмах висят иконы с изображением Бога в образе старика)
Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. (А в Новом разрешены вдруг стали!)
Но так как Бог, по своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как (являлся) Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания. (Мдя Отцы рассудили! Во как! И кто ж эти таинственные отцы-то??? Ведь не Апостолы же, они ведь так не «рассуждали». Так для краткого напоминания или целования и поклонения рисуемо оно???)
Без сомнения, часто, не имея в уме (мысли) о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании (А Сам Христос сказал преломлять хлеб и причащаться к вину в Его ВОСПОМИНАНИЕ (Лук.22:19))
и павши поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается. (Да неужели? А несколькими главами выше Вы утверждали: «Итак, должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови, точно также и гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы: ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион твердыня Церквей и т. п.» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XI. О кресте и еще о вере) особенно мне нравится здесь «и т.п.»)
Ибо чем различается крест, не имеющий изображения Господа, от креста, имеющего (его)? То же должно сказать и о Богоматери. Ибо честь, воздаваемая ей, возводится к Воплотившемуся от нее. (Дя. Каким же это образом она возводится-то? А как же: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс.28:1))
Подобным образом подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству, к соревнованию, к подражанию их добродетели и к прославлению Бога. (К идолопоклонству они вас возбуждают (1Иоан.5:21))
Ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усердным из соработников, доказывает любовь к общему Владыке, и честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. (Ага. Доказывает любовь к Владыке. А как же: «Славы Моей не дам иному». (Ис.48:11)
И это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на восток, о поклонении кресту и о многом другом, подобно этому. (Ну вы даёте, ей-Богу! Что ж это за тайные невиданные предания такие??? Мар.7:8: «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого»)
Комментарий