Современный взгляд на Деву Марию.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Лаодикиец
    Ветеран

    • 21 March 2010
    • 1595

    #211
    Экзистенциально-этическое измерение девственности Марии
    Как Мария понимала и переживала свою девственность? Чтобы хоть что-то сказать об этом, необходимо вникнуть в смысл вопроса Марии: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк 1, 35). Об этом одном стихе написано много трудов и предложено множество толкований. Блаженный Августин и некоторые Отцы Церкви усматривали в вопросе Марии обет девственности. По их мнению, Ее ответ можно перефразировать следующим образом: "Я мужа не знаю и не хочу знать, ибо Я обещала Богу чистоту". Августин прямо говорит: "Она точно не сказала бы так, если прежде не обещала бы Богу девственности". Августин подчеркивает совершенную свободу Марии, когда Она давала этот обет. Современная католическая экзегетика несколько иначе объясняет этот вопрос Марии. Ее обет чистоты считается анахронизмом, возникшим от того, что некоторые Отцы хотели увидеть в Марии особый пример для девственниц в Церкви. Она и правда такой пример, но не в том смысле, что Она дала обет, который не был известен в Ее окружении. Вместо обета сейчас говорят о желании остаться девой вне какого бы то ни было юридического и организационного контекста. "Это было решение, в котором Она хотела выразить всю свою личность" (Ж. Гало). Это решение Она приняла в тайне своих отношений с Богом, по действию благодати. Фраза Марии "Я мужа не знаю" не означает намерения, но констатирует факт; это просто значит "Я девственница". Эти слова скорее выражают состояние Ее духа, Ее экзистенциальную ситуацию, Ее желание остаться девственницей (И. де ля Поттери, Р. Гуардини).
    Более глубокое проникновение в контекст Благовещения (Лк 1, 28-38) позволяет приблизиться к этому таинственному решению Марии. Стих 34 в некотором смысле параллелен 28-му; в обоих стихах описывается настоящее положение Марии: в 28 ст. в глазах Ангела, а значит и Самого Бога, а в 34-ом в глазах Марии, т.е. с субъективной точки зрения. В 34-ом стихе говорится о том, что Мария девственница именно потому, что Она - "благодатная" и живет в присутствии Господа ("Господь с Тобою"). Поэтому Ее желание остаться девственницей - это форма, в которой Она уразумела благодатное призвание быть с Господом (И. де ля Поттери). Мария, будучи исполнена благодати, была расположена к тому, чтобы жить только для Господа. Именно это и есть, согласно Павлу, отличительная черта девства. Неженатый и девица заботятся "о Господнем, как угодить Господу" (1Кор 7, 32), благочинно и непрестанно служат Господу (35 ст.). Поэтому Мария, хотя и имела мужа, однако была как неимеющая (29 ст.). На благодать Богоприсутствия (Лк 1, 28) Она ответила "служением Господу" (1Кор 7, 35). Это и есть глубочайший смысл Ее девственности и вообще христианского девства. Иоанн Павел II учит, что христианское девство невозможно понять, "не вспоминая о любви в браке" (MD 20).
    Такое объяснение вопроса Марии подтверждает и дальнейший текст. Сразу после Благовещения Она с поспешностью пошла, чтобы радостно прославлять Господа и служить нуждающимся (Лк 1, 39-56). Жизнь в девстве не отрывает от человеческих дел и проблем, от семьи. Девство Марии было не только способом служения Господу и дружбы с Ним, но также и формой любви к человеку. Девственность Марии рождала любовь.
    "Что общего между Афинами и Иерусалимом? Или Академией и Церковью?" Тертуллиан.

    Комментарий

    • Мишель21
      Отключен

      • 30 April 2012
      • 2710

      #212
      Сообщение от adashev
      Тот, Кто родился (воплотился) от Марии - Бог.
      Бог может родиться у двух Богов или у одного Бога, но не у Бога и человека.

