Комментарии к Торе:
Раввин Гирш Шимшон (бен) Рафаэль
Исход 3:14:
- Я БУДУ ТЕМ, КЕМ Я ЖЕЛАЮ БЫТЬ. Все другие существа есть то, чем они должны быть; их существование зависит от воли Того, Кто один может не просто сказать "Я есть", но "Я буду тем, кем Я желаю быть". Это имя выражает личную, абсолютную и свободную суть Б-га. Заявляя не "Я есть", а "Я буду", т.е. говоря о будущем, которое полностью находится в Его власти, Он провозгласил то специфически еврейское представление о Б-ге - совершенно новое представление, - о котором остальному человечеству предстояло узнать через освобождение Израиля из Египта и которое в конце концов принесет освобождение всему миру.
Значение имени ИЕГОВА (из книги "Существует ли заботливый Творец?")
Это имя на древнееврейском языке является каузативной формой глагола хава́х, означающего «быть», или становиться (Бытие 27:29; Екклесиаст 11:3, ПАМ). В одном труде значение этого имени определяется как «он причиняет быть или причинит быть» («The Oxford Companion to the Bible»). Итак, можно сказать, что личное имя Творца буквально означает «Он причиняет быть». Следует отметить, что это имя подчеркивает не деятельность Творца в далеком прошлом, как могут думать некоторые люди, когда используют слово «Первопричина». Почему нет?
Потому что Божье имя связано с тем, что Бог намерен сделать. У глаголов в древнееврейском языке, как правило, только два вида, и вид, который используется в имени Творца, «означает действие... в процессе его развития. Он выражает не просто длительность действия... а развитие действия от начала до завершения» («A Short Account of the Hebrew Tenses»). Да, своим именем Иегова свидетельствует о себе как о том, кто, активно действуя, стремится к своей цели. Из этого мы узнаем, что по мере развития действия он становится Исполнителем обещаний. Осознание того, что Творец всегда исполняет все, что намерен сделать, приносит радость и утешение многим людям.
Значение Божьего имени (из книги "Приближайся к Иегове")
7 Иегова выбрал себе имя, исполненное глубокого смысла. Имя Иегова буквально означает «Он дает становиться». И действительно, он дал начало всему. Уже сама эта мысль внушает нам благоговение. Но только ли этот смысл заложен в Божьем имени? Моисей, очевидно, хотел знать больше. Дело в том, что само это имя было не ново. На протяжении столетий люди знали и употребляли имя Бога. Задав вопрос о том, как зовут Бога, Моисей на самом деле хотел узнать личность, стоящую за этим именем. Он как бы спрашивал: «Что мне сказать израильтянам, чтобы их вера в тебя укрепилась, и как мне убедить их, что ты освободишь свой народ?»
8 В ответ Иегова объяснил значение своего имени. Он сказал Моисею: «Я стану тем, кем пожелаю стать» (Исход 3:14, НМ). Во многих переводах Библии в этом стихе говорится: «Я есмь Сущий» или «Я есмь Тот, Который есмь». Однако из «Перевода нового мира», где это выражение передано более точно, видно, что Бог здесь не просто подтверждает свое существование. Он объясняет Моисею, а через него и всем нам значение своего имени. Иегова «станет», или «даст себе стать», тем, кем это необходимо для исполнения своих обещаний. В переводе Дж. Б. Ротергама этот стих звучит так: «Я стану тем, кем желаю». Один специалист по древнееврейскому языку объяснил эту фразу таким образом: «Что бы ни случилось, какие бы трудности ни возникли... Бог всегда станет решением любой проблемы».
9 Что это означало для израильтян? Какое бы препятствие ни встречалось им на пути, в каком бы затруднительном положении они ни оказывались, Иегова всегда становился тем, кто приходил им на помощь, освобождая их из рабства и ведя их в Обетованную землю. Несомненно, это имя укрепляло их доверие к Богу. Оно может также укрепить и наше доверие (Псалом 9:11).
