* В отличие от Каина Гевель как бы зачинается само собой, и рождён после Каина в силу того, чего ни Адам, ни Хава, выбравшие себе дорогу, не могли уже изменить. На это указывает каузативное начало стиха с прибавлением инфинитива (о продолжающемся процессе) ותסף ללדת את־אחיו את־הבל. Не говорится, ведь, что Гевель зачат от познания Хавы Адамом, и, что это они дали ему такое имя. К тому же слова Хавы по рождении Каина могут быть прочитаны с признаком последующего огорчения, как: "Приобрела я (в) мужья Господа" (начало Быт 4:2 может быть прочитано и так: "И опять родить брата ему Гевеля..", ср. Быт 4:12; Исх 10:28; 11:6; Иов 20:9; Ам 5:2, как намёк на то, что уже было когда-то..). Ибо Каин, в соответствии духа своего, принялся облагораживать землю. Чего нельзя осуществить без борьбы со злом, тогда как можно было просто плыть по сложившемуся уже руслу жизни, приспособляться во всём ко злу. И т. д.
То есть по рождении Каина (оговорена лишь последовательность событий, но никак не их длительность) у Хавы появился ещё один, "имеющий" её, "муженёк". От него-то и Гевель, к которому его расположение.
"Нэшама" (05397) -- синоним к слову "гевель".


"05397" (24)
1. Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание 05397 жизни, и стал человек душею живою.
2. Быт.7:22 все, что имело дыхание 05397 духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
3. Втор.20:16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души 05397,
4. Иис.Нав.10:40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее 05397 предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев;
5. Иис.Нав.11:11 и побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души 05397; а Асор сожег он огнем.
6. Иис.Нав.11:14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили [всех] их: не оставили ни одной души 05397.
7. 2Цар.22:16 И открылись источники моря, обнажились основания вселенной от грозного гласа Господа, от дуновения 05397 духа гнева Его. (ср. Быт. 3:8)
8. 3Цар.15:29 Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души 05397 у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина,
9. 3Цар.17:17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания 05397.
10. Иов.4:9 от дуновения 05397 Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.
11. Иов.26:4 Кому ты говорил эти слова, и чей дух 05397 исходил из тебя?
12. Иов.27:3 что, доколе еще дыхание 05397 мое во мне и дух Божий в ноздрях моих,
13. Иов.32:8 Но дух в человеке и дыхание 05397 Вседержителя дает ему разумение. (Ср. Быт. 2:9 и 3:6)
14. Иов.33:4 Дух Божий создал меня, и дыхание 05397 Вседержителя дало мне жизнь.
15. Иов.34:14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание 05397 ее, -
(читать Иов. 34:12-15)
16. Иов.37:10 От дуновения 05397 Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.
17. Пс.17:16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения 05397 духа гнева Твоего.
18. Пс.150:6 Все дышащее 05397 да хвалит Господа! Аллилуия.
19. Прит.20:27 Светильник Господень - дух 05397 человека, испытывающий все глубины сердца.
20. Ис.2:22 Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание 05397 в ноздрях его, ибо что он значит?
21. Ис.30:33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение 05397 Господа, как поток серы, зажжет его.
22. Ис.42:5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание 05397 народу на ней и дух ходящим по ней.
23. Ис.57:16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание 05397, Мною сотворенное.
24. Дан.10:17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание 05397 замерло во мне".
1-24
Многие усматривают в "нэшаме Господа" то духовное начало, которое отличает человека от животного (Как будто никогда не читали Быт 7:22.. И т. п.) Не замечая того, что первый в Танахе стих, в котором наличествует слово нэшама, может быть прочитан и так:
и сформировал ЙХВХ элохим человечество (hа-адам) -- пыль из/от hа-адамы -- и раздул ноздрями своими* ( и человечества**) дыхание Жизни; и сделались люди душами, что звери ( ויהי האדם לנפש חיה букв. "и стал человек душой зверь").
Где сущесвительные "hа-адам"**, "нефеш" и "хай" прочитаны как собирательные.