      Комментарий

      • нерисса
        Ветеран

        • 23 December 2011
        • 2598

        #213
        Сообщение от Мишель21
        Бог может родиться у двух Богов или у одного Бога, но не у Бога и человека.
        Иисус и был Богочеловек

        Комментарий

        • adashev
          Ветеран

          • 09 November 2011
          • 10596

          #214
          Сообщение от Мишель21
          Бог может родиться у двух Богов или у одного Бога, но не у Бога и человека.
          Вы не понимаете, я говорю о самом процессе рождения - родах. и об актуализации в контексте несторианских споров полноценной божественности Христа. Для православного богословия личность первичнее природы. Во Христе две природы, но одна личность (божественная). Через Марию эта личность родилась (воплотилась) в мире человека. Эта личность предвечна, но в материальном мире воплотилась посредством Марии. В этом смысле Мария - Богородица (феотокон по греч., а не феоген)
          Православный христианин

          Комментарий

          • Мишель21
            Отключен

            • 30 April 2012
            • 2710

            #215
            Сообщение от adashev
            Вы не понимаете, я говорю о самом процессе рождения - родах. и об актуализации в контексте несторианских споров полноценной божественности Христа. Для православного богословия личность первичнее природы. Во Христе две природы, но одна личность (божественная). Через Марию эта личность родилась (воплотилась) в мире человека. Эта личность предвечна, но в материальном мире воплотилась посредством Марии. В этом смысле Мария - Богородица (феотокон по греч., а не феоген)
            Не понимаю, так как такие толки и нельзя понять. Вашу мать, как и других матерей не называют человекородицами (не принято). Зачем же здесь выдумывать, чтобы потом словесными заковыками пытаться оправдаться. Дева Мария - Мать Иисуса Христа, а не какая-то родица.

            Комментарий

            • adashev
              Ветеран

              • 09 November 2011
              • 10596

              #216
              Сообщение от Мишель21
              Не понимаю, так как такие толки и нельзя понять. Вашу мать, как и других матерей не называют человекородицами (не принято). Зачем же здесь выдумывать, чтобы потом словесными заковыками пытаться оправдаться. Дева Мария - Мать Иисуса Христа, а не какая-то родица.
              Если что-то недоступно вашему пониманию, это не означает, что оно недоступно пониманию вообще. Прежде чем писать на эту тему, хотя бы ознакомьтесь с историей христологических споров, а не переносите как аппликацию современные нормы языка на богословие V века.
              Православный христианин

              Комментарий

              • Мишель21
                Отключен

                • 30 April 2012
                • 2710

                #217
                Сообщение от adashev
                Если что-то недоступно вашему пониманию, это не означает, что оно недоступно пониманию вообще. Прежде чем писать на эту тему, хотя бы ознакомьтесь с историей христологических споров, а не переносите как аппликацию современные нормы языка на богословие V века.
                Я знаком с этими спорами и считаю их большой глупостью наших предшественников. Почему и противно, что нынешние христиане повторяют их ошибки. Конечно, то что не понимаю я, кто-то понимает, но вы же говорите для всех, а не только для любителей философии.

                Комментарий

                • adashev
                  Ветеран

                  • 09 November 2011
                  • 10596

                  #218
                  Сообщение от Мишель21
                  Я знаком с этими спорами и считаю их большой глупостью наших предшественников. Почему и противно, что нынешние христиане повторяют их ошибки. Конечно, то что не понимаю я, кто-то понимает, но вы же говорите для всех, а не только для любителей философии.
                  Богословские споры - это реакция на искажение истины. Не было бы Нестория, не было бы нужды в спорах. Поэтому, то что вы считаете глупостью, на самом деле единственный способ оградить истину о Христе. Умнейшие и знающие люди считали эту проблему важнейшей, и искали пути её преодоления. Всё-таки. смею полагать, что вы весьма поверхностно знакомы с историей христологических споров, не понимая их логики и значения, иначе не стали бы писать подобного.
                  Православный христианин