Раввин Гирш Шимшон (бен) Рафаэль
Исход 3:14:
- Я БУДУ ТЕМ, КЕМ Я ЖЕЛАЮ БЫТЬ. Все другие существа есть то, чем они должны быть; их существование зависит от воли Того, Кто один может не просто сказать "Я есть", но "Я буду тем, кем Я желаю быть". Это имя выражает личную, абсолютную и свободную суть Б-га. Заявляя не "Я есть", а "Я буду", т.е. говоря о будущем, которое полностью находится в Его власти, Он провозгласил то специфически еврейское представление о Б-ге - совершенно новое представление, - о котором остальному человечеству предстояло узнать через освобождение Израиля из Египта и которое в конце концов принесет освобождение всему миру.
Значение имени ИЕГОВА (из книги "Существует ли заботливый Творец?")
Это имя на древнееврейском языке является каузативной формой глагола хава́х, означающего «быть», или становиться (Бытие 27:29; Екклесиаст 11:3, ПАМ). В одном труде значение этого имени определяется как «он причиняет быть или причинит быть» («The Oxford Companion to the Bible»). Итак, можно сказать, что личное имя Творца буквально означает «Он причиняет быть». Следует отметить, что это имя подчеркивает не деятельность Творца в далеком прошлом, как могут думать некоторые люди, когда используют слово «Первопричина». Почему нет?
Потому что Божье имя связано с тем, что Бог намерен сделать. У глаголов в древнееврейском языке, как правило, только два вида, и вид, который используется в имени Творца, «означает действие... в процессе его развития. Он выражает не просто длительность действия... а развитие действия от начала до завершения» («A Short Account of the Hebrew Tenses»). Да, своим именем Иегова свидетельствует о себе как о том, кто, активно действуя, стремится к своей цели. Из этого мы узнаем, что по мере развития действия он становится Исполнителем обещаний. Осознание того, что Творец всегда исполняет все, что намерен сделать, приносит радость и утешение многим людям.
Значение Божьего имени (из книги "Приближайся к Иегове")
7 Иегова выбрал себе имя, исполненное глубокого смысла. Имя Иегова буквально означает «Он дает становиться». И действительно, он дал начало всему. Уже сама эта мысль внушает нам благоговение. Но только ли этот смысл заложен в Божьем имени? Моисей, очевидно, хотел знать больше. Дело в том, что само это имя было не ново. На протяжении столетий люди знали и употребляли имя Бога. Задав вопрос о том, как зовут Бога, Моисей на самом деле хотел узнать личность, стоящую за этим именем. Он как бы спрашивал: «Что мне сказать израильтянам, чтобы их вера в тебя укрепилась, и как мне убедить их, что ты освободишь свой народ?»
8 В ответ Иегова объяснил значение своего имени. Он сказал Моисею: «Я стану тем, кем пожелаю стать» (Исход 3:14, НМ). Во многих переводах Библии в этом стихе говорится: «Я есмь Сущий» или «Я есмь Тот, Который есмь». Однако из «Перевода нового мира», где это выражение передано более точно, видно, что Бог здесь не просто подтверждает свое существование. Он объясняет Моисею, а через него и всем нам значение своего имени. Иегова «станет», или «даст себе стать», тем, кем это необходимо для исполнения своих обещаний. В переводе Дж. Б. Ротергама этот стих звучит так: «Я стану тем, кем желаю». Один специалист по древнееврейскому языку объяснил эту фразу таким образом: «Что бы ни случилось, какие бы трудности ни возникли... Бог всегда станет решением любой проблемы».
9 Что это означало для израильтян? Какое бы препятствие ни встречалось им на пути, в каком бы затруднительном положении они ни оказывались, Иегова всегда становился тем, кто приходил им на помощь, освобождая их из рабства и ведя их в Обетованную землю. Несомненно, это имя укрепляло их доверие к Богу. Оно может также укрепить и наше доверие (Псалом 9:11).
Комментарий