-------------------
* При субъективном чтении местоименного суффикса (** при объективном). О гневе.. (См. словарь Штейнберга, 37 с.)
** О конкретном обществе в привязке к такой же конкретной эпохе -- о том историческом, что фиксирует память людей. Надолго ль? и на сколько чтобы объективно?
дыхание Жизни в таком вот прочтении Быт 2:7 подобно огню. Этой ассоциации способствует семантика применённого Автором глагола "и раздул" וַיִּפַּח ваипаx (см. словарь Штейнберга, 310 с.).. Заодно прочтите Иов 34:
10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, 11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Огиенко: 13 Хто землю довірив Йому, і хто на Нього вселенну поклав?) 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Чтобы получше проникнуться идеей такого контекста, прочтите отрывок из книги о. Александр Мень. История религии. т. 3
Глава десятая: ОСНОВАНИЕ САНГХИ
Прочтите также 8. ПАРМЕНИД И ГЕРАКЛИТ ДВА АНТИПОДА?
То есть по рождении Каина (оговорена лишь последовательность событий, но никак не их длительность) у Хавы появился ещё один, "имеющий" её, "муженёк". От него-то и Гевель, к которому его расположение.
"Нэшама" (05397) -- синоним к слову "гевель".



"05397" (24)
1. Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание 05397 жизни, и стал человек душею живою.
2. Быт.7:22 все, что имело дыхание 05397 духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
3. Втор.20:16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души 05397,
4. Иис.Нав.10:40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее 05397 предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев;
5. Иис.Нав.11:11 и побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души 05397; а Асор сожег он огнем.
6. Иис.Нав.11:14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили [всех] их: не оставили ни одной души 05397.
7. 2Цар.22:16 И открылись источники моря, обнажились основания вселенной от грозного гласа Господа, от дуновения 05397 духа гнева Его. (ср. Быт. 3:8)
8. 3Цар.15:29 Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души 05397 у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина,
9. 3Цар.17:17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания 05397.
10. Иов.4:9 от дуновения 05397 Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.
11. Иов.26:4 Кому ты говорил эти слова, и чей дух 05397 исходил из тебя?
12. Иов.27:3 что, доколе еще дыхание 05397 мое во мне и дух Божий в ноздрях моих,
13. Иов.32:8 Но дух в человеке и дыхание 05397 Вседержителя дает ему разумение. (Ср. Быт. 2:9 и 3:6)
14. Иов.33:4 Дух Божий создал меня, и дыхание 05397 Вседержителя дало мне жизнь.
15. Иов.34:14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание 05397 ее, -
(читать Иов. 34:12-15)
16. Иов.37:10 От дуновения 05397 Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.
17. Пс.17:16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения 05397 духа гнева Твоего.
18. Пс.150:6 Все дышащее 05397 да хвалит Господа! Аллилуия.
19. Прит.20:27 Светильник Господень - дух 05397 человека, испытывающий все глубины сердца.
20. Ис.2:22 Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание 05397 в ноздрях его, ибо что он значит?
21. Ис.30:33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение 05397 Господа, как поток серы, зажжет его.
22. Ис.42:5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание 05397 народу на ней и дух ходящим по ней.
23. Ис.57:16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание 05397, Мною сотворенное.
24. Дан.10:17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание 05397 замерло во мне".
1-24
Многие усматривают в "нэшаме Господа" то духовное начало, которое отличает человека от животного (Как будто никогда не читали Быт 7:22.. И т. п.) Не замечая того, что первый в Танахе стих, в котором наличествует слово нэшама, может быть прочитан и так:
и сформировал ЙХВХ элохим человечество (hа-адам) -- пыль из/от hа-адамы -- и раздул ноздрями своими* ( и человечества**) дыхание Жизни; и сделались люди душами, что звери ( ויהי האדם לנפש חיה букв. "и стал человек душой зверь").
Где сущесвительные "hа-адам"**, "нефеш" и "хай" прочитаны как собирательные.