                  Комментарий

                  • Мишель21
                    Отключен

                    • 30 April 2012
                    • 2710

                    #219
                    Сообщение от adashev
                    Богословские споры - это реакция на искажение истины. Не было бы Нестория, не было бы нужды в спорах. Поэтому, то что вы считаете глупостью, на самом деле единственный способ оградить истину о Христе. Умнейшие и знающие люди считали эту проблему важнейшей, и искали пути её преодоления. Всё-таки. смею полагать, что вы весьма поверхностно знакомы с историей христологических споров, не понимая их логики и значения, иначе не стали бы писать подобного.
                    Всё наоборот. Не назови один из этих умнейших людей Деву марию Богородицей, не появилось бы и возражений Нестория.

                    Комментарий

                    • adashev
                      Ветеран

                      • 09 November 2011
                      • 10596

                      #220
                      Сообщение от Мишель21
                      Всё наоборот. Не назови один из этих умнейших людей Деву марию Богородицей, не появилось бы и возражений Нестория.
                      Вот как раз этот термин и позволил выявить ложность взглядов Нестория на личность Христа, также как термин "единосущный" позволил вывести ариан за ограду Церкви. Учение Нестория было несомненной ересью и его неприятие термина Богородица стало лакмусом. Церковь таким образом обнаружила опасность и ликвидировала её.
                      Православный христианин

                      Комментарий

                      • Мишель21
                        Отключен

                        • 30 April 2012
                        • 2710

                        #221
                        Сообщение от adashev
                        Вот как раз этот термин и позволил выявить ложность взглядов Нестория на личность Христа, также как термин "единосущный" позволил вывести ариан за ограду Церкви. Учение Нестория было несомненной ересью и его неприятие термина Богородица стало лакмусом. Церковь таким образом обнаружила опасность и ликвидировала её.
                        Вы запутались в терминах вместе с вашей церковью. И других впутываете.

                        Комментарий

                        • adashev
                          Ветеран

                          • 09 November 2011
                          • 10596

                          #222
                          Сообщение от Мишель21
                          Вы запутались в терминах вместе с вашей церковью. И других впутываете.
                          У нас никакой путаницы нет. И вас вообще никто не впутывает.
                          Православный христианин

                          Комментарий

                          • Krug
                            Ветеран

                            • 29 October 2011
                            • 1693

                            #223
                            Я вот так и не понял,не помогла рассмотреть что именно? Иисус для Марии -сын как никак, как вы думаете, она должна была что либо в нем рассматривать?)))) А с чего вы взяли что Мария считала Иисуса мессией а сумасшедшим?
                            А ты вообще-то внимательно Евангелие читаешь?????? А если да то все ли высказывания там понимаешь????? Ведь там не все на современном русском языке.
                            Мк.3:21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
                            Так вот разъясняю это выражение, которое выделено. Вышел из себя - современным языком это сошел с ума или просто сумасшедший.
                            Так, что Мария в Иешуа не видела Машиаха до последнего, пока его не распяли.

                            А у какой девицы родившееся в Ней есть духа Святого? Это во первых. ( вы как то спешите слишком приземленно оценивать ситуацию равняя по себе.История знает примеры обратные вашим.)
                            А вы знаете моих учителей? И в чем я обвиняю Иосифа????? В том что он по слову ангела принял Марию, жену свою?
                            Ни у какой или ты все ещё сидишь в язычестве????????????? Тогда мне в таком случае не о чем с тобой говорить.
                            А если ты хочешь отказаться от язычества забудь сказки про девочек рожающих от богов. Это во первых.
                            А во вторых ты обвиняешь Иосифа в нарушении Закона, а следовательно он грешник, а не праведник.
                            И в третьих ты Создателя делаешь лицемером. Потому что Он дал людям заповедь не прелюбодействуй. И Сам же её нарушает. Это с твоей стороны мягко говоря клевета. И при чем на всех троих начиная с Создателя.
                            И по поводу твоих учителей мне не надо знать их в лицо. И даже видеть. Ты хвалишься "знанием" Писания, а то что Дух Создателя открывает сердца людей этого не ведаешь. Сказано по плодам узнавайте их. Или тебе эти слова не знакомы?????????????
                            А плоды то гнилые и к пище не пригодны.

