"Тетраграмматон. Произношение на иврите"
ВСЯ КНИГА: CКАЧАТЬ В PDF
Метод сравнения библейских теофорных имен
«Йехова́» («Йеhоваh») традиционное еврейское произношение тетраграмматона
«Йехова» - искусственная форма, составленная из гласных от «Адонай»?
Сколько слогов в тетраграмматоне?
Гласные звуки в тетраграмматоне
А как же «Ях» и окончание в именах на «-яху»?
«Яхве» форма, противоречащая правилам иврита
Дополнительные методы определения огласовки тетраграмматона
Либо точное произношение, либо никакое?
Заключение
ВСЯ КНИГА: CКАЧАТЬ В PDF
Метод сравнения библейских теофорных имен
«Йехова́» («Йеhоваh») традиционное еврейское произношение тетраграмматона
«Йехова» - искусственная форма, составленная из гласных от «Адонай»?
Сколько слогов в тетраграмматоне?
Гласные звуки в тетраграмматоне
А как же «Ях» и окончание в именах на «-яху»?
«Яхве» форма, противоречащая правилам иврита
Дополнительные методы определения огласовки тетраграмматона
Либо точное произношение, либо никакое?
Заключение
Довольно часто можно услышать утверждение, что христианам нет надобности произносить Божье имя, так как его точная огласовка не известна. В этой статье мы коснемся данного вопроса и увидим почему такая проблема в действительности является надуманной. И самое главное: мы рассмотрим широкоизвестный в исследовательских кругах метод, доступный даже тем, кто не обладает знаниями в иврите метод, позволяющий достаточно легко определить звучание имени нашего Создателя.
Бог указал в Писаниях свое имя («Иегова») около 7000 раз гораздо чаще, чем любое иное имя какой бы то ни было упомянутой в Библии личности. Более того, это имя является и наиболее часто присутствующим в древнем тексте Библии словом (вторым по частоте использования стоит слово «Бог» - около 2700 раз). В Писаниях Божье имя впервые встречается в начале 2-й главы книги Бытие, где сообщатся о создании Иеговой Богом неба, земли и первых людей. Ева после рождения своего первого ребенка упоминает имя Иеговы, подчеркивая, что возможность иметь потомство ей дана Богом (Бытие 4:1). В дальнейшем, как мы можем убедиться из Писаний, имя Иеговы Бога привычно и свободно произносили многие верные Господу служители (Сравните Руфь 2:4, Восстановительный перевод). И было бы крайне странным думать, будто Бог якобы не желал, чтобы люди знали и упоминали его по имени.
«И да узнают, что Ты един, имя Твое Йеhова, (Ты) Всевышний, над всей землей!» (Еврейская Библия, ТаНаХ).
«Чтобы они узнали, что один Ты, чьё имя Иегова, есть Всевышний над всей землёй» (Псалом 83:18, Восстановительный перевод).
Однако, в чем видится проблема теми, кто не считает важным использование имени Иеговы? Как известно, Еврейские Писания (Ветхий Завет) были написаны на иврите, а он не содержит гласных букв. Имя Бога в тексте Библии представлено в виде четырех согласных букв «ЙХВХ», יהוה (отсюда и его название «тетраграмматон», или «четырехбуквие»). По этой причине критики утверждают, что записанное в Библии имя Бога из-за отсутствия в нем гласных букв невозможно точно произнести, а потому, якобы, и отпадает сама необходимость в упоминании Божьего имени.
Можно ли согласиться с таким заявлением? Вовсе нет, так как оно выглядит абсолютно не логично. Во-первых, как мы увидели выше, сам Бог ожидает, что люди будут знать и упоминать его личное имя. А во-вторых, тетраграмматон вполне огласуется, и этому вопросу будет посвящена данная работа.
В течение столетий имя Бога привычно произносилось христианами в форме огласовки «Иегова». Однако, в XIX веке в среде интеллектуальных кругов необычайную популярность получила т.н. «библейская критика», стремившаяся поставить под сомнение подлинный смысл описываемых Библией событий. Так, в частности, появилось толкование, что израильтяне перешли не через осушенное Богом море, а всего лишь преодолели мелкое болото. Аналогичным образом критики «объяснили» внезапно наступившую тьму во время казни Иисуса следствием выброса плотных масс пепла в результате извержения вулкана. И так далее Именно тогда, в XIX веке, на волне «библейской критики» в Европе появилась и теория о «неподлинности произношения» имени Иеговы. Тогда же было предложено считать «более правильной» формой вокализации тетраграмматона вариант «Яхве». В дальнейшем эту идею восприняли многие представители западного христианства. Позднее, в XX веке данная теория проникла и в среду российских верующих, где сохраняется по сию пору.
Что ж, если мы говорим о том, что в действительности огласовка тетраграмматона, как минимум, очень близка к форме произношения «Иегова», то на чем основывается такое убеждение? Ученые, пришедшие к этому выводу, опираются на целый ряд подтверждающих фактов. В данной работе мы коснемся некоторых из них. А в самом начале рассмотрим метод, который является наиболее простым, наглядным и, как показывает практика, практически неподдающимся опровержению со стороны критиков. Одно из его преимуществ заключается в том, что уяснить суть данного метода может абсолютно любой человек, даже не говорящий на иврите. Что это за метод?