-------------------
* При субъективном чтении местоименного суффикса (** при объективном). О гневе.. (См. словарь Штейнберга, 37 с.)
** О конкретном обществе в привязке к такой же конкретной эпохе -- о том историческом, что фиксирует память людей. Надолго ль? и на сколько чтобы объективно?
дыхание Жизни в таком вот прочтении Быт 2:7 подобно огню. Этой ассоциации способствует семантика применённого Автором глагола "и раздул" וַיִּפַּח ваипаx (см. словарь Штейнберга, 310 с.).. Заодно прочтите Иов 34:
10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, 11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. 13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Огиенко: 13 Хто землю довірив Йому, і хто на Нього вселенну поклав?) 14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Чтобы получше проникнуться идеей такого контекста, прочтите отрывок из книги о. Александр Мень. История религии. т. 3
Глава десятая: ОСНОВАНИЕ САНГХИ
.. Припомним, что Кашьяп и его ученики были огнепоклонники и верили, что в огне сокрыта божественная сила. Эта вера была не чужда и Гаутаме, но он осмыслил ее совсем иначе. Стоя на холме Гайяширша, видя перед собой выжидательные взоры учеников, он заговорил об огне. Он развернул перед слушателями картину мятущейся Вселенной, которая неустанно бурлит как бушующее пламя. И этому беспокойному огню он противопоставил тишину Нирваны.
"Все горит, о монахи! восклицал он. Все в мире объято пламенем. Но каким образом, о монахи? Взор наш горит; видимые вещи горят; горят впечатления от видимого; соприкосновение взора с видимыми вещами приятное или неприятное, безразлично также горение. Но каким же огнем пылает все это? Поистине все горит огнем похоти, огнем гнева, огнем незнания, горит терзаниями рождения, увядания, смерти, скорби, стенаний, страдания, печали и отчаяния. И ухо горит, и звуки горят. И вкус, и обоняние горение. Тело наше в огне; осязаемые предметы горят, и самый дух наш объят огнем, пылают мысли наши.
И вот, постигнув все это, о монахи, ученик, наставленный в благородных истинах, переполняется утомлением ко взору, и к вещам видимым, и к впечатлениям ума, на них основанным; утомляется он и слышимым, и ощущаемым, и мыслью. И, равнодушный ко всему этому, он свергает с себя одежду страстей, становится свободным от них. Освободившись же от них, он ощущает свою свободу и реально постигает, что способность к перевоплощению истощена в нем, что совершенна святость, выполнена обязанность и дальнейший возврат в этот мир уже более невозможен"/9/.
"Все горит, о монахи! восклицал он. Все в мире объято пламенем. Но каким образом, о монахи? Взор наш горит; видимые вещи горят; горят впечатления от видимого; соприкосновение взора с видимыми вещами приятное или неприятное, безразлично также горение. Но каким же огнем пылает все это? Поистине все горит огнем похоти, огнем гнева, огнем незнания, горит терзаниями рождения, увядания, смерти, скорби, стенаний, страдания, печали и отчаяния. И ухо горит, и звуки горят. И вкус, и обоняние горение. Тело наше в огне; осязаемые предметы горят, и самый дух наш объят огнем, пылают мысли наши.
И вот, постигнув все это, о монахи, ученик, наставленный в благородных истинах, переполняется утомлением ко взору, и к вещам видимым, и к впечатлениям ума, на них основанным; утомляется он и слышимым, и ощущаемым, и мыслью. И, равнодушный ко всему этому, он свергает с себя одежду страстей, становится свободным от них. Освободившись же от них, он ощущает свою свободу и реально постигает, что способность к перевоплощению истощена в нем, что совершенна святость, выполнена обязанность и дальнейший возврат в этот мир уже более невозможен"/9/.
В философии Гераклит стал предшественником Гегеля; понятно, что и марксисты захотели ввести «античного диалектика» в свой пантеон. При этом они обычно ссылались на знаменитое изречение философа: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно разгорающимся и закономерно погасающим»..
Комментарий