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от kirbill
                            Иисус не называл себя Мессией и если бы Мария начала кричать об этом на каждом углу, то скорее её посчитали бы сумасшедшей, нежели Его.
                            Прежде чем встревать в разговор ты бы лучше разобрался, что означает Мессия, Христос и на языке оригинала Машиах. А за одно, что означает Иеуша - Иисус. А то за чем знать истинное значение слова. Легче глупости нести, чем интересоваться тем, что должно привести к жизни. Так как если не понимаешь истинного значения слова то и у тебя будет не правильное представление, о чем идет речь.
                            Да Иешуа не кричал на каждом углу, что он Машиах, но это было видно из его дел.
                            Ладно облегчу тебе задачу Машиах - Помазанник. Так кем он был помазан и как стать помазанником??????????????????

                            Комментарий

                            • Krug
                              Ветеран

                              • 29 October 2011
                              • 1693

                              #224
                              Сообщение от Лаодикиец
                              Девственность - ответ Марии на дружбу Господа На Божие обетование близости, присутствия и дружбы с Господом, выраженной в словах "Господь с тобою", Мария ответила решением жить в девственности. Девственность Марии подчеркивают оба евангельских повествования о детстве Иисуса: от Матфея и от Луки, хотя они и основываются на разных, независимых друг от друга преданиях. "По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф 1, 18, 22-23). В девственном зачатии и рождении Мессии Матфей видит исполнение Писаний. Согласно свидетельству Луки: "Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария" (Лк 1, 26-27). Какой богословский и нравственный смысл содержит в себе девственность Марии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо присмотреться к среде, из которой вышла Мария.


                              Девственность в Ветхом Завете
                              В ветхозаветной этике высоко ценилась девственность до брака, имевшая правовой характер и обычно являвшаяся необходимым условием замужества (Втор 22, 14). Прелюбодеяние обрученной девицы наказывалось побиением камнями до смерти (Втор 22, 23-24); соблазнение необрученной девицы наказывалось взиманием денежного штрафа в пользу отца девушки; виновник должен был жениться на опороченной (Втор 22, 28-29). Первосвященники и даже простые священники могли жениться только на девственнице (Лев 22, 13-14; Иез 44, 22). В общественной жизни и благочестии к девственницам относились с уважением (Быт 24, 16; 34, 7.31; Суд 18, 24), у них было право носить особое облачение и находиться на почетном месте во время совершения богослужений (2Цар 13, 18; Иер 2, 32). Потеря девственности считалась жизненной трагедией и была равнозначна потере чести (2Цар 13, 2-18; Плач 5, 11; Сир 7, 24; 9-11); она усложняла или даже делала невозможным заключение брака (Исх 22, 15; Втор 22, 14-19). Основной целью этих предписаний была забота о сохранении чистоты, которой требовал Закон.
                              Девственность же, как постоянный образ жизни, избранный по религиозным или социальным соображениям, не была известна в ветхозаветном нравственном учении. Остаться девой считалось несчастьем; вечную девственность, так же как и бесплодие, воспринимали как унижение и позор (Быт 30, 23; 1Цар 1, 11; Ис 4, 1). Родственница Марии - Елисавета, зачав в старости Иоанна Крестителя, говорила с радостью: "Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми" (Лк 1, 25). Смерть до замужества в девственности считалась жизненной неудачей. Дочь Иеффая, обреченная на смерть в девичестве, два месяца оплакивала с подругами свое девство (Суд 11, 37сл). О том, насколько израильские женщины ценили замужество, можно судить по периодам войн, во время которых гибло много мужчин. Тогда было нарушено равновесие полов. В такие времена израильские женщины считали, что лучше жить в многоженстве, отказавшись от прав единственной жены, чем вообще остаться без мужа (Ис 4, 1). Ибо идеалом и желанием каждой израильской женщины был плодовитый брак, а не девственность. Потомство считалось даром, наградой и благословением (Пс 127, 3). По мнению Иоанна Павла II, эти взгляды были связаны с чаянием Израиля, а особенно израильской женщины, пришествия Христа, Который должен был быть "семенем Жены" (MD 20). Из этого мира происходила и в таком мире жила Матерь Иисуса, почитавшая в своей жизни Закон Господа (Лк 2, 22-39). С этим фактом необходимо считаться, объясняя девственность Марии. На этом фоне можно увидеть Ее величие и высоту духа.

