Kot
Я очень люблю и уважаю Л. Толстого прежде всего за то, что он был искренен и честен перед собой и Богом. А вы "бросаете в него камни". Его предали "анафеме" только за это. Мне напоминает неприязнь ПЦ к Толстому с неприятием фарисеями Христа (без обид). Толстого (и воспоминания о нем) я читал все, или почти все, и во многом согласен с ним. Но не о нем речь.
Поконкретнее бы, а то, боюсь, мы опять о разном "подвижничестве" будем говорить, и с "деградацией" тоже как то бездоказательно и непонятно.
Да не гордыня это была! Просто он как принимал сам, так и говорил и действовал. Это было прямодушие большого "ребенка". А его заклевали и не поняли даже в своей семье.
Так это и есть самое ценное!
Вы наверно не читали его высказывания в сторону церкви, и как следствие в сторону тех догматов, которые непогрешимы в любой конфессии: например не считать Богородуцу Девой, христианское смирение понимать и проповедовать как непротивление злу и т.д.
Дело в том, что неверное понимание христианского подвижничества приводит не просто к искажениям представлений (если бы только это - это пол-беды), но ведет к духовной деградации всего человека (и это процесс очень незаметный для самого человекак).
Бердяев о Льве Толстом сказал, что у него не было органа, чтобы верить. Я не думаю, что это так. Мне кажется, что он не смог смирить себя перед Христом, не смог побороть самый страшный грех пред Богом - гордыню.
Что касается православия - я говорю только то, чему в своем личном опыте являюсь свидетелем.

А что если "сегоднящний дух" истолкует Спасительный подвиг Христа подругому? А что если толкования божества Христа и его причасности Божескому естеству (догмат Троицы) - это то же продукт прошлого, духа времени, а сегодня уже можно все иначе истолковать. Нельзя впадать в такой релятивизм. Есть место разномыслиям, в мелочах. Но в основах веры - есть традиционное толкование, которое и характеризует Церковь.
Комментарий