Экзистенциально-этическое измерение девственности Марии
Как Мария понимала и переживала свою девственность? Чтобы хоть что-то сказать об этом, необходимо вникнуть в смысл вопроса Марии: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк 1, 35). Об этом одном стихе написано много трудов и предложено множество толкований. Блаженный Августин и некоторые Отцы Церкви усматривали в вопросе Марии обет девственности. По их мнению, Ее ответ можно перефразировать следующим образом: "Я мужа не знаю и не хочу знать, ибо Я обещала Богу чистоту". Августин прямо говорит: "Она точно не сказала бы так, если прежде не обещала бы Богу девственности". Августин подчеркивает совершенную свободу Марии, когда Она давала этот обет. Современная католическая экзегетика несколько иначе объясняет этот вопрос Марии. Ее обет чистоты считается анахронизмом, возникшим от того, что некоторые Отцы хотели увидеть в Марии особый пример для девственниц в Церкви. Она и правда такой пример, но не в том смысле, что Она дала обет, который не был известен в Ее окружении. Вместо обета сейчас говорят о желании остаться девой вне какого бы то ни было юридического и организационного контекста. "Это было решение, в котором Она хотела выразить всю свою личность" (Ж. Гало). Это решение Она приняла в тайне своих отношений с Богом, по действию благодати. Фраза Марии "Я мужа не знаю" не означает намерения, но констатирует факт; это просто значит "Я девственница". Эти слова скорее выражают состояние Ее духа, Ее экзистенциальную ситуацию, Ее желание остаться девственницей (И. де ля Поттери, Р. Гуардини).
Более глубокое проникновение в контекст Благовещения (Лк 1, 28-38) позволяет приблизиться к этому таинственному решению Марии. Стих 34 в некотором смысле параллелен 28-му; в обоих стихах описывается настоящее положение Марии: в 28 ст. в глазах Ангела, а значит и Самого Бога, а в 34-ом в глазах Марии, т.е. с субъективной точки зрения. В 34-ом стихе говорится о том, что Мария девственница именно потому, что Она - "благодатная" и живет в присутствии Господа ("Господь с Тобою"). Поэтому Ее желание остаться девственницей - это форма, в которой Она уразумела благодатное призвание быть с Господом (И. де ля Поттери). Мария, будучи исполнена благодати, была расположена к тому, чтобы жить только для Господа. Именно это и есть, согласно Павлу, отличительная черта девства. Неженатый и девица заботятся "о Господнем, как угодить Господу" (1Кор 7, 32), благочинно и непрестанно служат Господу (35 ст.). Поэтому Мария, хотя и имела мужа, однако была как неимеющая (29 ст.). На благодать Богоприсутствия (Лк 1, 28) Она ответила "служением Господу" (1Кор 7, 35). Это и есть глубочайший смысл Ее девственности и вообще христианского девства. Иоанн Павел II учит, что христианское девство невозможно понять, "не вспоминая о любви в браке" (MD 20).
Такое объяснение вопроса Марии подтверждает и дальнейший текст. Сразу после Благовещения Она с поспешностью пошла, чтобы радостно прославлять Господа и служить нуждающимся (Лк 1, 39-56). Жизнь в девстве не отрывает от человеческих дел и проблем, от семьи. Девство Марии было не только способом служения Господу и дружбы с Ним, но также и формой любви к человеку. Девственность Марии рождала любовь.
Как Мария понимала и переживала свою девственность? Чтобы хоть что-то сказать об этом, необходимо вникнуть в смысл вопроса Марии: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк 1, 35). Об этом одном стихе написано много трудов и предложено множество толкований. Блаженный Августин и некоторые Отцы Церкви усматривали в вопросе Марии обет девственности. По их мнению, Ее ответ можно перефразировать следующим образом: "Я мужа не знаю и не хочу знать, ибо Я обещала Богу чистоту". Августин прямо говорит: "Она точно не сказала бы так, если прежде не обещала бы Богу девственности". Августин подчеркивает совершенную свободу Марии, когда Она давала этот обет. Современная католическая экзегетика несколько иначе объясняет этот вопрос Марии. Ее обет чистоты считается анахронизмом, возникшим от того, что некоторые Отцы хотели увидеть в Марии особый пример для девственниц в Церкви. Она и правда такой пример, но не в том смысле, что Она дала обет, который не был известен в Ее окружении. Вместо обета сейчас говорят о желании остаться девой вне какого бы то ни было юридического и организационного контекста. "Это было решение, в котором Она хотела выразить всю свою личность" (Ж. Гало). Это решение Она приняла в тайне своих отношений с Богом, по действию благодати. Фраза Марии "Я мужа не знаю" не означает намерения, но констатирует факт; это просто значит "Я девственница". Эти слова скорее выражают состояние Ее духа, Ее экзистенциальную ситуацию, Ее желание остаться девственницей (И. де ля Поттери, Р. Гуардини).
Более глубокое проникновение в контекст Благовещения (Лк 1, 28-38) позволяет приблизиться к этому таинственному решению Марии. Стих 34 в некотором смысле параллелен 28-му; в обоих стихах описывается настоящее положение Марии: в 28 ст. в глазах Ангела, а значит и Самого Бога, а в 34-ом в глазах Марии, т.е. с субъективной точки зрения. В 34-ом стихе говорится о том, что Мария девственница именно потому, что Она - "благодатная" и живет в присутствии Господа ("Господь с Тобою"). Поэтому Ее желание остаться девственницей - это форма, в которой Она уразумела благодатное призвание быть с Господом (И. де ля Поттери). Мария, будучи исполнена благодати, была расположена к тому, чтобы жить только для Господа. Именно это и есть, согласно Павлу, отличительная черта девства. Неженатый и девица заботятся "о Господнем, как угодить Господу" (1Кор 7, 32), благочинно и непрестанно служат Господу (35 ст.). Поэтому Мария, хотя и имела мужа, однако была как неимеющая (29 ст.). На благодать Богоприсутствия (Лк 1, 28) Она ответила "служением Господу" (1Кор 7, 35). Это и есть глубочайший смысл Ее девственности и вообще христианского девства. Иоанн Павел II учит, что христианское девство невозможно понять, "не вспоминая о любви в браке" (MD 20).
Такое объяснение вопроса Марии подтверждает и дальнейший текст. Сразу после Благовещения Она с поспешностью пошла, чтобы радостно прославлять Господа и служить нуждающимся (Лк 1, 39-56). Жизнь в девстве не отрывает от человеческих дел и проблем, от семьи. Девство Марии было не только способом служения Господу и дружбы с Ним, но также и формой любви к человеку. Девственность Марии рождала любовь.
Комментарий