                              - - - Добавлено - - -

                              Сотериологическое измерение девственности Марии
                              Чтобы увидеть спасительный смысл девства Марии, нужно внимательно исследовать тексты Писания. Оба евангелиста - Матфей и Лука - отчетливо говорят, что зачатие и рождение Сына Божия произошли без участия мужчины, от Духа Святого. Начало земной жизни Христа Матфей изображает по образу начала творения. Он дважды в первой главе употребляет существительное genesis: а) Родословие (книга происхождения - genesis) Иисуса Христа (1, 1) и б) Рождество (genesis) Иисуса Христа было так... (1, 18). Это - явная ссылка на Книгу Бытия - genesis. Тем самым библейский автор хочет сказать, что с зачатием и рождеством Иисуса наступает новое начало, новое творение, предсказанное пророками (Мф 1, 23). Во время первого творения Святой Дух носился над водами, давая жизнь (Быт 1, 1-2), во время нового творения также действует Святой Дух, начиная мессианско-эсхатологическую эру (Мф 1, 18, 20). Рожденный от Духа Святого будет наречен Иисусом, что значит Спаситель. "Ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф 1, 21). Таким образом, это - начало полноты спасения, предсказанной пророками (Мф 1, 23). Начало нового творения, т.е. мессианско-эсхатологического времени, начало полноты спасения в Иисусе Христе, имеет свое начало только в Боге, Который действует через Святого Духа.
                              Похожая богословская перспектива вырисовывается и у св. Луки. Зачатие и рождество Иисуса - это дело Святого Духа (Лк 1, 35). На весть Ангела, что Мария станет Матерью Сына Всевышнего, Дева отвечает вопросом: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк 1, 34). Сообщение Ангела понятно: Мария была избрана Богом стать Матерью Мессии, Сына Божия. Мария не уклоняется от своего призвания, не отговаривается своей недостойностью, но принимает его и радуется ему. Единственно Она признает некоторую формальную трудность: "Как будет это, когда Я девственница?" Как согласовать материнство, предсказываемое Ангелом, с Ее девством? "Я мужа не знаю" означает "Я - девственница". Отвечая на этот вопрос, Ангел Господень подчеркивает творческое вмешательство Бога: "Дух Святой найдет на Тебя..." (Лк 1, 35). Все внимание посланника сейчас сосредоточено только и исключительно на действии Бога, Который отнесется с уважением к Ее девственности. Она зачнет и родит Сына, но это зачатие и рождение будут девственными. Сын Всевышнего, Иисус (т.е. Спаситель) придет в мир благодаря действию Бога, а не только человека.
                              На основании этих текстов можно определенным образом представить основной смысл девственности Марии в свете истории спасения. Иисус Христос как начало нового творения и полноты спасения есть исключительно безвозмездный дар Бога. Как первый Адам имел свое начало в Боге, так и новый Адам пришел в мир благодаря действию Самого Бога. Эту истину выразил Лука, ведя родословную Иисуса от Адама, которого называет сыном Божиим (3, 38). Первый сын Божий Адам, был создан Богом и оживлен Его дыханием, новый Сын Божий - Иисус - пришел в мир благодаря Богу и действию Его Духа (Лк 1, 35). Таким образом, в начале нового творения и полноты спасения находится не всемогущий и торжествующий человеческий «эрос», но божественная «агапа»; не хотение мужа, гордящегося своей потенцией, но таинственное действие Святого Духа. Как верно заметил Карл Барт, во всяком естественном рождении на первом плане всегда присутствует мужчина, сознающий свою силу и сильный своим желанием, гордящийся своей способностью к размножению, - автономный и независимый человек. Такой естественный процесс размножения не может быть адекватным символом тайны, которую он должен знаменовать, т.