А понимать их следует так:
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти" (ст. 16). Если все умерли и все воскресли, и умерли так, как осудило умереть владычество греха, воскресли же банею пакибытия и обновления Духа Святого, то он справедливо говорит, что мы "никого" из верующих "не знаем по плоти". Что, в самом деле, до того, если они находятся еще во плоти? Прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно небесные. И всего этого виновником (апостол) называет Христа, почему и прибавил: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем".
Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом" (Деян. 1: 11). Как "таким же образом"? Во плоти, с телом. Как же он говорит: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем"? В приложении к нам, "по плоти" значит то же, что быть во грехах, а "не по плоти" то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, "по плоти" не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он "не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53: 9; 1 Петр. 2: 22), почему и говорил: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Иоан. 8: 46); и еще: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 14: 30); а "не по плоти" означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную." (Свт. Иоанн Златоуст)
Но Лука об этом не говорит, напротив, он пишет, что писал Евангелие по собственному рассуждению и с помощью исследования материала, бывшего до него, а вовсе не по некоему божественному откровению.
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти" (ст. 16). Если все умерли и все воскресли, и умерли так, как осудило умереть владычество греха, воскресли же банею пакибытия и обновления Духа Святого, то он справедливо говорит, что мы "никого" из верующих "не знаем по плоти". Что, в самом деле, до того, если они находятся еще во плоти? Прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно небесные. И всего этого виновником (апостол) называет Христа, почему и прибавил: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем".
Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом" (Деян. 1: 11). Как "таким же образом"? Во плоти, с телом. Как же он говорит: "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем"? В приложении к нам, "по плоти" значит то же, что быть во грехах, а "не по плоти" то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, "по плоти" не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он "не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53: 9; 1 Петр. 2: 22), почему и говорил: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Иоан. 8: 46); и еще: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 14: 30); а "не по плоти" означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную." (Свт. Иоанн Златоуст)
Но Лука об этом не говорит, напротив, он пишет, что писал Евангелие по собственному рассуждению и с помощью исследования материала, бывшего до него, а вовсе не по некоему божественному откровению.
Комментарий