Метод сравнения библейских теофорных имен
Теофорные имена (от греч. θεός «бог» + φορός «несущий») подразумевают личные имена людей, включающие в себя также имя Бога. В Библии мы находим значительное число лиц, чьи имена являются теофорными. В частности, содержащими в себе первые две или три из четырех букв Божьего тетраграмматона (ЙХВХ, или יהוה). Ниже мы можем познакомиться с примерами тех из них, чьи теофорные имена начинаются на первые три из четырех букв тетраграмматона (т.е. на «ЙХВ», или יהו). При этом стоит помнить, что в иврите слова, включая имена, пишутся и читаются справа налево. Мы обратим внимание на то, как звучат данные имена в еврейском языке, и особенно на огласовку их начальной части той, где стоит основная часть тетраграмматона:
Иисус (евр. «Йехошуа», יהושע) «Иегова - спасение» имя Мессии, а также ряда других библейских персонажей (Матфея 1:1).
Ионафан (евр. «Йехонатан», יהונתן) «Иегова дал» старший сын царя Саула (1 Царств 14:49).
Иосафат (евр. «Йехошафат», יהושפט) «Иегова - Судья» иудейский царь (2 Паралипоменон 20:31).
Иегозавад (евр. «Йехозавад», יהוזבד) «Иегова одарил» военачальник царя Иосафата (2 Паралипоменон 17:18).
Иоиарив (евр. «Йехоиарив», יהויריב) «Иегова борется» иудейский священник (1 Паралипоменон 9:10).
Иоседек (евр. «Йехоцадак», יהוצדק) «Иегова объявляет праведным» отец первосвященника Иисуса.
Иоанн (евр. «Йехоханан», יהוחנן) «Иегова оказал благосклонность» сын священника Захарии (Луки 1:63).
Ионадав (евр. «Йехонадав», יהונדב) «Иегова великодушен» помощник царя Ииуя (4 Царств 10:15).
Иоаким (евр. «Йехойаким», יהויקים) «Иегова поднимает» сын иудейского царя Иосии (4 Царств 23:34).
Иехония (евр. «Йехойахин», יהויכין) «Иегова утвердил» сын иудейского царя Иоакима (4 Царств 24:6).
Иоахаз (евр. «Йехоахаз», יהואחז) «Иегова взялся» сын израильского царя Ииуя (4 Царств 10:35).
Иегухал (евр. «Йехухал», יהוכל) «Иегова одолевает» иудейский князь времен царя Седекии (Иеремия 37:3).
Иуда (евр. «Йехуда», יהודה) «Иеговой восхваляемый» сын патриарха Иакова (Бытие 29:35).
Иегуддий (евр. «Йехуди», יהודי) «относящийся к Иуде» придворный царя Иокима (Иеремия 36:14).
Ииуй (евр. «Йехуу», יהוא), «Он - Иегова» израильский царь (4 Царств 9:14).
Иегоаддань (евр. «Йехоаддан», יהועדּן) «Иегова - радость» мать иудейского царя Амасии (2 Паралипоменон 25:1).
Иоиадда (евр. «Йехоадда», יהועדה) «Иегова украсил себя» потомок Саула (1 Паралипоменон 8:36).
Иоас (евр. «Йехоаш», יהואשׁ) «Иеговой данный» иудейский царь (4 Царств 12:1).
Иорам (евр. «Йехорам», יהורם) «Иегова превознесен» израильский царь (4 Царств 1:17).
Иосиф (евр. «Йехосеф», יהוסף) «Иегова прибавил» полное звучание имени Иосифа (Стронг H3084, Псалом 80:6).
Иодай (евр. «Йехойада», יהוידע) «Иегова узнает» иудейский первосвященник (2 Паралипоменон 23:1).
Иосавеф (евр. «Йехошаваф», יהושבעת) «Иегова изобилие» дочь иудейского царя Иорама (2 Паралипоменон 22:11).
Как можно убедиться, теофорные имена, начинающиеся на те же самые буквы, что содержатся в основной части тетраграмматона (т.е. буквы «ЙХВ», или יהו), в иврите имеют вполне четкое произношение в форме «ЙЕХО», иногда «ЙЕХУ». Отсюда следует разумный вывод, что точно аналогичным образом звучит и основная часть самого тетраграмматона (ЙХВХ, или יהוה). То есть Божье имя произносится как «Йехо», плюс последний слог, который в иврите заканчивается гласным звуком "-а" (подробнее далее в статье).
Метод сравнения библейских теофорных имен является самым простым способом определения произношения тетраграмматона. И этот способ недвусмысленно указывает на огласовку Божьего имени в форме «Йехова», ведь и сами личные теофорные имена библейских персонажей начинаются именно с этой огласовки «Йехо-».
Комментарий