е. тайны откровения и рождения Бога. Бог, осуществляя Свои спасительные замыслы, избрал другой путь, который пророк определил так: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои" (Ис 55, 8). При осуществлении Своего плана спасения Бог избрал путь бедности, смирения, немощи, - средства чрезвычайно скромные. "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1Кор 1, 27-29). Бог идет Своим путем; по-своему осуществляет Свои замыслы. Так осуществлял Божий замысел спасения Иисус Христос: Он отказался от силы и власти (Мф 4, 6-11; Лк 11, 29; Ин 6, 15), отбросил мощь денег, избрав ничтожные средства для совершения спасения. Этот способ воплощения Божиих замыслов особенно проявляется в зачатии и рождении Мессии. В эпоху преобладания и превознесения мужчин Бог избирает находившуюся в тени девственницу, чтобы Она стала Матерью Его Сына. Бог идет по Своему пути: Он Сам положил начало истории спасения и Он же направляет ее к эсхатологическому завершению. Девственное зачатие совершенно согласно с образом действия Бога в домостроительстве спасения.
                              Подтверждение именно такого образа действия Бога мы находим в Ветхом Завете. Символ девственного рождения становится вполне понятным в свете библейской традиции Ветхого Завета, упоминающей о многих бесплодных женщинах: они стали матерями, зачали и родили сыновей благодаря особому вмешательству Бога. Именно таким образом Сарра родила Исаака (Быт 16, 2), Ревекка - Иакова (Быт 25, 22), Рахиль - Иосифа (Быт 29, 31), Анна - Самуила (1Цар 1, 5). Самсон тоже родился от бесплодной матери (Суд 13, 3). На границе двух Заветов бесплодная Елисавета родила Иоанна (Лк 1, 7). Ангел, заканчивая послание, дает Марии знамение (Лк 1, 36-37): бесплодная Елисавета зачала в старости сына. Так чудесно рожденные дети сыграли огромную роль в истории спасения Израиля. Бог, одаривая всех этих бесплодных женщин материнством, учит, что осуществление обетований и исполнение Закона не происходит естественным путем, путем человеческой плодовитости. Исполнение обетования спасения это исключительно Его дело; Он безвозмездно, Своей силой осуществляет Свои планы. Елисавета, последняя из таких женщин Израиля, была дана Марии - первой христианской Девственнице - как знамение. Мария, хотя и не знала мужа, все же сделалась Матерью Христа - Спасителя людей. Тайна материнства бесплодной женщины обрела в Марии свое исполнение. Она была и Девой и Матерью. Рожденный от Нее Сын спас людей от грехов. В этом контексте видно, что девственное зачатие Иисуса это не просто отдельный эпизод истории спасения. Можно сказать, что это обычный образ действия Бога в истории спасения. Девственное зачатие глубоко укоренено в домостроительстве Божием.
                              Философ ты прежде чем расписывать здесь томы талмудов. Лучше бы поинтересовался точным значением приводимого тобою слова. Которое находится у Исайи. А он говорит о молодой женщине, а ни о какой то там девственнице, которую для таких глупцов придумали ваши отцы. Там стоит слово Алма- молодая женщина, а не битула - девственница.

                              Комментарий

                              • adashev
                                Ветеран

                                • 09 November 2011
                                • 10596

                                #225
                                Сообщение от Krug
                                Там стоит слово Алма- молодая женщина, а не битула - девственница.
                                слово "алма" может иметь оба значения.
                                Православный христианин

                                Комментарий

                                Обработка...